Просмотр содержимого документа
«Интерактивные виды деятельности в контексте реализации личности младших школьников»
«Интерактивные виды деятельности в контексте реализации
личности младших школьников»
Соответствуя произошедшим за последнее время изменениям в представлении общества о целях образования и способах их реализации, современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса.
Пассивный метод обучения – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется с помощью опросов, диктантов, самостоятельных и контрольных работ, тестов и других видов контроля.
У этого метода обучения есть как минусы, так и плюсы: есть возможность за кратчайший срок передать большую информацию, поставить перед учащимися задачи и указать пути решения.
Активный метод обучения – это система методов, стимулирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности в процессе освоения учебного материала. Активный метод обучения строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения. Все мы читали «Приключения Тома Сойера» и достаточно вспомнить как Том скучное задание тетушки – покраску забора превратил не только в нескучное, но и прибыльное для него дело.
Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения занятия.
Задачи интерактивных методов: - научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации;
- научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;
- научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Интерактивное обучение обладает следующими чертами: - взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем;
- процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
- обучение «реальности», то есть обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалогическое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося. Это специальная форма организации познавательной деятельности: 1. Практически все учащиеся вовлечены в процесс познания; 2. Идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности; 3. Способствует установлению эмоциональных контактов между учащимися, учит работать в команде, помогает испытывать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивные технологии – это такой процесс обучения, который невозможен без участия ученика в коллективной работе и который основан на взаимодействии всех участников процесса обучения. Интерактивные технологии направлены на то¸ чтобы вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы, сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов.
Интерактивные технологии повышают интерес учащихся к предмету, развивают творчество, учат работать с различными источниками знаний. Дать готовый алгоритм творческой деятельности невозможно. Любая технология - это, прежде всего, система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование; содержательный, информационный, организационно –деятельностный, контрольно-управленческий компоненты.
Данные задачи могут быть решены на уроке, где есть творчество, потому что именно в классе в процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение. Любой урок, если в нем не было места творчеству, оказывается неэффективным, если даже дается полезная информация.
Современное начальное общее образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками. Это решается путем организации групповой работы учащихся. Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов. В совместной деятельности проявляется активность учащихся в малых группах – там они чувствуют себя комфортнее.
Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о нравственно - этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и незнакомыми людьми. Уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно – эстетической и коммуникативной деятельности школьника.
Роль начальной школы трудно переоценить. Возрастает активность учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Главная задача учителя заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребенка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. Эта деятельность устанавливается тогда, когда ребенка ставят в ситуацию выбора, когда он сам решает, как поступить.
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. На основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.
Основной особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания, поэтому требуется мотивация. Ребенок не может долго сосредотачиваться на неинтересной или трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Оно становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение наглядных пособий. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то учитель стремится сделать свой урок занимательным и интересным. Этому в полной мере способствует применение различных интерактивных игр или их элементов.
Младшие школьники обладают рядом психологических особенностей, учет которых важен в организации учебного процесса. Интерактивные методы на уроках в начальной школе ориентированы на:
1.Развитие мышления младших школьников, которое побуждает учеников к высказыванию своих суждений, творческому отношению к любым выводам.
2.Выработку критического отношения к себе, умению видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним, видеть положительное и отрицательное не только в действиях своих товарищей, но и в своих.
3.Развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», « круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей.
4.Развитие умения находить совместные решения с одноклассниками, на повышение интереса школьников к изучаемому материалу.
В условиях интерактивного обучения все дети в классе получают возможность говорить, высказываться: они имеют время подумать, обменяться идеями, озвучить свои мысли перед классом.
Модернизация российского образования существенно затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных организациях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития учащихся.
Таким образом, интерактивное обучение в начальной школе способствует вовлечению обучающихся в процесс познания, дает возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.