Просмотр содержимого документа
«Интерактивные аспекты преподавания английского языка как путь формирования творческой личности»
«Интерактивные аспекты преподавания английского языка как путь формирования творческой личности»
Виноградова Елена Германовна
учитель английского языка
МБОУ «Средняя школа № 107»
г. Ростов-на-Дону
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является совершенствование форм обучения иностранному языку. Нельзя назвать эту проблему новой, но, думается, далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон, вся значимость ее при решении задач активизации процесса обучения. У каждого молодого учителя, начинающего работать в школе, эта проблема вызывает трудности. Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика. Все это побудило нас обратиться к соответствующей литературе и опыту учителей-практиков по данной проблеме.
Прежде всего, бесспорным фактом является разная степень подготовленности школьников. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т.д. Кроме того, у всех детей разный склад мышления.
Изучение интересов и склонностей школьников, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в совершенствовании традиционных форм обучения иностранному языку и более глубокому изучению интерактивных форм обучения иностранному языку. Конечно, осуществить все это на практике не так легко, как может показаться на первый взгляд. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. И нашей главной задачей является облегчение выбора форм обучения иностранному языку в средней школе и их совершенствование или полная переработка.
Нуждается в обсуждении и практическая цель обучения. Общая задача обучения иностранному языку - это вопрос не методический, а социально-педагогический. Главная проблема тут - соотношение задач в области устной речи и чтения. Решая эту проблему, надо учитывать такие факторы, как мера соответствия достигаемых результатов затратам общества, тот жизненный смысл, который видят (могут видеть) школьники в различных вариантах целевой установки предмета «иностранный язык», степень сохраняемости полученных в школе навыков и умений при значительных перерывах в формальном образовании и др.
Необходимо обсудить и общеобразовательную направленность учебного предмета «иностранный язык». Известно, что уникальное общеобразовательное значение этого предмета, реализуемое при определенных условиях, заключается в специфическом положительном влиянии его на меру осознанности владения родным языком, культуру речи на родном языке, расширение филологического кругозора подрастающего поколения.
И, наконец, необходимо со всей категоричностью напомнить о том, что учебный предмет «иностранный язык» должен закладывать основы умений самообразования в области этого предмета. От правильного решения проблем, целей и содержания обучения иностранному языку в решающей степени зависит и мотивация учащихся. Это предполагает, в первую очередь, повышение уровня и качества практического владения иностранным языком у массы выпускников специальных факультетов и институтов. Такая постановка вопроса не только непосредственно вытекает из современных задач, стоящих перед школой, но и имеет большое общегосударственное значение.
Качество обучения иностранному языку во многом определяется состоянием методики преподавания иностранных языков как науки. К сожалению, здесь не все благополучно. Во-первых, на свет все еще появляются методические работы, абстрактные построения которых не согласуются с реальностью педагогического процесса, что приводит к надуманным рекомендациям, обоснованно отвергаемым учителями и преподавателями-практиками, и не способствуют повышению авторитета методики обучения иностранному языку как раздела педагогической науки.
Во-вторых, дальнейшее повышение уровня методических исследований тормозится рядом распространенных методических ошибок, допускаемых авторами. В-третьих, мы по существу предали забвению известную истину о том, что никакая наука не может плодотворно развиваться без дискуссий. Последнее является непременным условием формирования творчества учителя. Ведь любые, даже самые тщательно разработанные рекомендации беднее педагогической реальности, и для того чтобы успешно справляться с незапрограммированными трудностями в незапланированных ситуациях учебного процесса, учитель должен владеть гораздо более широким диапазоном методов и приемов обучения, чем те, которые уложились в концепцию конкретного автора учебника, методического пособия и т.п.
Обучение будущих учителей творческому подходу, включает в себя: обучение творческому планированию и перепланированию материалов учебника; обучение разработке и включению дополнительных подготовительных упражнений на основании умения прогнозировать трудности для конкретного класса; обучение разработке и проведению уроков иностранного языка в интерактивной форме.
Интерактивный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Мнения педагогов на интерактивные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Таким образом, проблемой нашего исследования является противоречие между теоретическим обоснованием интерактивных аспектов преподавания иностранного языка и трудностью практической реализации данного подхода.
