Формирование учебно – познавательных компетенций через использование игровых методов на уроках английского языка в начальной школе.
Формирование учебно – познавательных компетенций через использование игровых методов на уроках английского языка в начальной школе.
Сегодня в педагогике всё большее признание получает мнение о том, что в основе успешного обучения формирование компетенций учащихся, в частности учебно-познавательной компетенции и игровой метод, это один из способов, помогающих достигать поставленные цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование учебно – познавательных компетенций через использование игровых методов на уроках английского языка в начальной школе.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 »
с. ДИВНОЕ
Доклад
Формирование учебно – познавательных
компетенций через использование
игровых методов на уроках
английского языка в начальной школе.
Доценко Л.Н. - учитель
английского языка
МКОУ СОШ №1
2022г
Введение.
Модернизация образования обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в личностном самоопределении. Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Таким образом, компетенция-это готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Существует семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.
На уроках иностранного языка особое внимание уделяется формированию учебно-познавательной компетенции учащихся. В связи с чем, использование игрового метода , на мой взгляд, является оптимальным средством обучения в начальной и средней школе, так как игра вносит оживление в занятия, поддерживает положительный эмоцианальный настрой учеников, усиливает их мотивацию, и как следствие повышает эффективность обучения иностранному языку. В игре способности любого человека, а особенно ребёнка проявляются в полной мере. Игра-особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра предполагает принятия решения-как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы, обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, игра открывает богатые обучающие возможности. Разработка игровых методов обучения иностранным языкам в начальной школе является одним из приоритетных и наиболее актуальных направлений в современной педагогике, так как позволяет в благоприятные для речевого развития сроки сформировать интерес учащихся к изучению иностранного языка, развивать мышление, воображение, память и другие психологические функции учащихся. Игра, как всем известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте, а применение игровых форм работы наиболее эффективно в начальных классах. Игры повышают эффективность и качество образовательного процесса, улучшают характер взаимодействия учителя и ученика, делают урок эмоциональным и запоминающимся.
Противоречие данной темы в том, что необходимо подбирать разные виды игр в зависимости от возраста детей, этапа урока и целей обучения.
Цель работы проанализировать и охарактеризовать влияние различных видов игр на формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников.
Для достижения оптимальных результатов при реализации поставленных целей мы определили выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме. 2. Провести анализ образовательных стандартов по иностранному языку. 3. Систематизировать собранную информацию. 4. Выработать критерии формирования учебно-познавательной компетенции через использование игрового метода на уроках иностранного языка.4.Мотивировать учащихся к изучению английского языка с помощью нетрадиционной организации урока. 5.Сделать более простым и эффективным процесс усвоения грамматического, лексического и страноведческого материала 6.Способствовать развитию познавательной компетенции и творческих способностей учащихся.
Часть I Использование игровых методов на уроках английского языка.
1. Игра как средство развития познавательных способностей обучающихся Психолого-педагогическое обоснование применения игрового метода в обучении иностранному языку.
Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность. Игровые методы обучения используют различные различные способы мотивации:
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися.
2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, своё отношение к деятельности.
3. Каждая игра имеет близкий результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Ситуация успеха создаёт благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.
В последнее время понятие игры осмысливается по-новому. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.
В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность порой оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, благотворно сказывается на результате обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик может уже говорить наравне со всеми.
Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно-познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.
Решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую цель, которую часто не осознают. Играя в лингвистическую игру, учащиеся концентрируют своё внимание над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, общение на иностранном языке.
В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребёнка: осуществляется переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание. Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но развивает познавательную активность школьников.
Делая вывод из всего сказанного выше, особо хочется отметить то, что психологическими исследованиями доказано, что игра положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, раскрепощает и стимулирует его к обучению иностранным языкам.
История развития игровой деятельности.
