«Методические рекомендации обучающимся по выполнению заданий раздела «Говорение» ЕГЭ по английскому языку»
Задание 1
Чтение текста вслух
1. Внимательно изучите предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
2. Используйте восходящую интонацию при перечислении и нисходящий тон в конце утвердительных предложений.
3. Прочитайте текст сначала шепотом, а затем вслух.
4. Обращайте внимание на трудные для произношения слова (непроизносимые буквы в таких словах, как doubt, climb, castle).
5. Следите за долготой гласных звуков и четко произносите звонкие и глухие согласные, чтобы не исказить смысл слова (sheep - ship, fool - full; hit - hid, bat - bad).
6. Выделите слова, которые вы не знаете, и попытайтесь их прочесть, вспомнив, как читаются похожие по написанию слова.
7. He торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.
- дифференцировать и правильно произносить межзубные [ð]/[θ] и фрикативные согласные[z]/[s], без замещения их межзубными фрикативными (think – sink);
- дифференцировать и правильно произносить губно-губной [w] и губно-зубной [v] согласные;
- дифференцировать и правильно произносить гласные [??] и [??] (как, например, в словах walk – work, form – firm);
- владеть «связующим r» (linking r), т.е. озвучивать конечную r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is…, there are …)
При подготовке к заданию обращайте внимание не только на звуки, но и на интонацию. Помните, что:
- повествовательное предложение произносится с нисходящей интонацией;
- однородные члены предложения при перечислении читаются с повышением интонации, а в конце предложения тон понижается;
- общие вопросы произносятся с восходящей интонацией в конце вопроса;
- альтернативные вопросы произносятся с повышением тона в первой части (до союза оr) и падением во второй;
- фразовое ударение обычно падает на смысловые слова (существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т.д.). Служебные слова (глаголы-связки, артикли, предлоги или союзы) как правило, являются безударными.
Задание 2
Диалог-расспрос с опорой
1. Не начинайте вопросы с конструкций: What about.? Can you tell me …?
2. Правильно составьте вопрос с точки зрения грамматики. Обратите внимание на видовременные формы глагола, пассивный залог).
3. Определите тип вопроса, который Вам предстоит задать.
- Наличие слов if/whether предполагает общий вопрос.
- Вопросительные слова when/where/why/how/how long/how much/how many/who/what предполагают специальный вопрос.
- Если в формулировке есть слово or, то необходимо задать альтернативный вопрос.
4. Обратите внимание на то, что многие формулировки не содержат непосредственно вопросительных слов.
Помните, что слово place предполагает вопрос Where.?, слово time предполагает вопрос When.?, слово duration предполагает вопрос How long.?, слово availability предполагает вопрос Is /Are there. ?, слово cost/price предполагает вопрос How much.?
Помните, что одну и ту же мысль можно выразить различными языковыми средствами. Например,
What is the price of this book? = How much does this book cost? = How much is this book?
5.Помните порядок слов в вопросительных предложениях:
1. Вопросительное слово (What, When, Where, How, Who, и т.п.). (начало специального вопроса)
2. Вспомогательный (модальный, глагол-связка) глагол. (начало общего вопроса)
3. Подлежащее (существительное или местоимение).
4. Смысловой глагол (или дополнение).
6.Не забудьте об интонации в вопросах (повышение тона в конце общих вопросов и падение – в конце специальных)!
7. Во избежание ошибок по возможности используйте четкие и короткие формулировки
Наиболее распространённые вопросы в задании 2
№
О чём надо спросить
Как задать вопрос
1
location
Where is the …? Where is the … located? Where is the … situated? Where can I find the …?
2
opening hours
What are the openning hours of the.? When does the … start working? When is the … open?
3
hotel facilities
What are the hotel facilities? What facilities are provided in your hotel? What facilities are available at the hotel?
4
availability of (sth)
Is (something) available? Is there a …?
5
price
How much is the…? What is the price for …?
6
discounts
Are there any discounts for …? Are … discounts available?
7
(double/single) room price per night
What is the (double/single) room price per night?
8
if breakfast is included
Is breakfast included? Is breakfast included into the price?
9
directions to the hotel/ gym
How can I get to your hotel/ gym?
10
distance from the city centre
How far is the hotel from the city centre?