Период глубокой реформации российского общества характеризуется новыми, повышенными требованиями к выпускникам средней школы, которые должны быть подготовлены к новым общественным рыночным отношениям, социально защищены, быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам, отклонениям в окружающей жизни, подготовлены к встрече с трудностями конкретной деятельности, иметь знания на уровне современной науки и техники, быть здоровыми физически и психически.
С точки зрения социализации чрезвычайно важный период в становлении личности - подростковый возраст. Именно в этот период происходит распределение доминирующих потребностей, постоянное осуществление выбора, открытие своего внутреннего мира.
Этот период приходится на время, когда главным социальным инструментом для человека является школа, поэтому именно она должна предложить и обеспечить систему работы, направленную на развитие социального опыта, обучение принятию решения и помощь в самоопределении личности, на социализацию подростка. Таким образом, определилась и тема исследования «Интерактивные аспекты преподавания английского языка как путь формирования творческой личности». Основной целью является теоретическое обоснование необходимости использования интерактивных форм уроков при обучении иностранному языку и выявление эффективности их применения на практике.
Задачи:
Дать теоретическое обоснование интерактивного подхода в обучении иностранному языку в средней школе.
Изучить различные методические подходы по организации интерактивных типов уроков при обучении английскому языку.
Разработать интерактивные типы уроков, направленных на формирование интереса к изучению английского языка.
Осуществить экспериментальную проверку эффективности использования разработанной системы интерактивных форм уроков при обучении английскому языку учащихся 4б класса.
Обосновать результаты проведенного исследования.
Объект исследования: Процесс формирования речевого навыка учащихся 4б класса с использованием интерактивных форм уроков иностранного языка.
Предмет исследования: эффективность применения интерактивных форм уроков при обучении иностранному языку учащихся 4-х классов.
Гипотеза: Использование интерактивных форм уроков при обучении английскому языку повысит мотивацию учащихся к изучению данного предмета, и будет способствовать более эффективному усвоению лексического материала.
Методы исследования:
Теоретические:
изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы;
изучение и анализ современных учебников для начальной школы;
сравнение различных научных подходов и взглядов на интерактивный подход в обучении.
Эмпирические:
педагогический эксперимент;
наблюдения;
обобщение опыта учителя.
Глава 1. Интерактивные аспекты преподавания иностранного языка как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка.
1.1 Урок как основная форма обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разных формах, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью их учебниками, учебными пособиями и др. В дидактике предпринимаются попытки дать определение формы обучения:
это важнейший компонент учебного процесса, в котором выражена четкая, протекающая по времени организация учебной деятельности учащихся, взаимосвязанная с деятельностью учителя (В.Н. Максимова);
это взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом (И.Я. Лернер);
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на:
фронтальные: учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Они ориентированы на среднего ученика, а не на учет индивидуальных различий.
групповые: учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп. Они учитывают индивидуальные особенности учеников.
индивидуальные: не предполагают непосредственного контакта учеников друг с другом. Учитель работает только с отдельными учениками. (И.М. Чередов)
Данные формы обучения являются общими.
С позиции целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок.
Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса), с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).
В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников, с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Каждый урок складывается из определенных элементов, которые активизируют различные типы деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Под структурой урока следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязь между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Разнообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.
Типы уроков, простые по своему строению, то есть имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего приемлемы в средних и старших классах. Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в организационных и сугубо дидактических требованиях. К организационным требованиям относятся целевая установка урока и его общая организационная четкость (своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности, максимальное использование возможностей каждого этапа и каждой минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока); разнообразие способов организационного построения и проведения урока; рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.
Дидактические требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном уроке единство принципов обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя.
1.2 Интерактивная форма обучения как нововведение в организации педагогического процесса
Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими, одни из которых развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
К вспомогательным организационным формам обучения относятся факультативы и различные формы кружковой и клубной работы, направленные на удовлетворение разнообразных интересов и потребностей учащихся, на развитие их способностей.
Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучаемому иностранному языку, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных форм обучения. К таким формам обучения целесообразно прибегать на итоговых уроках, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по данной теме.
На основе всего вышесказанного можно выделить следующие типы интерактивных уроков, приемлемых для уроков иностранного языка:
Урок - деловая игра
Урок - консультация
Уроки творчества
Урок - аукцион
Урок - зачет
Уроки сомнения
Урок - конкурс (викторина)
Уроки фантазии
Урок-игра
Урок-концерт
Урок - экскурсия
Урок - коллаж
Интегральные уроки
Урок - игра «Телемост»
Легко заметить, что в разряд интерактивных уроков вошли некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы, а их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
1.3 Разнообразие интерактивных форм урока иностранного языка:
1.3.1. Игра и игровая ситуация на средней стадии обучения.