Игра- древнее достижение культуры. Она существует столько, сколько существует общество. Игровая форма обучения имеет глубокие исторические корни. Еще в древних Афинах практика организованного обучения имела форму игры, соревнования. Девушки и юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, риторике, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. В эпоху Средневековья в школах среди методов обучения также использовались ролевые игры. Учащиеся учились импровизировать риторические соревнования воображаемых героев на заданную тему. Ян Амос Коменский в 17 веке призывал все «школы- каторги» превратить в места игр. Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Ф. Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Особую роль в современном становлении игрового обучения сыграло распространение методики использования деловых игр, получившая название метода активного обучения. Первая деловая игра была разработана и проведена М.М. Бирштейн в СССР в 1932г. Сегодня в России, в США, других развитых странах нет такого учебного заведения, где бы не использовались игровые формы обучения. Функции игры. В педагогической практике игра выполняет следующие функции: Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков. Игра в этой функции выступает как организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, умения принимать решения. Воспитательная функция заключается в воспитании внимательного, гуманного отношения к партнеру по игре, чувства взаимопомощи, взаимоподдержки. В играх, которые используются для тренировки вежливых оборотов на английском языке, воспитывается такое немаловажное качество, как вежливость. Развлекательная функция состоит в том, что во время игры мы создаем благоприятную атмосферу, превращая урок в необычное и запоминающееся событие, в увлекательное приключение. Релаксационная функция- снятие на уроке эмоционального напряжения через непринужденный характер общения, объединение коллектива учащихся. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств обучающихся. Разработка сценария игры, определение её целей во многом зависит от того, какие именно функции игры учитель намерен задействовать на уроке.
Виды игр.
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификаций различного рода игр.
Говоря о классификации, необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались ещё в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями. Например, М.Ф.Стронин, автор ряда книг, посвящённых обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида игр:
По характеру игровой методики игры можно разделить на:
-предметные
-сюжетные
-ролевые
-деловые
-имитационные
-игры-драматизации.
Специфику игрового метода в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут м служить своеобразным повторением пройденного материала, а также разрядкой на уроке.
Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков.
Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создаёт возможность для перехода к активной речи учащихся. Применение игровых методов обучения помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.
Формированию и развитию лексических и произносительных навыков орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе первичного или вторичного закрепления.
Психологические особенности младших школьников Основная задача педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно – познавательных ситуаций для учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Младший школьник – ещё маленький человек, но уже очень сложный. Младший школьный возраст зачастую называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. В нем ещё нет подросткового бунтарства, но уже появляются четкость и логичность мышления, вкупе с великолепными потенциальными возможностями детской памяти предоставляющие замечательные предпосылки для осуществления учебных задач. В этот период жизнь во всем её разнообразии особенно привлекательна для маленького человека. Интерес вызывает не обязательно то, что входит в личный и повседневный жизненный опыт, но и другие страны, их культура, их обычаи. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора. Все это- неповторимые психологические условия для приобщения к иноязычной культуре, освоению иностранного языка.
В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт характера.
При обучении в начальных классах должны учитываться психические особенности учащихся. Для наиболее продуктивного обучения на уроке надо учитывать специфику памяти детей, которое в основном имеет наглядно-образный характер. В начальных классах, когда запоминание носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия, дети должны осваивать различные способы запоминания. Учитель должен знать об особенностях памяти младших школьников, чтобы лучше строить процесс урока.
Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности.
Современному обществу необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется в учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Тем не менее, как показывает педагогическая практика, дети очень часто не хотят идти в школу.
У младших школьников отсутствует интерес к процессу познания, им не интересно получать новые знания, узнавать что-то новое. Данное обстоятельство порождает достаточно серьезную социально-педагогическую проблему нашего общества, которая усугубляется тем, что учителя все реже стремятся вызвать интерес к учебной деятельности и не включают в процесс обучения средства, которые ее повышают.
Дидактическая игра является наиболее эффективным методом обучения, способствующим формированию и повышению уровня познавательной активности.
Особенность дидактической игры как средство обучения заключается в огромном ее влиянии на активизацию учебной деятельности младших школьников. Но, увлекаясь формой, ребенок не всегда осознает дидактическую значимость игры. Следовательно, необходимо учитывать педагогические условия, при которых данный метод повысит качество познавательной деятельности.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность
ПА как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, познавательная активность – это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – познавательная активность рассматривается как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.
Чтобы учащиеся в познавательной деятельности были активны, в педагогике определены способы, которые формируют и повышают активность школьников. Это, прежде всего активные методы обучения. К ним относятся: дидактические игры, соревнования, самостоятельные творческие работы и т.д. Они помогают увлечь учащихся, как содержанием, так и самой формой проведения занятий.
Так же к способам формирования познавательной активности относятся: осуществлении межпредметных связей в учебном процессе, формировании учебной мотивации, создание ситуации успешной деятельности.
В педагогической теории и практике существует множество подходов к обучению, способствующих развитию познавательной активности школьников. Один из них – дидактическая игра. Как отмечают многие исследователи (В.М. Букатов, О.С. Газман, Д.Н. Кавтарадзе, М.В. Кларин, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков и др.), дидактическая игра позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся, взаимодействия школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем, которое строится как учебно-познавательное; учитель выступает как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Можно выделить следующие аспекты развития личности ребенка:
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера, возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные.
Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает, в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознанию и самооценки.
Развивается произвольность поведения, разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону: воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
Развиваются умственные действия, формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.
Дидактическая игра − явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры − дидактическая задача, которая определяется целью обучающего воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.
Наличие дидактической задачи или несколько задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи − дидактическая и игровая − отражает взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия .
Одним из основных элементов дидактической игры являются правила игры.
Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя, правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Соблюдение правил игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
Для использование дидактических игр, характерны следующие этапы:
Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игре, общий обзор ее хода и правил.
Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируется положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил .
Таким образом, дидактическая игра, так же как и другие виды игр, оказывает значительное влияние, на развитие личности младшего школьника. В правильно организованной и тщательно продуманной игре, ребенок участвует с большим желанием и интересом.
Типология дидактических игр.
Как показывают анализ педагогической литературы и обобщение опыта учителей, в практике обучения дидактические игры используются давно, но, главным образом, как средство организации внеклассной работы по предмету. В систему уроков они включаются лишь эпизодически, в педагогической литера - туре описываются лишь варианты использования на уроках отдельных видов дидактических игр.
Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров, С. А. Шмаков и др.
В процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, так как разнообразие игровой деятельности обеспечивает его максимальную эффективность. Они имеют большую значимость при включении их в определенный отрезок учебного процесса (часть урока, темы, домашнее задание и т.д.), с определенной дидактической целью (изучение нового материала, систематизация, повторение и закрепление материала, контроль знаний и умений), исходя из заложенных в игре дидактических возможностей. Каждый тип и вид игры имеет свои игровые особенности (степень подвижности и характер взаимодействия участников игры, использование аксессуаров, продолжительность игры по времени, форма ее проведения и т.д.), что позволяет включать их в учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями обучаемых.
Усложнение игровой деятельности обеспечивается постепенным введением новых типов игр (игровые приемы – сюжетные игры – имитационные игры – ролевые игры – деловые игры) и повышением самостоятельности учеников в выборе решения в ходе игры и подготовки к ней.
В современной литературе приводятся различные системы и классификации дидактических игр. Анализ классификаций, данных З. В. Баянкиной, С. Ф. Занько, М. В. Клариным, Е. Г. Огородниковым, С. А. Шмаковым, С. В. Щербаковым и др. показал, что они или очень объемны, или слишком сжаты, опираются на разные по количеству и характеру критерии, не являясь в силу этого универсальными, и практически не пригодны для использования в учебном процессе .
Т.Г. Рысьевой была создана системная классификация дидактических игр, опирающаяся на следующие критерии: признаки собственно игры, характер и форма организации деятельности учащихся в ходе игры, дидактические возможности игры. Были выделены следующие типы составляющих систему дидактических игр: игровые приемы, сюжетные игры, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры.
Игровые приемы
Совокупность игровых ситуаций, выступающих как средство побуждения познавательной активности учащегося, различного типа – интеллектуальные, подвижные, связанные с развитием органов чувств. Они применяются при закрепление, повторение, обобщение материала, занимают незначительную часть урока, не требуют специальной подготовки. Форма организации может быть как фронтальная, так и групповая и индивидуальная. Это, например, кроссворды, шарады, загадки.
Сюжетные игры
Командные соревновательные игры, сюжет которых заимствован из различных телевизионных и спортивных передач. Предполагают наличие экспертов-судей, четкую оценку деятельности игроков. Занимают часть урока или целый урок. Применяются при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Характер деятельности учащихся репродуктивный, конструктивный. Форма организации – командная. Например, "КВН", "Поле чудес", "Счастливый случай" и т.д.
