Формирование речемыслительной деятельности на начальном и среднем звене обучения английскому языку
Формирование речемыслительной деятельности на начальном и среднем звене обучения английскому языку
В статье говорится о значимости и цели изучения английского языка. В статье дается определение речемыслительной деятельности, кратко описываются понятия: мотивы, средства, формы речемыслитеьной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование речемыслительной деятельности на начальном и среднем звене обучения английскому языку»
Формирования
речемыслительной деятельности
на начальном и среднем звене обучения английскому языку
Подготовила: учитель английского языка филиала Муниципального бюджетного образовательного учреждения Комаричская средняя школа №2 в п. Владимировка
Введение
Современная геоэкономическая и геокультурная ситуация вынуждает человека уметь сосуществовать в общем жизненном мире, что означает быть способным строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами этого общего жизненного пространства, уметь наводить гуманитарные межкультурные мосты между представителями различных конфессий, культур и стран. Важную роль в этом играет язык. Выступающий, по всей видимости, единственно возможным инструментом, с помощью которого и становятся реальностью строительство мостов взаимопонимания и взаимодействия между представителями различных лингвоэтносообществ.
Цель обучения иностранным языкам – развитие у учащихся способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмент его взаимодействия.
Содержание обучения неродным языкам и прежде всего его предметный аспект не есть реклама чужого образа жизни, а основа для развития у учащихся способности «смотреть на мир глазами носителя изучаемого языка». Существенное место в учебном процессе должна занять родная лингвоэтнокультура учащегося. Этот процесс должен быть направлен на формирование у учащихся понимания лингвоэтнокультурной специфики носителя изучаемого языка при сохранении «индивидуального национального природного стиля» (Н.В. Барышников), которое и призвано в начальной школе отличать его речевое и неречевое поведение в межкультурной коммуникации с зарубежными сверстниками.
Практическое овладение иностранным языком – не только самоцель, но и путь развития речемыслительных способностей учащихся, переносимых на изучение других дисциплин.
На современном этапе развития преподавания иностранных языков при выборе метода обучения необходимо из особенностей коллектива, в котором он будет им пользоваться, необходимо учитывать личностные особенности обучаемых, уровень подготовки и обязательно возраст.
Одним из наиболее перспективных направлений в области обучения иностранным языкам признается раннее обучение. Сегодня уже не надо никого убеждать в том, что обучение иностранным языкам в начальной школе способствует не только более прочному владению, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал. При этом на ряду с развитием коммуникативных умений учащихся в различных видах речевой деятельности большое внимание уделяется формирование навыков владения языковым материалом, поскольку речевая деятельность, как и любая другая, основывается на соответствующих навыках и умениях. Успешное обучение английскому языку на начальном этапе обучения служит основой для развития умений в устной речи и чтении на основе языкового материала и навыков, накопленных и сформированных на начальном этапе.
Основная задача раннего обучения иностранным языкам заключается даже не в том, чтобы развивать у учащихся словесно-логическое мышление, а в том чтобы, чтобы выступить в качестве своеобразного катализатора обновления, переструктурирование содержания образования по всем предметам.
Понятие речемыслительной деятельности
Чтобы говорить, нужно мыслить. Это сомнению не подлежит. Но в 19 веке предметом спора лингвистов стал вопрос, верно ли обратное, то есть обязательно ли говорить, чтобы мыслить? Были разработаны две основные концепции: концепция верболистов и аверболистов.
Верболистыполагали, что мышление – это «разговор с собой», внутренняя коммуникация, и без внутреннего проговаривания мышление невозможно.
Аверболисты утверждали, что есть такие области мышления, где слово не нужно. Художники и музыканты мыслят, но не словами, а образом – художественными и звуковыми. В лингвистике принято говорить о мышлении как о речемыслительном процессе.
Отражение – констатация, фиксирование через речь явлений объективного мира и внутреннего мира субъекта. Отражение осуществляется органами чувств и его результат одновременно или позднее вербализуется (выражается словесно).
Воспоминание – мыслительный процесс, в результате которого воспроизводится отражение, состоявшееся в прошлом.
Репродукция – процесс воспроизведения интеллектуальных, духовных, культурных знаний, полученных субъектом речемыслительной деятельности в прошлом через книги, живопись, музыку.
Рефлексия – свободное ассоциирование объектов, явлений, состояний, концептов. В конкретных текстах чаще всего совмещаются разные виды речемыслительной деятельности.