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся? Над этими проблемами работали, работают и будут работать многие учителя иностранного языка.
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает обучаемых к активному участию в учебном процессе, стимулирует и интенсифицирует его, вызывает интерес к изучению иностранного языка.
В данном разделе мы рассмотрим различные виды игр, применяемых на уроках иностранного языка.
Урок - деловая игра.
Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствование их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом уважения.
В основе учебной деловой игры лежат общеигровые элементы: наличие ролей; ситуации, в которых происходит реализация ролей; различные игровые предметы. Однако, в отличие от других игр, в том числе и игр обучающего характера, деловая игра обладает, наряду с перечисленными игровыми элементами, индивидуальными, присущими только этому виду учебной работы чертами, без наличия которых игра не может считаться деловой: моделированием в игре приближенным к реальным условий профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых (имитированием их); поэтапным развитием, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего; наличием конфликтных ситуаций; обязательной совместной деятельностью участников игры, выполняющих предусмотренные условиями игры роли; описанием объекта игрового имитационного моделирования; контролем игрового времени; системой оценки хода и результатов игры, заранее разработанной и используемой в данной игре; правилами, регулирующими ход игры; элементом соревнования.
Действие в деловой игре происходит в одной из сфер профессиональной деятельности обучаемых. В связи с этим, моделирование в деловой игре условий профессиональной деятельности обучаемых является обязательным. Оно предполагает определение, прежде всего, основных сфер профессиональной деятельности будущего специалиста. Что в свою очередь развивает у учащихся техническое мышление.
Урок - игра «Телемост»
Данный тип урока является нетрадиционным, поэтому проводится после завершения работы над какой-либо темой. На уроках и во внеурочное время ученики разучивают стихи, просматривают видеофильмы, читают дополнительные тексты по данной теме. Готовится так же и оформление: флажки, «экран телевизора» для «телемоста», эмблемы для членов команд. Класс делится на две группы: представители двух разных стран (например, «ростовчане» и «лондонцы»), в каждой группе выбирается ведущий «передачи». Для смотра - конкурса знаний - капитаны команд. Конкурс состоит из нескольких заданий:
Приветствие.
Ответы команд на поставленные вопросы.
Блиц - конкурс.
Конкурс географических знаний.
В то время как два ученика готовят ответы на эти вопросы, проводится конкурс капитанов.
Творческий (заключительный) конкурс. Учащиеся читают стихи о России и Великобритании, исполняют песни. Подводятся итоги.
Подготовка и проведение конкурса вызывает у учащихся большой интерес, поскольку они употребляют в речи все известные по теме слова, правильно оформляют свои высказывания на иностранном языке. Кроме того, подготовка к нему, объявленная заранее, побуждает учащихся обращаться к дополнительным источникам. Они более серьезно и внимательно относятся к чтению дополнительных текстов, рекомендованных для домашнего чтения, что в свою очередь вызывает интерес к изучаемому предмету, к страноведческому материалу, с помощью которого они получают новые сведения о своей стране и о стране изучаемого языка.
1.3.2. Урок - экскурсия
Урок-экскурсия также относится к интерактивным типам уроков и проводится на итоговом занятии. Например, при изучении темы «What do people read?» («Что читают люди») в IV классе, я, как учитель, сообщаю учащимся, что итогом их работы на уроке будет экскурсия в школьную библиотеку. Поэтому предлагаю им пойти в библиотеку и обратить внимание на такие детали, как расположение мебели, стеллажей, оформление стен, наличие портретов писателей, книг, привлекших их внимание. То есть заранее подготавливаю их к предстоящей экскурсии.
Работа проводится следующим образом. Класс делится на две группы: «гости из Великобритании» и «экскурсоводы». По пути в библиотеку «экскурсоводы» знакомят «гостей» со своей школой. В библиотеке «гости» знакомятся с библиотекарем (это один из учеников класса), «гости» рассматривают помещение библиотеки, слушая рассказ экскурсовода (не более 15-16 предложений).