Имитационные
Моделируют окружающую природную среду, роли необязательны, четко определенны правила, в рамках которых игроки принимают решения и которые могут изменяться в ходе игры. Занимают часть урока или целый урок. Не требуют предварительной подготовки. Применяются при изучении нового материала и при закреплении. Характер деятельности учащихся конструктивный. форма организации – групповая, командная. Например, "Остров", Экологический конструктор" и т.д.
Ролевые игры
Условное воспроизведение практической деятельности людей. Занимают 1 или 2 урока, требуют индивидуальной подготовки. Применяются при изучении нового, закреплении и обобщении знаний. Характер деятельности учащихся – конструктивный, творческий. Форма организации – групповая, индивидуальная. Это различные конференции, ток – шоу, суды.
Деловые игры
Моделирование производственной деятельности людей, Предполагается коллективная выработка решение в рамках выбранных ролей, многоальтернативность решений обучения. Занимают 1 или 2 урока, требуют тщательной подготовки. Применяются при изучении нового, закреплении, систематизации знаний. Характер деятельности учащихся – конструктивный, творческий. Форма работы – групповая, индивидуальная. Например, "У озера", "Построй город" и т.д.
В.С. Селиванов выделяет следующие виды дидактических игр: соревнование, дискуссия, ролевая, имитационно-моделирующие .
Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.
V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности ,имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями .
Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику .
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.
Педагогические условия, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактической игры
Познавательные процессы входят как бы в состав инструментария самой деятельности учения, которую невозможно совершать без активной работы мысли, памяти, восприятия. Но эти процессы включаются в познание благодаря реальной предметной деятельности, которая и вызывает, и формирует, и поднимает их на новый уровень развития. Эти процессы не развиваются стихийно, они результат действия ребенка в условиях выполнения познавательных задач
Выделим основные условия, соблюдение которых способствует формированию и укреплению познавательной активности:
Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития познавательной подлинной активности, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
Второе условие, обеспечивающее формирование познавательной активности, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся .
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирование познавательной активности и развитие личности ученика в учебном процессе.
Важное условие, обеспечивающие благотворное влияние на познавательную активность и на личность в целом – благоприятное общение в учебном процессе. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в тоже время способствовать укреплению познавательной активности.
Следующее главное условие формирования познавательной активности – содержание учебного материала. Оно несет учащимся новую, еще неизвестную ранее информацию, вызывающее чувство удивления перед тем, как богат мир, и как мало он еще открыт ему, ученику, и как заманчиво и увлекательно познать это новое на каждом уроке.
Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием формирования познавательной активности. Познавательная активность школьника, если она достаточна, устойчива, следует рассматривать как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе .
Использование учителем разнообразных форм и методов обучения, позволяют повысить уровень познавательной активности. В начальной школе, это конечно использование игровых моментов на уроке, включения интересного занимательного материала и использование дидактических игр.
К дидактической игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней;
важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре;
для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры;
содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически .
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса − организация и включение в урок дидактических игр. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр.
Чтобы дидактическая игра являлась средством активизации познавательной активности, при ее использование должны соблюдаться ряд условий, которые позволяют педагогу вызвать у ребенка интерес к знаниям:
наличие у учащихся некоторого объема знаний;
наличие у детей навыков учебно-игровой деятельности;
понимание целей и задач дидактической игры;
соответствие компонентов и параметров игры возрастным психологическим особенностям учащихся;
осознание учащимися учебной значимости данной дидактической игры;
наличие рефлексии;
ребенок по окончанию игры, должен осознавать новые знания, которые он получил в ходе игры, т.е. «что нового узнал?».
Часть II Использование игровых методов на уроках английского языка.
Методика организации и проведения игр на уроке английского языка в младших классах. В ходе использования технологии применения игр на своих уроках мы следовали следующему алгоритму: 1.Определить тему урока и учебный материал, который планируется закрепить или с которым планируется ознакомить учащихся. 2.Определить навыки, которые предполагается затренировать на уроке. 3.Определить педагогические задачи, решаемые с помощью игровой формы работы. 4.Продумать ход игры и её место в структуре урока. 5.Подготовить наглядный материал.
