Интерактивное обучение как основа формирования профессиональных компетенций специалистов в гостиничном деле
Интерактивное обучение как основа формирования профессиональных компетенций специалистов в гостиничном деле
В докладе рассматриваются преимущества применения технологий интерактивного обучения на уроках английского языка на примере учебной дисциплины ОГСЭ.03 "Иностранный язык в профессиональной деятельности".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивное обучение как основа формирования профессиональных компетенций специалистов в гостиничном деле»
ИНТЕРАКТИАНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК основа формирования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГОСТИНИЧНОМ ДЕЛЕ
Петрова Марина Дмитриевна
ГБПОУ "Нижегородский строительный техникум"
преподаватель английского языка
Радикальные преобразования в России породили актуальную проблему компетентности специалистов в той или иной области, т.к. знания, получаемые в учебном заведении, не всегда являются реальным отображением действительности. А такие отрасли как гостиничный сервис становятся все более высокотехнологичными, контактными сферами, нуждающимися в образованных, коммуникабельных, профессионально подготовленных сотрудниках. Не случайно эта профессия вошла в топ-список 50 наиболее перспективных и востребованных по версии Минтруда. Планируется, что в регионах будут внедряться новые и эффективные формы и стандарты подготовки работников.В связи с этим возникает вопрос: какой должна быть подготовка специалистов, чтобы обеспечить им возможность реализовать свой личностный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребностям работодателей? Ответом на этот вопрос является своевременно и в достаточном объеме давать актуальную информацию студентам о профессиональных изменениях в гостиничной сфере.
Будущему работнику, претендующему на конкурентоспособность, требуется такая общая и профессиональная подготовка, которая даст ему возможность быть востребованным на рынке труда в любой момент. Безусловно, подготовка современного специалиста должна ориентироваться на формирование компетентности в сфере профессиональной, в сфере социальной и личностной.
Ведь даже минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности достаточно высоки. Рассмотрим это на примере учебной дисциплины ОГСЭ.03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности», а именно на таком виде деятельности как Организация и контроль текущей деятельности работников службы приема и размещения.
В результате освоения дисциплины в соответствии с профстандартами будущие специалисты в этой области должны понимать тексты и высказывания профессиональной направленности, участвовать в диалогах на профессиональные темы, знать нормативные правовые акты в сфере туризма и предоставления гостиничных услуг, методы планирования труда службы приема и размещения, контролировать работу службы приема и размещения по организации встреч, приветствий и обслуживания гостей, по их регистрации и размещению, по охране труда на рабочем месте, по передаче работниками дел при окончании смены и многое другое.
Для этого необходимо знать правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы, бытовую и профессиональную лексику, лексический минимум, относящийся к описанию средств и процессов профессиональной деятельности и т.д.
Чтобы сформировать компетенции, соединить воедино эти умения и знания, особое значение в начале курса уделяется постановке произношения и повторения правил чтения. На занятиях проводится обязательная отработка лексики по каждой теме, выполнение лексических упражнений. Большое внимание уделяется монологической и диалогической речи. На занятиях проводятся ролевые игры.
Конечно, используется такая технология, как интерактивное обучение, когда процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Студент и преподаватель являются равноправными субъектами обучения.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает и учит работать в команде, прислушиваться к чужому мнению. Здесь налицо релаксация и снятие нервной нагрузки переключение внимания,смена форм деятельности.
Здесь гарантируется эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
Хочу остановиться на нескольких технологиях интерактивного обучения, достаточно широко применяемые мною на уроках.
Например, технология работы в парах или тройках.Такая технология позволяет успешно отрабатывать многие аспекты при обучении иностранному языку.
Групповая работа тоже хорошо всем известна.Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Студентам такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно студенты, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это студенты, которые перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, темы «Бронирование отеля по телефону», «Процедура оформления в отель», «Решение штатных и неординарных ситуаций», «Заказ столика в ресторане» и т. д. Студенты увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
Для отработки лексики по любой теме мной активно используется технология «Снежный ком».Студенты встают в круг. Один из них называет слово или фразу, используя тренируемую лексику, второй студент повторяет слово первого студента, потом прибавляет своё слово, третий студент повторяет слова первого и второго, говорит своё слово и т.д. по кругу. Последний студент проговаривает слова и фразы, сказанные всеми. Если кто-то забывает слово, остальные подсказывают ему на русском языке. Также можно поступать не только со словами. Но и с целыми предложениями, связывая их в пересказ, например, заданного текста. Преподаватель со стороны наблюдает и контролирует выполнение домашнего задания.
Похожая технология «Групповой рассказ» используется мной достаточно часто, особенно при отработке грамматики. Каждый обучающийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу.
Перечень используемых и вполне пригодных к использованию технологий можно продолжать до бесконечности – это и дебаты, дискуссии, семинары и, конечно, игры.
Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, репортажи и т. д.
Это всего лишь несколько примеров использования интерактивных технологий на уроках. Хочется подчеркнуть, что эти технологии значительно интенсифицируют процесс обучения и становятся условием повышения качества обучения. Они могут и будут применяться на занятиях по подготовке специалистов по гостиничному делу.
В результате обучения с применением таких технологий каждый выпускник, а в дальнейшем молодой специалист должен справиться с конкурсным заданием, как на WorldSkillsи выполнить такое задание на демонстрационном экзамене и продемонстрировать освоенные компетенции. Демонстрационный экзамен организован по модульному принципу, включающий четыре взаимодополняющих направления: бронирование номера, заселения гостя, административные операции и выселение гостей. Экзамен проводится по стандартам Worldskills в реальных условиях. Обязательно соблюдение требования к внешнему виду, дресс-коду. Требуется использовать точные речевые стандартные фразы в правильной последовательности: продемонстрировать процесс бронирования по телефону, процесс приёма, размещения и регистрации гостей.
В заключение можно сказать, что применение технологий интерактивного обучения помогает устанавливать больший эмоциональный контакт между обучающимися. Благодаря смене форм деятельности решает не только учебные задачи, но и воспитательные. А это, в свою очередь, гарантирует эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и освоения профессиональных компетенций.
Список литературы
Булакова Е.В. Система подготовки студентов как основа профессиональных компетенций специалистов в сфере торговли. // Сборник статей по материалам всероссийского семинара «Современный урок и эффективные образовательные технологии для подготовки конкурентоспособных специалистов» 28 января 2016 года. Комитет по образованию Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Туризма и гостиничного сервиса» Ресурсный центр, 2016, - с. 27-30
Активные методы обучения в контексте дополнительного образования [Учительская независимая педагогическая газета: электронный ресурс] //URL: http://www.ug.ru/method_article/1171, свободный.
Дата обращения: 13.05.2018
Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка [Учительский портал: электронный ресурс] //URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4416, свободный.