«Гости» могут задавать вопросы «экскурсоводу», расспрашивать библиотекаря о режиме работы «библиотеки», о книгах. «Библиотекарь» в свою очередь может задавать вопросы «гостям» об их библиотеках и книгах. В заключение «гости» рассказывают об одном из известных писателей своей страны, а «хозяева» называют своих писателей, читают стихи на английском языке.
С помощью урока-экскурсии учащиеся убеждаются в том, что могут на практике применить свои знания английского языка, проявить творческую активность. Данный вид деятельности развивает у учащихся наглядно-действенное и абстрактно-логическое мышление.
1.3.3. Прием коллажирования на уроках английского языка
Сформулируем определение понятия коллаж применительно к преподаванию иностранных языков. Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия и создает, таким образом, зрительно-смысловой схематический образ рассматриваемого понятия.
По форме коллаж напоминает плакат или стенгазету. В Центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. Заранее готовятся к уроку наглядные материалы: ватман, картинки или фотографии, а также карточки с лексическими единицами по пройденной теме, фломастеры, цветные карандаши, кисточка, клей, ножницы.
Коллаж включает в себя не только определенное количество реалий, но также вопросы, грамматические формы, необходимые опоры для ответов. Созданные схемы-коллажи могут быть использованы и на последующих уроках, при повторении пройденного материала.
Назовем некоторые положительные факторы, которые дает прием использования коллажа:
Презентация страноведческих реалий проводится в необычной форме, а это привлекает внимание учащихся, стимулирует их познавательный интерес, создает положительную мотивацию.
Семантизация основного понятия достигается путем последовательного введения и раскрытия содержания фоновых понятий.
Расширяется языковой запас учащихся.
1.3.4. Урок - викторина
Викторина - одна из форм развития творческой активности. Викторины, как и любой другой интерактивный урок, проводятся после изучения темы и являются логическим завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на уроках лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить учащихся к творческому отбору материала, предложенного в учебнике, учителем или выбранного самим учащимся; приучить учащихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания; развивать логическое мышление.
При проведении викторины учитель стремится:
мобилизовать знания учащихся по другим предметам;
использовать их умение самостоятельно работать с книгой, газетой, журналом, справочником;
обеспечить активную контролируемую речевую практику каждому учащемуся;
учесть особенности каждого учащегося;
включать в программу викторины задания, в которых бы учащиеся употребляли бы перифразу.
Викторины не требуют длительной подготовки учащихся (материал подбирает учитель). Пользу же они приносят несомненную.
1.3.5. Загадки и ребусы на уроках иностранного языка
Некоторые загадки могут быть применены и на уроках, если они по своему содержанию относятся к теме урока и по лексике доступны пониманию учащихся. Например, загадки о временах года, днях недели, времени дня, погоде, деревьях, цветах и т.д. можно удачно использовать при переходе от организационных вопросов к теме урока. На особом столе надо разложить словари, которыми учащиеся могут пользоваться в любое время на протяжении всего урока. Система призов и очков придаст уроку необходимую спортивно-игровую окраску.
Ребусы можно заранее перерисовать на большие листы бумаги (ватмана) и повестить их на стены в классе. Ответы на них учащиеся могут подавать в письменном виде в течение всего урока. Одним из самых трудных видов загадок для русских ребят являются шарады. Эти шарады лучше заранее написать на отдельных карточках и раздать их учащимся в начале занятия. Хорошо бы выписать на карточках трудные или малоизвестные слова с переводом. В течение всего урока, карточки, с написанной на обороте отгадкой и фамилией учащегося поступают к учителю. Некоторые вопросы рекомендуется задавать в разбивку на протяжении всего занятия.
Данная форма работы, несомненно, будет способствовать усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию мышления и воображения учащихся, а также развитию интереса к иностранному языку.
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по применению интерактивных форм урока при обучении английскому языку учащихся 4б класса
2.1 Сущность, задачи и этапы опытно - экспериментальных работ
В этой части творческой работы мы представим серию интерактивных уроков, разработанных и проведенных нами и направленных на обучение говорению по теме «We are the champions», а также направленных на формирование интереса к изучению иностранного языка учащихся 4б класса.
Экспериментальная база:
Средняя школа № 107 г. Ростова-на-Дону, 4а, 4б классы.
Исследование проводилось в 4а и 4б классах в течение одного месяца в 2014 - 2015 учебном году. На первом этапе была выбрана тема, на изучение которой в обоих классах было отведено одинаковое количество часов. Работа проводилась на основе учебника английского языка для 4 класса «Millie-4», автор А С Азарова. На первом этапе нашего исследования был проведен констатирующий эксперимент, в котором принимали участие 30 человек.
Для выявления уровня сформированности речевого навыка по теме «We are the champions» я провела устный опрос учащихся, который включал в себя монологическое высказывание - рассказ по теме. В каждом классе было опрошено равное количество человек, и время для ответа было строго ограничено - 5 минут. Были установлены одинаковые критерии оценок для обоих классов.
Критерии оценок (монологическая речь):
Языковая нормативность (в плане нормативности устного типа речи и коммуникативной достаточности);
Разнообразие языковых средств (структура предложений, словаря);
Средний темп речи;
Продолжительность пауз перед новым предложением, свидетельствующих о стремлении говорящего подготовить высказывания во внутренней речи «про себя»;
Общая продолжительность высказывания (исчисляемая количеством предложений и времени 5 минут);
Коммуникативная достаточность (способность говорящего добиться понимания, выраженного им содержания всем комплексом языковых средств).
Основываясь на полученные данные, для учащихся 4б класса мной была специально разработана система интерактивных форм обучения иностранному языку на уроках, направленная на формирование более высокого уровня сформированности речевого навыка.
Формирующий эксперимент:
До эксперимента оба класса были частично ознакомлены с лексикой по теме «We are the champions», а именно: по темам «Sport», «Sport games». На первом уроке в этом классе я использовала прием коллажирования. Как выяснилось, учащиеся столкнулись с предложенной формой урока впервые, что, конечно же, вызвало у ребят огромный интерес к нововведению. Но, несмотря на это, на протяжении всего урока класс работал активно, проявляя свои знания по изучаемой теме «Sport», проявляя творческую инициативу. Урок проходил динамично с применением разнообразных приемов организации активности учащихся, с чередованием видов деятельности ребят, что позволило поддерживать внимание класса на протяжении всего урока.
На следующем занятии я закрепляла лексику по теме «Sport games» с использованием кроссворда, затем учащиеся все вместе составляли свой коллаж по данной теме, опираясь на имеющийся запас лексики. Для выполнения предложенной работы, им был выдан раздаточный материал, а именно: клей, ножницы, картинки по теме «Спорт», ватман.
Класс с удовольствием приступил к работе и успешно справился с ней. Но главным было то, что это коллективное задание, не просто способствовало повышению мотивации учащихся к изучению английского языка, а сплотило класс, позволило проявить им творческую инициативу, опираясь на свои знания по данной теме. Ребята получили огромное удовольствие от выполненной работы, и это было очевидно: они все вместе общались на языке, не боясь сделать речевые ошибки.
На последующем занятии ребятам было предложено составить в парах свой рассказ по теме «Sport games» с опорой на имеющийся коллаж и вопросы. С этим заданием ученики справились в основном на 4 и 5.
На практике нами была апробирована еще одна интерактивная форма урока английского языка, урок–викторина. Данный тип урока проводился с целью контроля усвоения учащимися лексических единиц по темам «Sport games» и «Olimpic champions ». Стремление учащихся набрать как можно больше жетонов, которые выдавались за каждый правильный ответ, желание получить самый высокий балл за работу, стимулировало речемыслительную деятельность учеников. И сам соревновательный элемент урока стимулировал ребят.
Хочу обратить ваше внимание на еще один вид интерактивного урока, который также был нами апробирован. Это урок составления комиксов. Данный тип урока был подводящим итогом в изучении темы «We are the champions». Учащимся необходимо было написать сочинение «My favourite sport». Но в отличие от традиционного урока написания сочинения, ребятам на этом занятии предоставлялась возможность поработать творчески, а именно порисовать, что, конечно же, очень любят делать дети. Они с охотой приступили к выполнению задания, в то время как учащиеся 4а класса с не особым желанием выполняли поставленную перед ними задачу. Да и результаты были абсолютно противоположными: в 4б было больше 4 и 5-ок, а в 4а – 3-ек. Учащиеся 4б класса после составления комиксов защитили свои работы, что не отразилось отрицательным образом на их отметках, некоторым данная защита помогла получить более высокий балл.
