Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку
Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку
Статья посвящена формированию учебно-познавательной компетенции с помощью технологии "языковой портфель". В статье раскрываются понятия "компетенция", "учебно-познавательная компетенция", "языковой портфель", раскрываются функции, виды, а также структура языкового портфеля. Практическая значимость языкового портфеля состоит в том, что он направлен на активизацию учащегося как субъекта учебной деятельности. Языковой портфель развивает способности учащегося в рефлексивной самооценке, создает условия для повышения мотивации и качества овладения иностранным языком; развивает самостоятельность учащихся и ответственность за собственные успехи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку»
Языковой портфель как средство формирования учебно-познавательной и коммуникативной компетенций при обучении учащихся основной школы иностранному языку
Ведущей целью обучения иностранному языку является практическая цель - формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя лингвистическую, речевую, социокультурную, учебно-познавательную и компенсаторную компетенции. Отсюда следует, что учебно-познавательная компетенция в области изучения языка и культуры является основополагающей частью межъязыковой и межкультурной компетенции.
Общеобразовательная школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков и самостоятельной деятельности (универсальных учебных действий). Уровень сформированности ключевых компетенций определяет современное качество общего среднего образования. Одной из таких компетенций является учебно-познавательная, так как овладение ею переводит учащегося из объекта в субъект учебной деятельности.
Проанализировав методическую литературу (Конасова Н.Ю., Коряковцева Н.Ф., Гез Н.И. и др.), мы дали интегрированное определение понятия «компетенция»: компетенция - это сформированность у учащихся комплекса взаимосвязанных качеств личности, владение знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и готовность эффективно использовать внутренний и внешний потенциал для достижения поставленных целей.
Учебно-познавательная компетенция в области иностранного языка определяется как «совокупность знаний, умений и навыков в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком» (Штарина А.Г.).
Особенно важно, чтобы учебно-познавательную компетенцию в области изучения языка и культур рассматривали как универсальную способность, с помощью которой можно было обеспечивать удовлетворение образовательных потребностей. Это объясняется тем, что стратегии и приемы работы над языком имеют свойство широкого переноса, поскольку ориентированы на работу с текстом как продуктом речевого общения и продуктом лингвокультуры. Они же обеспечивают овладение текстовой деятельностью и общей языковой и коммуникативной культурой.
Особенное значение в процессе коммуникативного обучения учащегося имеет позиция педагога, воспринимающего обучающегося как субъекта учебно-познавательной деятельности. Важно научить учащихся осуществлять адекватную самооценку и проводить самоконтроль в процессе овладения им коммуникативной компетенцией. С точки зрения целенаправленного формирования учебно-познавательной компетенции, в содержании самооценки важны не столько приемы, сколько осознание и принятие учащимся определенных объектов и критериев оценки. В этом случае речь уже пойдёт не о самооценке и самоконтроле как таковом, а о личностной рефлексии. Формированию необходимых навыков рефлексии и оценки результатов познавательной деятельности эффективно помогает языковой портфель. Портфель является одним из самых современных и перспективных технологических средств и используется как инструмент, отражающий достижения учащегося при овладении иностранным языком.
Таким образом было сформулировано интегрированное определение понятия «языковой портфель»: языковой портфель - пакет рабочих материалов, которые представляют опыт учебной деятельности учащихся по овладению иностранным языком и служат инструментом самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности (Коряковцева Н.Ф., Шалыгина И.В. и др.).
Языковой портфель выполняет различные функции: педагогическую, социальную, информационную. Использование языкового портфеля способствует развитию навыков самоконтроля и самооценки учащегося основной школы. Содержание портфеля отбирается в соответствии с задачами, которые он решает.
В современной практике обучения иностранному языку эффективно используются различные виды языкового портфеля (портфолио по чтению, письму, языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio), Show Case). Сегодня активно используются и новые виды языковых портфелей, основанные на применении современных информационных технологий, и виды, ориентированные на новые образовательные цели (электронный портфолио, паспорт компетенций и квалификаций).
Языковой портфель для России разработан на основе Европейского языкового портфеля. Он состоит из: языкового паспорта (фиксируются данные о языках общения в семье и самостоятельная оценка уровня владения языком), языковой биографии (содержит контрольные листы самооценки основных коммуникативных умений в ситуациях речевого общения), досье или непосредственно портфолио (в котором учащийся собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах в овладении языками, подтверждающий достижения).
Портфель оценивается на основании критериев-дескрипторов, сформулированных самими учащимися, преподавателями, экспертной группой и отражающих основные цели обучения по данному разделу (факторы, отражающие динамику изменений, полнота отражения изучаемого материала, творчество, завершенность или полнота включенной информации, глубина мыслительных процессов и качество выполняемой работы и др.).
Для развития рефлексивной самооценки, осознания учащимися своих потребностей в изучении языка, отслеживания динамики развития коммуникативных умений в портфель включаются опросники, контрольные листы самооценки, оценочные шкалы. Так, в частности, контрольные листы самооценки коммуникативных умений в видах иноязычной речевой деятельности позволяют учащемуся осознать характер реального межкультурного общения, цели и конечный результат овладения соответствующими умениями для определенного уровня коммуникативной компетенции, сопоставить их с личностно-значимыми потребностями. На основании этого учащийся учится самостоятельно оценивать и ставить необходимые учебные задачи, подбирать материалы, выбирать эффективные стратегии и приемы учебной деятельности. Тем самым развивается способность ученика к целеполаганию.
Языковой портфель – инновационная технология, позволяющая обеспечить информацией о динамике уровня владения иностранным языком, материалами об опыте коммуникативной и учебной деятельности учащегося в области иностранного языка.
Практическая значимость языкового портфеля состоит в том, что он направлен на активизацию учащегося как субъекта учебной деятельности.
Языковой портфель развивает способности учащегося в рефлексивной самооценке, создает условия для повышения мотивации и качества овладения иностранным языком; развивает самостоятельность учащихся и ответственность за собственные успехи.
Список литературы:
Гальскова Н.Д Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2000. – №8.
Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982.
Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. - СПб: КАРО, 2006.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. - М.: АРКТИ, 2002.
Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков. /Авт. - сост. А.Г. Штарина. Волгоград: Учитель,2008.
Шалыгина И.В. Портфолио - педагогическая технология школьной оценки // Естествознание в школе. – 2004. - №5.