Речемыслительная деятельность есть целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности речевыми средствами. Если речемыслительная деятельность осуществляется на иностранном языке, познавательный процесс становится специфическим, то есть более избирательным в направлениях, ограниченным в проблемах, свернутых в объеме, сниженном темпе, затрудненным в рассуждениях и осторожных в выводах.
Методическое исследование проблемы показывает, что адекватное стимулирование речемышления учащихся возможно при формировании всех видов речевой деятельности – слушание, говорение, чтение и письма.
Мотивом речемыслительной деятельности всегда является осознание проблемы и способа ее решения речевыми средствами. В этих условиях нормальное речемыслительное действие три стадии получение речевой и неречевой информации (information reception), переработку информации (information reception), переработку информации (information processing) передачу информации (information transmission).
Средства речемыслительной деятельности – это психологические орудия, которые, опосредуя деятельность делают ее возможной. Речемыслительная деятельность опосредуются вербальными средствами, то есть грамматически организованными словами. Вербальные средства являются наиболее мощным орудием интеллекта и важнейшим условием осуществления высших психических функций человека. Вербальные средства лишь тогда становятся инструментом мышления, когда словарный запас формируется в ходе и в результате речемыслительной деятельности.
Форма речемыслительной деятельности – это тип обобщения существенных признаков. Речевая деятельность всегда носит поисковый характер. При изучении темы «Английский дом» вместо того, чтобы дать учащимся готовое описание типичного английского дома, можно предложить им внимательно рассмотреть картинку и обнаружить в ней не менее пятнадцати особенностей (details), которые можно часто увидеть в английском доме (fireplace,double-glazed door,staircase, gas-cooker, frig, freezer, dish-washer, computer, etc). Опираясь на логическое рассуждение, учащиеся делают вывод о том, почему в английском доме устанавливают камин, а не печь; почему используются стеклянные двери; почему в доме много бытовой техники и др. в результате такой работы школьники самостоятельно строят свои высказывания об английском доме, привлекая дополнительный материал.
Эффективной формой абстрактно-логического мышления является построение смыслового комплекса высказывания (mind-map).
Метод mind-map, разработанный Т.Бузан, является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно, в виде «хаоса» на бумаге. Тема должна находиться в центре бумаги и оказаться в любой момент в центре зрения. Достоинствами использования данного метода являются следующие:
Часто обозначенная главная идея;
Легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий, элементов;
Развивается ассоциативное мышление, повторение происходит быстрее и эффективнее;
Учащиеся могут повторять все, что им придет в голову относительно данной темы. Учитель записывает эти понятия, ассоциации на одной стороне доски. Самостоятельность учащихся очевидна, нет никакой цензуры, оценки, чья идея лучше или хуже.
После того как все выступили по теме, можно сообща определить ключевые слова.
От центральной идеи отходят основные ветви, на которые записываются другие ключевые слова.
Основные и побочные могут быть пронумерованы, выделены цветом, некоторые слова по, договоренности, могут быть заменены символами, картинками и т.д.
Возможности использования mind map:
При систематизации, повторении материала.
При работе с текстом.
При повторении в начале урока.
При введении в тему.
При сборе необходимого материала для осуждения темы, дискуссии, составления диалогов, интервью, написания сочинений и т.д.
Ещё один метод построения смыслового комплекса высказывания для развития абстрактно-логического мышления: cluster-methode.
Этот метод ассоциативного письма разработан Габриэлой Л.Рико. данный метод стимулирует речемыслительную деятельность, активизирует детское воображение, вносит разнообразие в рутинную работу, индивидуализирует общение.
Технология составления карты достаточно проста:
Пишется слово, тема, понятие в верхней трети листа и обводится.
Слова, ассоциации, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
Каждое новое слово образует с собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Так возникает сеткообразный набросок, который вызвало одно слово – ключевое слово.
В качестве ключевого слова могут быть использованы слова любой части речи.
Нужно отметить, что не все, что было занесено на карту должно быть потом применено. Учащиеся пробегают глазами карту и могут выбрать только одну ее часть, даже слово, которое будет наиболее соответствовать его интересам, эмоциям на данный момент, вызывать какие-переживания, мысли и чувства.
Cluster – имеет такой четкой структуризации, какmind-map. В данном случае допустимо писать целыми фразами, возможно обводить, подчеркивать слова и т.д. главное – спонтанность, освобожденная от цензуры.
Составление карты расценивается как первый этап работы над темой. На втором – участники выбирают наиболее приемлемые для себя идеи и развивают в этом направлении тему дальше.
Следует принять во внимание, что составление таких карт не является самоцелью, основной частью урока. Данные карты рассматриваются лишь как вспомогательные средства для активизации фоновых знаний учащихся, их креативности, самостоятельности и при последующей работе на уровне.
На начальном этапе работы с данными картами могут возникнуть некоторые проблемы из-за того, что учащиеся часто не готовы к спонтанности, к свободному высказыванию своих фантазий. В связи с этим можно рекомендовать ряд подготовительных упражнений на иностранном языке:
Один ученик называет одно слово (например, завтрак) и бросает мяч другому ученику. Тот должен назвать ассоциативные слова (например, воскресенье, выспаться, отпуск, бутерброд и т.д.) следующий ученик выдает следующие ассоциации к последнему слову и т. д.
В группе каждому ученику предлагается лист с одним словом. Учащиеся пишут все, что им приходит в голову в связи с этим словом. Когда ассоциации иссякли, передают другим ученикам по кругу и те должны подобрать ассоциации к последнему слову, написанному предыдущими учениками.
Такие упражнения учат реагировать спонтанно, проявлять находчивость, воображение.
Использование данных методов на уроках иностранного языка имеет неоспоримую практическую ценность как при организации реального общения, так и при развитии творческих, мыслительных способностей.
Кроме того, данные методы можно расценивать и как помощь непосредственно учителю, которому больше не придется «выбивать», «вытягивать клещами» знания из учеников, выдумывать что-то интересное для развития речемыслительной деятельности учащихся.
Функции анализа, логика и синтеза нужны для того, чтобы учащиеся могли совершать познавательные операции. Для того чтобы дальнейшая работа не потеряла своей смысловой сущности, предлагаются задания на сравнение, дифференциацию, обобщение и классификацию. Например:
Что можно увидеть в английском доме? (double-glazed front door).
Что можно увидеть только в российском доме? (Russian stove).
Что общего и различного между значениям английских слов washing-machine, dish-washer, wash-basin?
Какие предметы быта вам кажутся наиболее важными, расположите их в порядке убывания важности для вас.
Задание на классификацию может стимулировать речемысление, если предложить учащимся распределить список известных для них слов по группам: frog (creature), boy (creature), sun (thing), water (thing), flower (plant), bread (plant) и т. д.Подобное изучение может использоваться при изучении темы «Мир вокруг нас». Оно может стимулировать дискуссию и подвести учащихся к монологическим высказываниям.
Речемыслительная задача может стимулировать диалогическое общение, например:
убедите своих родителей в том, что давно пора приобрести для кухни посудомоечную машину. Подумайте о своих аргументах. Какие возражения могут сделать родители?
Какие подарки вы преподнесёте своим родным и друзьям? Почему?
Какую страну вы хотите посетить и почему? Чем она вас привлекает? Обоснуйте свою точку зрения.
Для выполнения перечисленных заданий требуется дополнительное чтение, самостоятельная подготовка и помощь учителя.
В обучении иноязычной речи полезно опираться на наглядно-образное мышление т. е. на зрительное представление и действия с ними.
Наглядно-образное мышление большое значение имеет воображение. При изучении темы «Внешность и внешний вид» можно предложить задание описать «Чудовище», используя слова very big eyes, ling and shaggy hair, ten shot and dirty hands и т.д.Другие учащиеся слушают описание «чудовища» и пытаются его описать.
В наглядно-образном мышлении используется память. Учащиеся в течение 10 секунд рассматривают картинку «кухни» и затем по памяти строят следующее высказывание о том, что есть и чего нет на картинке: There is a big (wash-basin,gas-cooker, etc.) in the kitchen.
В наглядно-образном мышлении также важны пространственные представления. С их помощью учащиеся пытаются представить, как можно расположить мебель в комнате, как лучше пройти к нужному пункту в городе, как быстрее выйти из здания на случай пожарной тревоги и т. п.эти задания выполняются без зрительной опоры.
Для стимулирования речемыслительной деятельности важно также конкретно-ситуативное мышление. Оно осуществляется в процессе восприятия конкретной ситуации, которая чаще всего бывает представлена на картинке или фотографии. К изображению предъявляются следующие требования: глубина, многоплановость, детализированность, актуальность, парадоксальность, двусмысленность. Глубина предполагает формулирование достаточно глубоких выводов. Многоплановость означает, что за внешней картинкой «прячется» скрытое содержание. Детализированность характеризует достаточное количество изображаемых деталей. Актуальность связывает изображение с проблемами сегодняшнего дня. Парадоксальность соединяет на картинке казалось бы несопоставимые детали (похоже на серию фотографий «чтобы это значило»). Двусмысленность оставляет место для различных и даже противоположных интерпретаций.
