kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД как основа реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Данная статья направлена на то, чтобы познакомить Вас с особенностями формирования универсальных учебных действий в условиях реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка. Данный материал представляет собой теоретическое исследование данного вопроса и познакомит Вас с понятием и видами универсальных учебных действий, их функциями. В статье представлены варианты заданий, направленных на формирование УУД. Каждый вид УУД сопровождается описанием и заданиями для его формирования. Материал статьи изложен весьма научным, но в то же время понятным языком. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД как основа реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка»


Ситько Е.Н.

Учитель английского языка

МБОУ «СОШ №3»

г. Новый Оскол

Белгородской обл.

Тел.: 89511572505

[email protected]



«Формирование УУД
как основа реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка»





Великая цель образования – это не знания, а действия.

Герберт Спенсер


Стремительное вхождение Российской Федерации в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Отсюда следует возрастающая значимость обучения иностранным языкам с целью формирования коммуникативной компетентности, что является одним из требований ФГОС нового поколения. Таким образом, особую актуальность в современной методике приобретает проблема обучения английскому языку как средству общения.

В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, развивает критическое мышление. Данному типу соответствует, прежде всего, системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, формирующий определенные интеллектуальные умения: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, выдвигать аргументы и контраргументы. На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения. Системно-деятельностный подход – это методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.


Универсальные учебные действия


Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Другими словами, УУД – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные,  познавательные, коммуникативные. 


Личностные УУД


Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе. Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.


Задания на формирование личностных УУД


Задание 1. «Мой мир»

Возраст: 7–10 лет

Ребята, выполняя это задание, составляют коллаж, в центре которого – «Я». Направления ветвей могут быть самые разные – «Моя семья», «Моя страна», «Мои друзья», «Мои увлечения» и т. д.


Задание 2. «Заполни анкету для поступления в международный клуб путешественников»


Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, желаний, стремлений.

Возраст: 10–15 лет.

Форма выполнения: индивидуальная.

Описание задания: заполнение анкеты для поступления в международный клуб путешественников.

Материалы: карточки с заданием.

Инструкция: учащимся раздаются карточки, в которых они должны записать информацию о себе. Затем учащиеся рассказывают о себе, используя информацию на карточке.


International Explorers’ Club

Name

 

Surname

 

Age

 

Country

 

Languages you speak

 

Favourite subjects

 

Hobbies

 

Countries you would like to visit

 




Познавательные УУД


Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Для формирования познавательных УУД в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы:


  • Можно ли найти…?

  • Есть ли связь…?

  • Какая информация мне нужна?

  • Что из прочитанного, услышанного я использую?

  • Какие источники информации мне необходимы?

  • С какими сложностями при переводе я могу встретиться?

  • Что я пытаюсь доказать?


Задания на формирование познавательных УУД

Задание 1. Расскажи собеседнику о том, что он/она планирует делать после школы и убедить собеседника в правильности выбора.

Выполняя это упражнение, учащийся должен определить цель своего высказывания, отобрать аргументы, которые помогут обосновать его точку зрения, привести примеры, в чем он/она видит преимущества выбранного пути, спланировать, какие аргументы можно привести, чтобы убедить собеседника, подготовить контраргументы.


Задание 2. «Пчелиные соты».

Возраст:10-15 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: ученикам предоставляется возможность составить как можно большее количество слов из написанного на доске.

Инструкция: Класс делится на две-три команды. В зависимости от числа команд на доске два или три раза пишется какое-нибудь длинное слово. Например:

E X E R C I S E        E X E R C I S E            E X E R C I S E

Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих слово exercise, по вертикали. Каждый пишет одно слово, причем слова не должны повторяться. Через некоторое время доска будет выглядеть примерно следующим образом:

E X E R C I S E        E X E R C I S E            E X E R C I S E

Х       I       A

E       C       N

         E      D

Критерии оценивания: быстрота и правильность выполнения задания.


