Интенсивные методы обучения ииостранным языкам в школе
Интенсивные методы обучения ииостранным языкам в школе
Использование интенсивного метода в школеСуществует множество разновидностей интенсивного метода, используемых в основном для обучения иностранному языку взрослых. Однако и в школе опытные учителя успешно используют приемы работы, свойственные этому методу.
Большую роль играет использование интенсивных методов обучения для развития речевой активности. Речевая активность может проявиться лишь в том случае, если учащихся овладели речевой способностью. Тогда они в состоянии говорить и понимать на иностранном языке. Но речевая способность, в свою очередь, является следствием речевой активности, она формируется в процессе общения. Значит, для общения требуется речевая способность, но она сама – результат общения, что обнаруживает их диалектическую взаимосвязь в обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интенсивные методы обучения ииостранным языкам в школе»
ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ
60-е и 70-е годы нашего века войдут в историю методики обучения иностранным языкам как годы возникновения и разработки целого ряда новых методов обучения, известных под общим названием “интенсивные методы обучения”. Интенсивный метод обучения иностранным языкам разрабатывался и использовался первоначально для взрослой аудитории. Возможности и целесообразность использования его при изучении иностранных языков в школе обсуждается с момента его появления и до настоящего времени. Не имея собственного опыта обучения по интенсивной методике, приведем аргументы и выводы преподавателей [1;27] опубликованные в журнале “Иностранные языки в школе” с интервалом в 6 лет. Отметим сразу, что тон статей по этой проблематике заметно менялся, начиная от восторженного, в период пика моды на интенсивные методы, до трезво-критического, в последнее время.
Итак рассмотрим возможности применения интенсивных методик в школе по трем аспектам:
- соотношение количества учебных часов по интенсивной методике и по государственному стандарту средней школы;
- сравнение программ обучения;
- результаты обучения по обычной и по интенсивной методике.
Хронологически, интенсивный метод в средней школе применялся вначале на внеклассных и кружковых занятиях. Понятно, что при внеклассном использовании интенсивного метода проблема его соотношения и сравнения с традиционными методиками по трем, указанным выше аспектам, не стоит. В современных условиях быстрого развития науки и техники проблема перехода на интенсивный путь развития стоит и решается во всех сферах общества. Эта проблема актуальна и для обучения иностранным языкам. Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Процесс обучения иностранному языку призван не только помочь детям овладеть ещё одним способом общения, но и ввести их в мир другой культуры. Интенсивное обучение иностранным языкам предполагает освоение максимального материала за возможно короткое время при использовании минимальных затрат сил преподавателей и учеников. Формирование и развитие коммуникативных умений является одной из важных задач использования методов интенсивного обучения иностранным языкам, на основе повышения эффективности и качества знаний учащихся [3; 101]. Интенсивное обучение иностранным языкам детей младшего школьного возраста основывается на следующих принципах:
- коммуникативный принцип;
- принцип функциональности;
- принципситуативности.
Интенсивная методика обучения иностранному языку предполагает, что процесс обучения по своему характеру в максимальной степени должен приближаться к процессу реального общения. Это означает отбор таких тем и ситуаций общения, которые соответствуют интересам и потребностям учащихся, создают психологическую основу общения на иностранном языке. Для более легкого усвоения изучаемый материал должен состоять из коммуникативных блоков, носящих глобальный характер. В этом состоит принцип поэтапной организации предмета и процесса обучения. Эти коммуникативные блоки подвергаются расчленению и осмыслению, затем происходит использование материала в речевой деятельности различного вида. Активизировать интенсивное повторение ранее усвоенного материала, закрепить приобретенные умения и навыки помогают разнообразные конкурсы, олимпиады, игры. Популярность интенсивного метода в большое мере объясняется его высокой результативностью, которая достигается за счет факторов, описанных выше. Учащиеся уже на начальном этапе обучения успешно овладевают речевыми умениями и навыками, большим объемом языкового материала, что в свою очередь служит воодушевляющим стимулом и открывает перед ними новые горизонты. Интенсивный метод универсален в том смысле, что при помощи его можно обучать и специалистов, имеющих высшее образование, и людей с практически нулевыми знаниями языка, и детей и взрослых. Интенсивная методика - это система обучения, которая появилась в ответ на требование времени. В самом общем виде эти требования можно свести к ускорению процесса обучения иностранным языкам при минимальных энергетических затратах субъекта (учащегося). В условиях средней школы интенсивная методика в силу своей гибкости, приспособляемости и высокой результативности обучения может быть использована на любом этапе обучения. Определим цели каждого из этих этапов. Начальный этап:
создание устойчивого коммуникативного ядра;
поддержание глубокой заинтересованности, которая служит стимулом для продолжения изучения иностранных языков на среднем и старших этапах;
организация активного речевого взаимодействия.
Средний этап:
активизация приобретенных ранее умений в сфере устно речевого общения;
организация активного речевого взаимодействия;
практическое освоение лингвострановедческих и социокультурных факторов путем создания коммуникативных условий, близких к естественным;
возобновление и поддержание интереса к изучению иностранного языка и вера в свои силы и способности. Старший этап:
совершенствование умений речевого взаимодействия;
расширение тематики, сфер и ситуаций общения для активного пользования изучаемым иностранным языком; Важно отметить, что ситуации неформального общения не конкурируют на
занятии с ситуациями игровыми или сюжетными, которые заложены в программу или учебник, но неформальные ситуации должны стать обязательными, хотя и не главным элементом занятия по иностранному языку [4;76]. Важность интенсивной методики обучения иностранным языкам невозможно переоценить, так как эта методика помогает отойти от традиционной схемы овладения иностранным языкам, при которой обучение носит шаблонный характер. Интенсивная методика обучения иностранным языкам предлагает реалистичный и последовательный подход к овладению иноязычной речью. Этот подход обусловлен и общественно-историческими закономерностями, которые определили новые цели обучения: если раньше обучение иностранному языку сводилось к изучению языка как системе, то теперь главной целью обучения выдвинуто овладение учащимися иноязычной речью. Обучение проходит на высоком интенсивном уровне коммуникативной активности, отличается глубоким и прочным усвоением лексического и грамматического материала. Использование данной методики позволяет детям становиться активными участниками процесса усвоения языка. У учеников возникает мотивация к быстрому расширению своего языкового кругозора, к изучению нового незнакомого им материала. Привлечение такого метода позволяет активизировать интенсивный процесс овладения иностранным языком, сделать его более эффективным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1977г. — 347 с.
2. Денисова Л.Г Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе.- М.,1995г. — 243 с.
3. Китайгородская Г.А Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1986г. — 346 с.
4. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М., 1991г. — 342 с.
5. Рогова Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — М., 1991г. — 241 с.
6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002г. — 321 с.