Место игры на уроке и отводимое ей время во многом зависит от ряда факторов: уровня подготовки обучающихся, изучаемого материала, целей урока. Например, если мы «играючи» вводим новый лексический материал в объеме от 10 до 15 лексических единиц, игре можно отвести 10- 15 минут урока, включив её в основной этап проведения занятия. Впоследствии эту же игру можно использовать как способ повторения и закрепления материала, и в этом случае достаточно будет посвятить ей 5-7 мин. урока в тот же период или в начале урока, организовав с её помощью речевую зарядку. Игры, посвященные развитию навыков чтения, можно использовать как в начале урока, организовав в игровой форме фонетическую зарядку, так и в середине урока, сделав на ней основной акцент при работе с текстом. Для проведения урока с элементами игры мы можем приготовить как обыкновенный наглядный материал в виде карточек, плакатов, так и подручные средства, которые нравятся детям: альбомные листы, яркие маркеры, мягкие игрушки, а также такой незаменимый материал, как красочные и интересные мультимедийные презентации. Яркие слайды мы используем в основном для ознакомления учащихся с лингвострановедческим материалом, например, такими явлениями британской и американской культуры, как праздники, обычаи, традиции. Празднование английскими и американскими сверстниками таких праздников, как Хеллоуин, все прочнее занимающий позиции и в нашей культуре, Рождества, Дня матери; история возникновения этих праздников, связанные с ними обычаи интересуют младших школьников. С помощью игры мы организовываем обязательные для младших школьников физкультминутки в целях сохранения и улучшения здоровья детей и тренировки лексического материала. В нашей работе мы подразделяем игры на следующие категории: Игры по тренировке лексического материала по теме урока. Игры по тренировке грамматического и лексико – грамматического материала Игры по формированию и закреплению произносительных навыков Игры комплексного характера.
Описание игровых приемов. 1. Игры, помогающие формировать и развивать произносительные навыки и умения чтения учащихся
«Позови меня» Оборудование: Карточки с транскрипционными знаками. Цель: Развивать слухо- произносительные навыки Задачи: Тренировка усвоения знаков транскрипции и фонетических умений. Ход игры: учитель делит класс на две команды и предлагает обучающимся по очереди произносить звуки, которые изображены с помощью транскрипционных знаков на карточках. Участник, правильно «позвавший» карточку, получает её из рук учителя. Команда, собравшая наибольшее количество карточек, выигрывает. «Подсолнух» Оборудование: Плакат с изображенным на нем подсолнухом, у которого на листах написаны знаки транскрипции (листы пронумерованы от 1 до 10), карточки со словами, в которых жирным шрифтом выделено и подчеркнуто по одной букве. Цель: Закрепить правила чтения, формировать прозносительные навыки Задачи: Тренировка усвоения знаков транскрипции, чтения, фонетических умений Ход игры: Учитель кладет на первую парту плакат, дети собираются вокруг. Учитель показывает детям карточку со словом и громко читает его. Дети повторяют слово за учителем, затем называют номер листа, на который следует положить карточку. «Ёлочка зелёная» Оборудование: Белая маркерная доска, маркеры 4 цветов. Цель: Развивать произносительные навыки, навыки чтения Задачи: тренировка чтения изученной лексики, употребления и распознавания знаков транскрипции Ход игры: Рисуем на доске зеленую елочку, на ней разноцветные шары, в каждом шаре – транскрипционный знак. Сбоку черным маркером с двух сторон пишем знакомые детям слова. Участников делим на две команды. Дети должны подчеркнуть слово со знакомым звуком соответствующим цвету шара маркером и правильно произнести слово. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.
