Формы и методы контроля обучающихся на занятиях по иностранному языку в свете новых требований ФГОС. Методическая разработка
Формы и методы контроля обучающихся на занятиях по иностранному языку в свете новых требований ФГОС. Методическая разработка
, Основной формой организации образовательного процессе в колледже является занятие. Иностранные языки изучаются на лабораторно-практических занятиях.От качества лабораторно-практического занятия в первую очередь зависит реализация требований ФГОС. В данной методической рапзработке описываются формы и методы контроля обучающихся Железнодорожного колледжа № 52 г. Москвы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы контроля обучающихся на занятиях по иностранному языку в свете новых требований ФГОС. Методическая разработка »
Формы и методы контроля обучающихся на уроках иностранного языка с целью
формирования различных компетенций в свете новых требований ФГОС.
Система профессиональной деятельности преподавателя
Новый ФГОС системы профессионального образования предъявляет серьезные требования к кадровым условиям реализации образовательной программы колледжами, в числе которых уровень квалификации педагогических работников, непрерывность их профессионального развития.
Обеспечение качества и содержания образования, т.е. педагогически адаптированной системы знаний и ключевых компетенций, опыита творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности и обеспечивает ее гражданскую позицию, возможно при условии построения научно обоснованной системы профессиональной деятельности преподавателя.
В основе реализации образовательной программы Железнодорожного колледжа № 52 лежит системно-деятельностный подход, смысл которого определяется следующими положениями:
- главным системообразующим элементом является цель – личностные, метапредметные и предметные результаты образования;
- условием достижения цели (результатов образования) является включение обучающихся в деятельность (систему действий, направленную на достижение цели по удовлетворению потребностей).
В структуре деятельности можно выделить следующие процессы:
- вовлечение в деятельность (мотивация);
- целеполагание;
- проектирование действий;
- осуществление действий;
- анализ результатов и сравнение их с поставленными целями (рефлексия).
Данная структура определяет алгоритм построения всех дидактических единиц образовательного процесса.
Основным образовательным результатом новой дидактической модели образования, используемой при разработке ФГОС (в дальнейшем Стандарта), является достижение стратегической цели российского образования – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, связанными с их основной профессией, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Другими словами, Стандарт профессионального образования ориентирован на результат – развитие личности обучающегося в процессе образовательной деятельности. Данная цель определяет основные задачи профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка Железнодорожного колледжа № 52:
- создать условия развития качеств нравственной личности в процессе образовательной деятельности;
- обеспечить достижение обучающимися требований Стандарта к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения как общеобразовательной программы, так и профессионального модуля;
- способствовать развитию ключевых компетенций выпускника колледжа средствами предметной образовательной деятельности.
Профессиональная деятельность преподавателя иностранного языка
Основным элементом системы профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка в Железнодорожном колледже является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой – лабораторно-практические занятия.
Лабораторно-практическое занятие – управляемый (следовательно, целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности преподавателя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностированного образовательного результата, определенного образовательной Рабочей программой, утвержденной администрацией Железнодорожного колледжа.
Стандарт определяет следующие требования к современному лабораторно-практическому занятию, которые должны выполняться преподавателями иностранного языка:
- целеполагание: перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения они освоят в процессе деятельности на занятии. Они должны знать и способы достижения поставленных преподавателем задач;
- мотивация: преподаватель должен сформировать интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы и практическая направленность содержания;
- практическая значимость знаний и способов деятельности: преподаватель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их профессиональной деятельности, связанной с железнодорожным транспортом и метрополитеном;
- отбор содержания: на лабораторно-практическом занятии должны быть качественно отработаны планируемые результаты, определенные Рабочей программой колледжа. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок. Результат является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностикит всех планируемых результатов как целевых установок занятия;
- построение каждого этапа лабораторно-практического занятия по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия;
- использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- подведение итогов каждого этапа занятия обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю преподавателя в целях обеспечения текущей коррекции процесса обучения;
- наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной работы с различными источниками информации (статьями на английском языке, видеосюжетами, аудированием, почерпнутыми, среди прочего, и из сети Интернет);
- организация парной или групповой работы, позволяющей каждому обучающемуся развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе;
- использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности;
- рефлексия как осознание себя в процессе деятельности;
- минимизация и вариативность домашнего задания, которое должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных Стандартом;
- обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на лабораторно-практическом занятии.
