Использование элементов адаптивной системы обучения в свете требований ФГОС
Использование элементов адаптивной системы обучения в свете требований ФГОС
Основная задача обучения иностранным языкам в современной школе – воспитание всесторонне развитой личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, что, в свою очередь, предполагает изменение роли учителя в образовательном процессе. Учитель сегодня должен научиться управлять деятельностью как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика, учитывая его индивидуальные особенности, уровень обучаемости и обученности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование элементов адаптивной системы обучения в свете требований ФГОС »
Использование элементов адаптивной системы обучения в свете требований ФГОС
Кисельман Л.Б.
Основная задача обучения иностранным языкам в современной школе – воспитание всесторонне развитой личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, что, в свою очередь, предполагает изменение роли учителя в образовательном процессе. Учитель сегодня должен научиться управлять деятельностью как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика, учитывая его индивидуальные особенности, уровень обучаемости и обученности. Творческий поиск привел меня к использованию элементов адаптивной системы обучения (АСО).
Организация самостоятельной работы в системе АСО позволяет школьникам полнее реализовать свои способности в деятельности на уроке, самому добывать необходимые знания, уметь обучать себя и своих товарищей.
Для реализации поставленных задач в своей работе использую такие технологии и техники, которые бы позволили мне осуществлять личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении учащихся. При планировании каждого урока прогнозирую личностные, метапредметные и предметные результаты учеников.
Использую такие современные педагогические технологии как ИКТ, игровую, АСО, КСО, проектную, разноуровневую, технологию развивающего и проблемного обучения, критического мышления. В течение многих лет использую адаптивную систему обучения учащихся, в которую внесла много авторских изменений, учитывая специфику предмета. Опыт моей работы обобщался в журнале «Методический вестник» СОИУУ ещё в 1998 году. С тех пор я продолжаю использовать АСО и считаю, что эта система обучения учащихся как нельзя лучше соответствует требованиям новых ФГОС. Она позволяет мне управлять деятельностью, как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика, учитывая его индивидуальные особенности, уровень обучаемости и обученности. Организация самостоятельной работы учащихся в группах и парах разного типа, позволяет школьникам полнее реализовать свои способности в деятельности на уроке, самому добывать необходимые знания, уметь обучать себя и своих товарищей. Принцип личностно-ориентированной самостоятельной работы стал ведущим в моей деятельности.
Работа в АСО позволяет мне решать следующие задачи: глубоко изучать личность каждого ребенка на основе мониторинга, отбирать учебный материал, адаптированный к индивидуальным особенностям учащихся, глубоко продумывать индивидуальную работу учащихся на фоне самостоятельно работающего класса, обеспечивать управление процессом самостоятельной деятельности учащихся с помощью разноуровневых дидактических материалов (карточек) с обратной связью (ключами), осуществлять коммуникативную направленность уроков. Я тщательно готовлю школьников к самостоятельной работе на уроке: ученики овладевают алгоритмом самостоятельной работы в парах и группах, приемами само- и взаимоконтроля, способами оценивания себя и своих товарищей. Дидактический материал разрабатывается таким образом, чтобы каждый ученик был включен в деятельность. Большинство заданий составляются по степени сложности в 2-х и 3-х уровнях. Для контроля навыков и умений аудирования и чтения на 1-м уровне используются, например, тестовые задания, подстановочные упражнения, задания на нахождение тех или иных форм и т.д. На 2-м уровне это обычно вопросы, на которые учащиеся должны дать ответы самостоятельно. На 3-м уровне задания носят творческий характер. При выполнении заданий учащиеся либо продвигаются от 1-го уровня к более сложному, либо выбирают уровень в соответствии со своими знаниями.
При организации работы в группах (говорение) помощь учителю оказывают "ассистенты" из числа хорошо успевающих учеников. Особенно нравятся учащимся задания для всей микрогруппы, когда учащиеся сами определяют долю участия каждого в коллективном рассказе. Особенно популярной стала работа в группах над проектами. Иногда на уроке используется карточка учета. В течение урока ученик получает баллы по каждому виду речевой деятельности. Баллы суммируются, выставляется оценка. Каждый ученик переживает состояние успеха и сам намечает свое продвижение вперед.
Все это направлено на развитие как коммуникативной компетенции, что является основной целью обучения иностранному языку, так и развитию самостоятельности учащихся, что соответствует требованиям ФГОС.
Далее прилагается пример карточки-задания.
LISTENING COMPREHENSION.
(«Britain in Brief», page 110, «Christmas»)
As you know holidays play a very important role in the life of people. Listen to the story how Englishmen celebrate Christmas.
What is the best tradition connected with this holiday?
DO THE TASKS.
I level.
1) Find the right explanation of the fact
If you try to catch a train on 24th of December you may have difficulty in finding a seat because ...
a) people are going shopping
b) people are travelling home to be with their families
c) people are going to the parties
2) Choose the main idea of the text. The text is devoted to ...
the Christmas traditions
the origin of the holiday
the feeling of people during the holiday
3) Choose the right answer to the questions.
1. When are carol services held?
on the Saturday before Christmas
on the Sunday after Christmas
on the Sunday before Christmas
2. Where do children leave their socks and stockings for presents?
at the end of their beds
at the bottom of the Christmas tree
in the chimney
3. What is the traditional dish on Christmas?
a chicken
a turkey
a goose
4. Whom do people watch on TV?
the Prime-Minister
the Queen
the Lord Chancellor
II level.
Answer the questions about one of the most famous holidays (Christmas).
1. What do the churches hold before the holiday?
What are the Christmas traditions?
What is this holiday connected with?
III level.
Express your viewpoint.
What are the differences between the celebration of Christmas in Russia and the UK?
READING COMPREHENSION («From the History of the Olympic Games»). (Взаимоконтроль понимания текста с извлечением основной информации)
CARD A
READ YOUR PART OF THE STORY TO YOUR DESKMATE AND DO THE FOLLOWING TASKS.
I. Choose the right ending of the sentences.
1) The first Olympic Games took place ...
in Greece
in Egypt
in China
2) The athletes were allowed ...
to come to the Games
to compete in the Games
to watch the Games
3) ... were not allowed to be present at the Games.
children
old people
women
4) The first modern Olympic Games were organized in ...
1896
1796
1890
II. Answer the questions.
Who was allowed to compete in the Games?
Who wasn't allowed to compete in the Games?
How often did the Games take place?
When did the first modern Olympic Games take place?
III. What facts about the Olympic Games could you tell your friends at the sitting of your Sport Club?
THE KEYS (На обратной стороне карточки).
I.
l)a 2)b 3)c 4) a
II.
Only athletes was allowed to compete in the Games.