11
online (advance) reservation/booking
Can I book/purchase a ticket online (in advance)? Can I reserve a room online?
12
duration of the course/ tour
How long is the course/tour?
13
entrance fee
What is the entrance fee? How much is the ticket? How much does the tour cost?
14
age restriction
Is there a minimum age restriction for this film?
15
photo permission / taking pictures
Is it allowed to take pictures during the tour?
16
possible accommodation
What kind of accommodation do you offer?
17
refund for a ticket
Can I get a refund for a ticket if I miss the concert?
Задание 3
Описание фото
1. Начинайте своё высказывание с представления темы (вступления). Тема указана в формулировке задания.
2. Помните, что в ответе должны присутствовать вступительная и заключительная фразы. 3. Не описывайте фотографию слишком подробно, но обязательно коснитесь тематики фотографии.
4. Стройте высказывание в соответствии с предложенным планом, для того чтобы обеспечить логичность высказывания. Помните об использовании средств логической связи (and, but, too, then, so, that’s why, nevertheless etc).
5. Последовательно раскрывайте содержание каждого пункта плана.
6. Дайте развернутую аргументацию, если в пункте есть “Why”.
7. Не давайте избыточную информацию, подробно комментируя каждый пункт плана, так как Вам может не хватить времени.
8. Продемонстрируйте разнообразие лексики. Используйте больше прилагательных.
9.Не забудьте высказать свое мнение о фотографии и ее сюжете в конце своего высказывания
Не забудьте начать с фразы:
I’ve chosen photo number …
Вступление:
You know taking photos is my favourite hobby and I always take loads of them wherever I go.
Когда?
I took the photo.
Что / кто на фото?
In the photo I can see.
There’s / There are.
There isn’t a. / There aren’t any …
Где?
At the top / bottom of the photo.
In the middle of the photo.
On the left / right of the photo.
next to near
in front of on the top of the hill
behind under
Описывай происходящее в Present Continuous:
The man is.ing
The people are.ing
It’s raining.
Задание 4
Сравнение двух фото
1. Начинайте своё высказывание с представления темы (вступления). Тема указана в формулировке задания, обратите внимание на четвертый подпункт.
2. Помните, что в ответе должны присутствовать вступительная и заключительная фразы. 3. Выстраивайте свое высказывание, опираясь на предложенный в задании план.
4. Кратко опишите, что и где происходит на фото. Для описания действия, происходящего на фотографии, используйте настоящее продолженное время.
5.Уделите основное внимания сравнению фотографий, а не подробному описанию каждой фотографии в отдельности.
6. Не забывайте, что Вы должны отметить общие и отличительные черты предложенных фотографий. Постарайтесь увидеть 2-3 сходства и 2-3 отличия.
7. Используйте разговорные клише при сравнении фотографий и средства логической связи для объединения ответов в единый связный рассказ.
8. Обязательно выскажите своё мнение и аргументируйте его.
9. По возможности подкрепляйте свое мнение не только аргументами, но и примерами.
10. Не молчите, «думайте вслух» и заполняйте паузы с помощью таких выражений, как Well./Let mе think. / You know.
Полезные выражения для выполнения задания 4
Функция
Рекомендуемые фразы
Вступление
I would like to compare and contrast these two pictures.
Both pictures are on the subject of…
Let me start with…
To begin with…
Описание фото
This is the photograph of…, while the other is of…
In the picture, there is…
In the foreground/ background there is…
Выражение предположений
Perhaps, they are /celebrating/ something
They might/ could/ must be …
They seem to be …
I’m not really sure…
I can’t quite make out…
I’m not absolutely sure, but…
Сходство
They are both photographs of…
Both photos are on the subject of…
Both photos are connected to…
Both photographs show…
The first point I’d like to make is…
Another similarity is that…
Различие
The biggest difference between… is…
A key difference is that…
Another way in which they differ…
… is very different because….
In comparison to… is…
In this picture…while in the other picture…
In this picture…whereas in the other one…
Введение аргументов
Besides/ in addition/ moreover
Примеры
For example/ for instance/ such as
Выражение мнения
In my opinion,…
As far as I am concerned,…
If you ask me,…
My view is that,…
Заключение
To sum up,…/ In conclusion,…