В конце урока мной было отмечено, что учащиеся как никогда работали очень активно, свободно высказывались по данной теме, не боясь допустить речевые и грамматические ошибки, как это было на повседневных, традиционных уроках. Ученики проявляли очевидный интерес и увлеченность в обсуждении вопросов. Также повышала интерес к работе возможность проявить свою творческую инициативу. Ребята любят рисовать, это позволило им проявить свои способности в данной области.
Особо хочу отметить положительно эмоциональное настроение учащихся не только друг к другу, но и к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширять свой кругозор, овладевать новыми знаниями по изучаемой теме. Учащиеся были на удивление прилежны и усердны, что не было мной не замечено. И, наконец, отметки, которые ребята получили за урок, были намного выше тех, что они получали на традиционных уроках.
Из всех перечисленных примеров видно, что данные формы уроков наиболее интересны для детей, они стимулируют их интерес и повышают мотивацию к изучению английского языка – что и требовалось доказать.
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
Третьим этапом моей работы стал контролирующий эксперимент, который включал устный опрос – монологическое высказывание по теме с опорой на таблицу.
Цель:
Выявить конечный уровень сформированности речевого навыка по теме «We are the champions».
В данном эксперименте участвовало также 30 человек. Задание было одинаково для обоих классов: составить монологическое высказывание по теме «Sport» . Критерии оценок остались прежними.
Формирование речевого навыка – длительный процесс, поэтому я не ожидала очень больших результатов, но некоторую динамику роста можно пронаблюдать.
Выводы:
Во второй главе я описала опытно-экспериментальное исследование. Мое исследование состояло из 3-х этапов:
Проведение констатирующего эксперимента, целью которого было выявление начального уровня сформированности речевого навыка по теме «We are the champions».
Проведения формулирующего эксперимента, цель которого апробация системы интерактивных форм уроков, направленная на повышение уровня сформированности речевых навыков учащихся 4б класса.
Проведение контролирующего эксперимента, цель которого заключалась в выявлении конечного уровня сформированности речевых навыков учащихся по теме «We are the champions».
Первым этапом эксперимента был мониторинг по теме в виде устного опроса, по результатам которого я выделила экспериментальный класс (4б) и класс, занимавшийся по обычной традиционной программе обучения иностранному языку (4а). Второй этап – внедрение разработанной системы интерактивных уроков в процессе изучения темы «We are the champions». Третий этап – проведение 2-го мониторинга по теме «We are the champions» и сравнение результатов обоих мониторингов. Анализ результатов позволяет сделать вывод об эффективности применения системы интерактивных типов уроков при обучении иностранному языку учащихся 4б класса. Это позволило:
повысить, в первую очередь, мотивацию к изучению английского языка;
повысить интерес учащихся к урокам английского языка в целом;
повысить результативность уроков и улучшить качество знаний учащихся;
создать прочную лексическую базу по теме «We are the champions»;
повысить активность учащихся на уроках иностранного языка;
сблизить, объединить учащихся, воспитать в них чувство товарищества;
расширить кругозор учащихся по изучаемым темам, углубить их познавательный интерес.
Таким образом, разработанная мной серия интерактивных типов уроков английского языка может быть рекомендована для занятий по английскому языку в любой школе. Гипотеза, которую я выдвинула в начале нашей работы: «Использование интерактивных форм уроков при обучении английскому языку повысит мотивацию учащихся к изучению данного предмета и, будет способствовать более эффектному усвоению лексического материала», подтвердилась. Конечно, полученные результаты эксперимента нельзя считать оптимально достоверными, так как на них могут влиять дополнительные факторы (направленное желание учеников принимать участие в творческой деятельности на уроке, неадекватная сложность материала по какой-либо изучаемой теме и т.д.). Но, в целом, эксперимент подтвердил необходимость и эффективность использования интерактивных форм уроков при обучении английскому языку.
Заключение
Таким образом, наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием интерактивных форм преподавания английского языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность старшеклассников при обучении иностранному языку. И на вопрос «стоит ли прибегать к интерактивным формам обучения на уроках иностранного языка?» можно смело и утвердительно ответить, что «стоит», так как изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению речевыми умениями (понимании речи на слух, разговору, чтению и письму), реализующими коммуникативную сущность языка. А всему этому интерактивные формы обучения только благоприятно способствуют.
Игры помогают нам сделать каждый урок интересным и увлекательным. Урок развивает познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, развивают навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе, стимулирует и интенсифицирует его, а также вызывает интерес к изучению иностранного языка.
