Игра как один из приемов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка.
Игра как один из приемов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка.
Социально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра как один из приемов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка. »
Игра как один из приемов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка.
Учитель английского языка Жумагалиева Ж.У
Актюбинский областной многопрофильный специализированный лицей-интернет им.Есет-батыра
Социально - политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Я, как учитель иностранного языка, в постоянном поиске новых резервов повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю , что наша главная задача – добиться того, чтобы не пропал интерес к изучению иностранного языка. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладеть речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми», что и подтверждает актуальность данной темы.
Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют самостоятельностью – человека- собирание своего « Я». Игра- это сфера самовыражения, самоопределения, самоосуществления . Г.А.Китайгородская считает, игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.
Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Но хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции.
Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
Использование игровых методов:
1. Оправдывает необоснованное требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками.
2. Позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели.
3. Психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.
4. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
5. Позволяет активизировать резервные возможности обучаемых.
6. Знания применяются практически.
7. Вносит разнообразие в учебный процесс.
8. Развивает творчество школьников.
9. Учит организовывать свою деятельность
Игра не является отдельным бесструктурным элементом Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игры делятся в первую очередь по виду деятельности: на физические , интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профоориентационные, психологические и другие.
Обширная типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов:
предметные;
сюжетные;
ролевые;
деловые;
имитационные;
игры – драматизации.
На уроках иностранного языка наиболее часто применяются:
Дидактические игры с использованием разнообразного дидактического материала: карточки, картинки, различные ребусы, кроссфорды
Дидактические игры направлены на развитие отдельных знаний, умений и навыков.
Отдельные игры на развитие слухопроизносительных навыков, навыков чтения, говорения.
Отдельные игры на развитие фонетических способностей на отработку произношения.
Ролевая игра. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации когда актуализируется потребность, что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Чем-то поделиться с собеседником. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Ролевая игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики – лидеры, как правило, захватывают инициативу, робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. Неразрывно с ролевой игрой связаны имитационные игры.
Имитационная игра- это имитация человеческого опыта общения в рамках определенной, заданной ситуации. В узком понятии – это имитация произношения, выразительности.
Дети имитируют различные способы поведения, самовыражения!
Организационно- деятельностные игры– это отдельные игровые приемы используемые в качестве фонетической разминки, физкультминутки.
По виду деятельности:
1) речевые игры ( диалогические, монологические)
2) игры, направленные на развитие навыков письма и чтения.
3) вербальные и невербальные
4) физические
.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
Развлекательная : основная функция развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
Коммуникативная: освоение диалектики общения;
Самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
Игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
Диагностическая: определение отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
Коррекции в игре – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей индивида;
Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально – культурных ценностей.
Социализации, включения в систему общественных отношений, усвоения человеком норм человеческого общежития.
Игра на уроке иностранного языка должна отвечать следующим требованиям:
1. Хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована;
2. Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
3. Быть принята всей группой;
4. Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
5. Проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;
6. Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
7. Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
8.Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся
В процессе игры незаметно для учеников проводится серьезная работа. Многие не ассоциируют те или иные цели с грамматическими или фонетическими упражнениями, а на самом деле происходит самый настоящий тренинг, так необходимый для овладения языком, но ненавязчиво оформленный в виде игры.
Главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.
Всё в руках педагога ! Надо приложить все свои силы, знания. проявить талант, подойти творчески ,чтобы каждый урок был интересен и неповторим.
Главное для учителя иностранного языка учитывать не только возрастные, но и психологические особенности детей. Нужно давать возможность каждому ребёнку реализовать себя, не боясь быть непонятым. Нужно искать новые пути, разнообразить методику и систему своей работы для высокого уровня владения английским языком: он открывает доступ для обучающихся к мировой информации по различным отраслям знаний, к различным языкам и культурам.
Литература:
Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка». Справочное пособие. МиСнск «Высшая школа», 2000г.
Г.А.Китайгородская «Методика интенсивного обучения иностранным языкам». – М., 1982.
Е.И.Пассов «Урок иностранного языка в средней школе».- Москва «Просвещение» 1988г.