Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД на примере УМК «Spotlight»2-4, Н.И.Быкова,Д.Дули для начальной школы»
Формирование познавательных УУД на примере УМК «Spotlight»2-4, Н.И.Быкова,Д.Дули для начальной школы
Формирование общеучебных умений и навыков — один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения. Давайте рассмотрим формирование познавательных УУД на основе УМК «Spotlight»2-4, Н.И.Быкова,Д.Дули
К общеучебным УУД относятся следующие:
Умение работать с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка. Особое внимание уделяется смысловому чтению. В данном УМК учащимся предлагаются выполнить следующие действия:
- соотнести картинку с текстом,
-прочитать текст и раскрасить картинку соответственно прочитанному,
-прогнозировать содержание текста по его заглавию и картинке,
-выбрать из текста соответствующий ответ и записать его в таблицу,
-использовать схему (семейное дерево) как план и текст как образец для написания собственного текста,
- извлечь необходимую информацию из текста, выделяя главные факты, опуская второстепенные,
-выбрать правильный ответ и т. д.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Прослушав текст или слушая его, учащиеся овладевают следующими общеучебными УУД:
-соотнести картинки с именами и вписать соответствующую букву,
Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи. В разделе учебника Portfolio в конце каждого модуля дается текст на повторение структур и лексики модуля. Он является образцом, по которому учащиеся сначала составляют письменное высказывание, а потом делают устную презентацию в классе, подкрепляя ее рисунком.
Умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы. Прежде чем учащимся дается задание произнести реплики диалога (Chit-Chat), написать текст или составить устное высказывание, они работают с текстом-опорой или образцом.
Умение работать с таблицами. В учебнике можно найти такие виды заданий:
-распределить в таблице материал по заданному принципу (правила чтения букв, классификация животных);
-используя информацию в таблице, написать предложения;
- прочитать текст и записать в таблицу запрашиваемую информацию.
Умение работать со справочным материалом.
Если учащиеся забыли слово или грамматическое правило, они должны научиться пользоваться словарем учебника, используя знание алфавита, и находить необходимую информацию в учебнике и в справочных грамматических материалах. Для формирования этого умения можно время от времени предлагать ребятам найти слова по любому заданному вам принципу. (Например, найдите в модулях 1 и 3 слова, начинающиеся на букву «…»).
Логические УУД — это умственные операции анализа, синтеза, сопоставления, классификации и т. д. Логические умения — важнейший компонент мыслительной деятельности. Умение логически мыслить, владение основными логическими приемами являются необходимым условием успешного усвоения учебного материала на протяжении всего периода обучения. В начальной школе закладывается основа знаний учащихся, умение самостоятельно мыслить, творчески работать. Одним из основных средств формирования логических умений является система упражнений и заданий. Содержание упражнений должно строиться на известных и интересных детям понятиях с последующим усложнением.
Овладение логическими действиями анализа. В УМК приводятся следующие виды заданий для анализа объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных):
-прочитать текст и определить, что отсутствует на картинке;
- прочитать текст и выявить мораль;
-прочитать текст и ответить на вопросы.
Овладение логическими действиями синтеза, то есть составление целого из частей:
-составление слов из букв;
-составление предложений из слов;
-восстановление диалога, расставляя по порядку реплики.
Овладение логическими действиями сравнения. Прием сравнения позволяет детям с легкостью выявлять особенности объектов и предполагает использование такого приема, как различение.
Классификация. С помощью классификации дети учатся упорядочивать объекты и свои знания о них, группируют материал (по заданному или самостоятельно найденному основанию), например,
-классификация по грамматическому принципу (он, она, оно);
-классификация по тематическому принципу (товары в магазине);
-классификация по видовому принципу (млекопитающие и земноводные).
Подведение под понятиеили отнесение к известным понятиям. Наиболее эффективное упражнение «Найди лишнее». Учащиеся используют умение выделять в объектах общие, существенные признаки: найти слово, в котором нет этого звука; найти лишнее слово по собственному умозаключению.
Установление причинно-следственных связей. В приложении к учебнику “Further Writing Practice” предлагаются упражнения, предваряемые правилом, об использовании союза because и ряд заданий на формирование умения делать выводы.
Построение логической цепи рассуждений. В том же разделе даются задания на использование слов-связок, указывающих на последовательность действий (first, then, finally), чтобы формировать умение логически строить высказывания.