Выполнение данных требований определяет роль преподавателя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта.
Цели и принципы контроля на лабораторно-практических занятиях по иностранному языку
Одним из эффективных путей реализации Стандарта в части обеспечения качества образования является научно обоснованная система управления контролем уровня достижения планируемых результатов реализации образовательных программ по иностранному языку.
Управление – целенаправленное взаимодействие преподавателя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого результата.
Контроль – вид деятельности преподавателя по установлению соответствия планируемых результатов реализации образовательных программ по иностранному языку целям и требованиям Стандарта.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы должна определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования; описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы на английском языке, проекты, доклады, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения).
Главная цель контроля – выявить наличие и характер отклонений от поставленных целей деятельности на основе целенаправленного сбора данных (образовательного мониторинга) и определить их причины. Сокращение периода контроля позволяет облегчить выявление содержания отклонений и внесение корректив.
Эффективная система контроля на лабораторных и практических занятиях по иностранному языку строится с учетом основных принципов:
- нормативность. Данный принцип требует от преподавателя иностранного языка составления перечня результатов, подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым обучающимся. Каждый обучающийся в начале обучения должен располагать информацией о том, какие результаты он должен получить к моменту окончания изучения данного курса;
- плановость. Преподавателю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения обучающихся до начала этапа освоения программы, подлежащего контролю;
- принцип главного звена. Данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым обучающимся;
- объективность. Необходимо разработать критерии уровней достижения запланированных результатов;
- индивидуализация. Данный принцип предлагает учитывать индивидуальные особенности обучающихся при выборе форм и периодичности контроля;
- системность.
Система контроля достижения образовательных результатов обучающихся на лабораторно-практических занятиях по иностранному языку.
Система контроля достижения образовательных результатов обучающихся должна включать следующие этапы:
Текущий контроль проводится как во время, так и после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т.п.). Цель текущего контроля – не поставить оценку за работу на уроке, а выявить эффективность процесса учения каждого обучающегося, уровень достижения запланированных результатов; выявить проблемы, возникшие в процессе обучения и найти способ их решения. На данном этапе эффективны само- и взаимоконтроль. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи и т.п. В течение каждого семестра проводится несколько обязательных контрольных работ по иностранному языку, утвержденных администрацией колледжа. Эти работы подытоживают пройденные темы, лексические и грамматические особенности, с которыми обучающиеся были ознакомлены на лабораторных и практических занятиях.
Промежуточный контроль проводится с аналогичной целью после отработки блока контролируемых элементов. Преподаватель отслеживает достижение образовательного результата всеми обучающимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий, беседа, тестирование и др. Согласно Рабочей программе, утвержденной администрацией Железнодорожного колледжа, промежуточный контроль знаний по иностранному языку проводится в середине учебного года, подводя итоги первого полугодия обучения.
Предварительный контроль проводится после отработки темы, раздела согласно главной цели контроля. Обучающиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, тестирование, творческое задание, аналитический ответ и т.п.
Итоговый контроль проводится после отработки предметных и метапредметных результатов учебного курса. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися учебного курса должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Формами итогового контроля по иностранному языку могут быть зачет или контрольная работа, утвержденные администрацией Железнодорожного колледжа.
Соблюдение указанных принципов контроля позволяет преподавателю иностранного языка грамотно организовать образовательный мониторинг на лабораторно-практических занятиях – постоянно отслеживать ход образовательного процесса в целях выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, их определяющих, а также принимать и реализовывать управленческие решения по регулированию и коррекции. Такой мониторинг позволяет предупреждать неуспешность обучения и способствует обеспечению качества образования и реализации задач Стандарта на лабораторно-практических занятиях по иностранному языку.
Список использованной литературы
А.В.Миронов. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград, изд-во «Учитель», 2013.
Образовательная система «Школа 2010». Федеральный государственный образовательный стандарт. – М., Баласс, 2011.
Е.Ю.Ривкин. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС. – М., Академия. 2010.