2.2.Игры, помогающие ознакомить учащихся с новым лексическим материалом либо потренировать лексический материал в речи (2-4 кл, на основном этапе урока):
«Шахматы» Оборудование: Шахматные фигурки Цель: Запоминание новых (или тренировка ранее изученных)лексических единиц. Задачи: Развивать навыки и умения устной речи Ход игры: учитель организовывает проведение «шахматной игры», предварительно озвучив и затренировав правильное произношение новых слов. Учитель «делает ход», называя ученику слово, ученик должен назвать слово, противоположное по значению и тем самым «выиграть» партию (Например, fat –slim, old – new, good - bad). Ученик, правильно назвавший слово- антоним, получает шахматную фигурку. Собравший наибольшее количество фигурок объявляется «магистром». «Цепочка» Оборудование: Разрезная азбука Цель: активизировать лексический материал Задачи: обучение навыкам письма Ход игры: Учитель называет тему игры, например, «Продукты». Класс делится на две или три команды, каждая команда получает набор карточек с буквами и выстраивается в очередь у парты, на которой разложены карточки. Учитель подходит к каждой парте, выбирает и откладывает в сторону карточку с буквой, с которой начинается слово на заданную тему. Учащиеся по очереди подходят к столу, выбирают одну карточку и кладут рядом с первой так, чтобы получилось слово по теме. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием. Игру можно проводить в несколько туров. «Пригласи гостей» Оборудование: Разрезная азбука Цель: активизировать лексический материал Задачи: повторение лексики на тему «Животные» Ход игры:Мы приглашаем в гости друзей из лесной школы. Дети собирают из букв разрезной азбуки слова на тему «Животные», каждое написанное верно слово фиксируется на доске. Нужно пригласить как можно больше гостей. «Охота» Оборудование: Картинки с изображениями животных, листы бумаги, маркеры. Цель: активизировать лексический материал Задачи: повторение лексики на тему «Животные» Ход игры: На доске карточки с изображениями животных Вызываются два «охотника», по команде «открывающие огонь» - пишущие на листах названия животных, которых они хотят «застрелить». Написав слово, «охотник» показывает слово классу, и дети говорят «попал», если слово написано верно, и «мимо», если в слове допущена ошибка. «Застреленная» добыча снимается с доски. После двух промахов «охотник» уступает свое место другому ученику. «Идем на рынок» структура, цели и задачи игры те же, что и в «охоте», но тематика иная –«продукты».
2.3.Игры, помогающие активизировать грамматический материал в речи и затренировать навык конструирования предложений (2-4 кл, на основном этапе урока):
«Шпионское послание» Оборудование: «Шпионские письма» в конвертах или презентация «шпионского микрофильма». Цель: Тренировать навык грамматического конструирования предложений Задачи: Восстановление предложения с использованием правильного порядка слов Ход игры: Учащиеся делятся на две или три команды и получают два или три конверта с «зашифрованными письмами», содержащими предложения, в которых нарушен порядок слов. Дети, опираясь на изученный грамматический материал, восстанавливают предложения. Можно исключить элемент соревнования и предложить детям расшифровать «шпионскую микропленку», которая демонстрируется на маркерной доске в виде слайда. «Жмурки» Оборудование: Мягкие игрушки Цель: Тренировать навык грамматического конструирования предложений. Задачи: Составление вопросительных предложений. Ход игры: Учитель демонстрирует детям 5 -6 мягких игрушечных зверюшек. Учащийся выходит к доске, учитель помогает ему выбрать и спрятать в непрозрачный пакет одну из игрушек. Играет весь класс. Учащиеся поднимают руки и задают ведущему ученику общие вопросы, изученные ранее, ведущий отвечает «да» или «нет».Например: Can you skip? – No, I can`t Are you red? – Yes, I am Are you a fox? – Yes, I am. Угадавший животное становится ведущим.
3.Заключение.
Сегодня в педагогике всё большее признание получает мнение о том, что в основе успешного обучения формирование компетенций учащихся, в частности учебно-познавательной компетенции и игровой метод, это один из способов, помогающих достигать поставленные цели.
Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых методов на уроках английского языка в начальной школе соответствует познавательным потребностям учащихся. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.
Применение игровых форм работы наиболее эффективно в начальных классах. Игровые формы являются доступным, наглядным, творческим и содержательным педагогическим приемом, способствующим как мотивации учащихся к изучению иностранного языка, так и созданию иноязычной коммуникативной атмосферы на уроке, что способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса. Использование игр на уроке английского языка воспитывает в учащихся чувство сопричастности к иной культуре, толерантность, чувство товарищества, помогает развивать память, мышление, воображение, коммуникативные навыки и умения обучающихся.
Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игровые методы могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.