Сочетание указанных выше признаков создаёт наилучшие условия стимулирования иноязычного речемышления, хотя не все могут быть одновременно представлены на картинках. Главное заключается в том, какую работу организует учитель.
Привычным является описание картинки. Однако описание лишь тогда стимулирует речемышление, когда с помощью описания решается некоторая проблема - познавательная задача. Она может заключаться в том, чтобы догадаться и описать не вполне понятные детали, дать исчерпывающие названия всем изображенным на картинке деталям, найти на картинке и назвать заданное количество деталей определенного класса (например, назвать не менее 5 изображенных на картинке автомобилей).
Более сложным является рассуждение. К нему прибегают, когда изображаемая на картинке ситуация является не вполне ясной и требуется логическое рассуждение, чтобы понять ее.
После того как содержание картинки становится понятным, наступает этап интерпретации изображения. Целью интерпретации является осмысление содержание картинки и формирование умозаключения. Обращается внимание на смысл изображенных предметов, персонажей и их действий, а также на смысл самой картинки. Изображение может носить исторический, нравственный, политический характер. Интерес вызывают фотографии археологических раскопок, бытовые эпизоды из жизни народов разных стран сенсационные политические события и др.
Мотивировать речемыслительную деятельность на иностранном языке можно если обучать школьников стратегии высказывания.
Стратегия высказывания (планирование и осуществление действий) меняется в зависимости от познавательной задачи. Высказывание может планироваться и осуществляться как ответ на вопрос, поиск деталей (дат, цифр, имен), поиск подробностей (фактов, сведений, обстоятельств), понимание процесса или явления (что такое молния, как возникают ураганы, по какому принципу работает компьютер), умозаключение (самостоятельный вывод, не содержащийся в изучаемом материале), гипотеза (предположение на основании изученного материала), осмысление ( в виде краткого, но всеобъемлющего заголовка), логическое построение (восстановление смысловой последовательности),резюме (суммирование изученного материала в соответствии с принятыми правилами).
Подобная стратегия может применяться как для организации устного речевого общения, так и для обучение слушанию, чтению, письму. Наиболее привычная форма работы является вопросно-ответная. Ее стимулирующая роль будет выше, если вопросы не будут направлены на выяснение очевидного. Вопрос стимулирует речемыслительную деятельность, если он направлен на то, что вызывает познавательное затруднение в связи с недостаточной информированностью учащихся, языковой сложностью материала.
Поиск деталей может носить как открытый, так и закрытый характер. При поиске «открытой» информации внимание учащихся направлено на имеющиеся в тексте конкретизирующее содержание: В каком году произошло…? Сколько человек…? Какое количество...?
Более стимулирующим речемыслительную деятельность является поиск «закрытой» информации, которая неявно содержится в тексте: Какое событие было раньше? Сколько всего…? Где было больше…?
Поиск подробностей также может быть на информацию открытого и закрытого типа. Открытые сведения, обстоятельства представлены в тексте в виде готовых формулировок. Если школьники понимают текст, они могут ответить на вопрос типа Что произошло…? Кто участвовал…? При каких обстоятельствах…?
Информация закрытого типа не формулируется, а присутствует в тексте между строк. Для ее поиска важно не только понять сообщение, но и также догадаться, предположить и воссоздать подробности.
Для стимулирования речемыслительной деятельности важно направить познавательную деятельность на понимание процесса или явления.
Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности в овладении иностранным языком представляет собой речемыслительные задачи разного уровня проблемности и сложности.
Данная методика опирается на интеллектуальные потребности учащихся, а это побуждает учащегося к речемыслительной деятельности. Речемыслительные задачи призваны развивать механизм мышления: механизм ориентации в ситуации, оценки сигналов обратной связи и принятия решений, механизм определения цели, механизм выбора, механизм комбинирования и конструирования.
Важно отметить, что чем больше самостоятельности проявляет учащийся, тем более эффективным будет усвоение. Поэтому в данной методике уделяется большое внимание развитию самостоятельности мышления, в частности, в процессе обсуждения проблем.
И, наконец, самостоятельность, связанная с контролем. В коммуникативном обучении используется такая стратегия, которая планирует превращение контроля через взаимоконтроль в самоконтроль. Для этого используется как скрытый контроль, так и осознанное владение учащимися знания объектов и критериев контроля и их применения.
Список литературы:
Зимняя И.А Психология обучения иностранным языкам в школе.- М. Просвещение, 1991.