«Иностранный язык в профессиональной деятельности» в колледже: проблемы и их решение
«Иностранный язык в профессиональной деятельности» в колледже: проблемы и их решение
В свете развития движения WorldSkillsInternational в нашей стране иностранный язык как дисциплина теперь ориентирован не только на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, но и на общение в сфере профессиональной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Иностранный язык в профессиональной деятельности» в колледже: проблемы и их решение»
«Иностранный язык в профессиональной деятельности»
в колледже: проблемы и их решение
О.В.Тютикова
Преподаватель иностранного языка
ГБПОУ «ППК им.Н.Г.Славянова»
В учебных планах основной профессиональной образовательной программы для колледжей для некоторых специальностей и профессий по ТОП-50 появилась новая дисциплина – «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Такое нововведение назрело в связи с пересмотром содержания и модернизацией российского образования в целом, и, в частности, системы среднего профессионального образования. В данных обстоятельствах особую актуальность приобрел профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка.
Профессионально-ориентированный подход предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, научно-технических, деловых сферах и ситуациях. При этом учитываются особенности будущей профессии или специальности, а также особенности профессионального мышления. В свете развития движения WorldSkillsInternational в нашей стране иностранный язык как дисциплина теперь ориентирован не только на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, но и на общение в сфере профессиональной деятельности. Например, будущий специалист, если речь идет о студентах технических колледжей, должен научиться читать чертежи и техническую документацию на иностранном языке, понимать названия инструментов, оборудования, оснастки, приспособлений, станков, понимать профессиональную лексику, необходимую для общения между участниками движения WS разных стран, читать техническую литературу по специальности, инструкции, веб-страницы.
Таким образом, сущностью обучения иностранному языку становится его интеграция со специальными, профильными дисциплинами «с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности»
В свете вышесказанного становится очевидным, что интеграция иностранного языка с профильными дисциплинами требует не только серьезнейшей подготовки (а может, в будущем и переподготовки) преподавателя, но и тщательного отбора содержания учебных материалов для студентов СПО: современных (адаптированных) технических текстов, инструкций по специальности, большого количества терминов, клише и специальных понятий.
Сложности возникают следующие:
1. Преподаватели иностранного языка пока не имеют специальной подготовки по профилю профессии будущего выпускника и часто не имеют представления о его коммуникативных потребностях, не владеют специфической профессиональной лексикой, сталкиваются с трудностями при отборе учебного материала. На наш взгляд, преподавателю иностранного языка в области профильной специальности студентов нужно реализовывать изучение техническому и профессиональному иностранному языку в колледжах.
2. Преподаватели иностранного языка проводят занятия в группах разных специальностей и профессий, что, на наш взгляд, также осложняет его деятельность: приходится осваивать азы сразу нескольких профессий, увеличивается объем подготовки к занятиям.
3. Третьей проблемой является отсутствие современных учебников, методической литературы по нововведенным дисциплинам, пособий по переводу, а также отсутствие современных бумажных технических словарей иностранного языка.
4. Имеющиеся в Интернете подборки технических текстов для некоторых специальностей в своем большинстве предназначены для студентов высших учебных заведений и сложны для обучающихся колледжей.
По нашему мнению, для решения возникающих трудностей существует несколько направлений работы:
1. Организация консультаций с преподавателями спецдисциплин для детального знакомства с основами профессии (специальности).
2. Использование помощи спецпредметников в накоплении речевого материала: терминологии, клише, профессиональных оборотов речи.
3. Проектирование и конструирование дидактического материала: поиск в Интернете современной технической терминологии, учебной и специальной литературы, научно-технических статей, видеосюжетов на профессиональные темы для использования на уроках.
4. Обмен опытом с преподавателями других образовательных заведений СПО.
5. Разработка и проведение интегрированных или бинарных уроков с дисциплинами каждой специальности, т.е. применение «преподавания в команде».
6. Использование проблемного обучения, а в частности одного из его методов – дискуссии. «В ходе дискуссии преподаватель не только помогает студентам приобрести определенные умения и навыки и решить какую-то проблему, но и самому стать более компетентным по конкретному профессиональному вопросу».
7. Активное использование метода проектов и самостоятельной образовательной деятельности обучающихся по своему профилю. В ходе проекта осуществляется решение актуальной учебно-практической профессиональной проблемы. «В результате совместной деятельности педагогов и студентов преподаватели иностранного языка становятся значимыми и авторитетными для студентов, так как студенты критично относятся к компетентности самого преподавателя и требованиям, которые он предъявляет им».
Однако самый главный способ решения проблем преподавания технического иностранного языка в колледжах – это, по нашему мнению, желание самого преподавателя работать над собой, проявлять профессиональную гибкость, приобретать новые знания и компетенции, повышать свой профессионализм и творчески подходить к осуществлению учебного процесса. Ведь именно преподаватель является субъектом изменений в образовании и главным ресурсом развития образовательных систем.