Учебная деловая игра моделирует различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивает условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствует их иноязычную речь, а также способствует более полному овладению иностранным языком как средством профессионального общения и предмета уважения.
Веселый смех детей, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлеченности их иностранным языком.
Уроки-зачеты позволяют осуществлять более глубокий контроль знаний учащихся, побуждают их систематически готовиться к урокам, поскольку им заранее известно о проведении подобного урока. Разнообразие заданий дает возможность проконтролировать все виды речевой деятельности. И поскольку школьникам заранее известно о проведении урока в подобной форме, то они значительно серьезнее изучают тему.
Уроки-экскурсии помогают убедиться учащимся в том, что они могут на практике применять свои знания английского языка.
Прием коллажирования способствует накоплению опыта построения зрительных логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы школьников.
Внеклассная работа дает учащимся возможность увидеть и ощутить результаты их учебного труда, осознать на практике смысл приобретенных ими речевых умений и навыков, познавательную ценность иностранного языка. Иностранный язык перестает восприниматься ими как предмет, лишенный практического применения. Участие детей в классных утренниках «Новый год»,»8 марта»,»The ABC» подготавливает их к проведению праздника английского языка по окончанию учебника «Millie-4».Это первое массовое мероприятие на английском языке, поэтому оно готовится особенно тщательно. На праздник приглашаются родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. Главная цель такого праздника-доставить своим родным и близким радость продемонстрировать успехи в овладении английским языком.
Викторина, как одна из форм внеклассной работы, помогает вызвать положительные эмоции учащихся. В обстановке соревнования они могут мобилизовать знания, полученные на уроках и в ходе подготовки викторины. Викторины побуждают учащихся к творческому отбору материала, приучают их сосредотачивать внимание на смысле высказывания.
Загадки и ребусы, используемые на занятиях, также, несомненно, способствуют усилению коммуникативной направленности в обучении, развивают интерес к иностранному языку.
Уроки творчества развивают творческое воображение, фантазию, абстрактно-логическое мышление, мечту. Создание ситуаций «свободного выбора» помогает выявить социальную направленность личности, ценностные ориентации учащихся. Выбор, который подросток делает в сымитированной среде, социально-приемлемым решениям в будущем, несомненно, оказывает положительное влияние на выбор в реальных жизненных условиях.
Таким образом, анализируя применение интерактивных форм урока, я пришла к выводу, что система их проведения обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче.
Кроме того, можно предположить, что данное исследование будет полезно и другим учителям-предметникам (особенно гуманитарно-эстетического цикла); бесспорно, оно станет методическим подспорьем и для молодых специалистов.
Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму», утверждаю, что интерактивный урок – это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика.
Список использованной литературы:
1. Межкультурная коммуникация как средство повышения профессиональной компетенции // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: Сб. аспирантов и преподавателей ЯГУ. Якутск, 1999. С.7-10
2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. – 2000. - № 2. – С .7 Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.- 2005. № 6. – С. 49-54
3.Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к предмету // ИЯШ 1991 № 3.- С 46 – 48
4. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе.- М., 1998, стр. 76-85
5.Рогова.Г. В. Методика обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – стр. 260
6.Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика : учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. – М. : Академия, 2005.
7.Методика преподавания иностранного языка : конспект лекций / К.В. Фокина, Л.Н. Тернова, Н.В. Костычева. – М. :Высшее образование, 2008. – 158 с.
8.Новиков М.Ю. ДVД как средство обучения аудированию / М.Ю. Новиков // ИЯШ. – 2007. – № 1.
9.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций : пособия для студентов пед. вузов и учителя / Е.Н. Соловова – М.: Просвещение, 2003.
10. 3. Алымова Е.В. Методика формирования слухового образа речевых единиц на начальном этапе обучения в языковом вузе (На примере англ. языка): Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 2003. — 196 с.
11. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1965. 227 е.
12. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка. ИЯШ. - 1991. - № 1. - С. 17-22.
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе.-М.:Просвещение,1991
14. Интернет-сервер по Вальдорфской педагогике: http://www.redli^e.m/education/valdorfru.html
15. Интернет-сервер по монтессори - педагогике: http://www.montessori-center.ru
16. Электронный ресурс доступен на сайте www.psychology.ru/Library/