Регулятивные УУД


Регулятивные УУД обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся.

Доказана эффективность использования игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. На начальном этапе учатся, играя и играя, развиваются и обучаются.  И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составлении рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.              

Необходимо на начальном этапе научить детей прогнозировать свои результаты. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

Вопросы, на которые отвечают учащиеся в контексте формирования регулятивных УУД:

  • Зачем?

  • В какой последовательности?

  • Где необходимо?

  • Правильно ли?

  • Как исправить?

  • Вот так хорошо, правильно!

  • Сосредоточился и еще раз!


Задания на формирование регулятивных УУД

Задание 1. «Я думаю, что…»

Возраст: 10–15 лет

Такие задания обычно предвосхищают работу над текстами. По заголовку ребятам предлагается догадаться, о чем будет идти речь в тексте, определить ключевые слова, основную мысль текста.


Задание 2. «Моя любимая телепередача»

Цель: формирование рациональных навыков овладения английским языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением.

Возраст: 11–15 лет.

Форма выполнения задания: индивидуальная.

Описание задания: ребятам предлагается назвать свою любимую телепередачу, написать небольшое сочинение о ней. Также сделать небольшую презентацию к своему сочинению, которая может содержать фотографии со съемок и даже ее небольшой отрывок. Представить свое творение своему классу, быть готовым ответить на вопросы одноклассников, а также приготовить вопросы к аудитории, чтобы проверить на сколько внимательна была аудитория, к выступлению ученика.

Материалы: оценочные листы, карточки с заданиями.

Инструкция: Сделать презентацию своей любимой передачи. Презентация должна содержать: сочинение по передаче, фотографии съемок, отрывки из передачи. Вопросы по своей презентации.

Критерии оценивания:

- творческий подход,

- оригинальность презентации работы,

- отсутствие лексических и грамматических ошибок в сочинении,

- фонетически грамотное прочтение сочинения.


Коммуникативные УУД

Коммуникативные (УУД) – развитие коммуникативных универсальных учебных действий в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками. Опираясь на опыт преподавания английского языка на всех ступенях обучения, целью своей деятельности, считаю, формирование УУД в условиях системно-деятельностного подхода.

Для успешного решения коммуникативных задач я стараюсь создать на уроке благоприятный психологический климат. Чем комфортнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.



Задания на формирование коммуникативных УУД


Задание 1. «Вместе или врозь?»

Возраст: 12–15 лет

Ты отправляешься в путешествие с другом. Твое предпочтение – тур, где «все включено», в то время как твой друг любит путешествовать самостоятельно. Обсудите все за и против каждого способа путешествия, приведите аргументы, контраргументы, придите к согласию. Соблюдайте правила этикета.


Задание 2. «Диалог на тему «Моя любимая еда».

Цель: развитие памяти, умений общаться, слушать и слышать друг друга, адекватно использовать речевые средства, удовлетворение личных познавательных интересов.

Логические УУД на начальном этапе ещё не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление, используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.). При изучении грамматического материала целесообразно использовать геометрические фигуры и схемы

Возраст: 11–15 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: ученикам предоставляется возможность составить диалог на английском языке, который будет применен в дальнейшем как образец, при изучении новой темы.

Инструкция: составить диалог по определенной теме.

What is your favourite food?

My favourite food is…

Who cooks it for you?

My mum does…





Творческий подход в формировании УУД


Большой интерес на уроках английского языка вызывает проектная работа. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.

























Литература

  1. Линия УМК "Английский язык 2-11". Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш., Костина И.П., Кузнецова Е.В., Дуванова О.В., Кобец Ю.Н., Стрельникова О.В..., М.: Просвещение, 2014.

  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.,Просвещение, 2011.

  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006.

  4. Балашова А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, 2010.

  5. Ковалевская М.И. Внедрение системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку. - Москва , 2011.

  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024309-4.

  7. Глоссарий ФГОС http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=313




7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ситько Екатерина Николаевна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320413


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства