kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка (на основе Интернет-сервиса Twitter)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрены основные особенности коммуникативной компетенции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка (на основе Интернет-сервиса Twitter)»

Барыкина А.А.

студентка 4 курса САФУ

г. Северодвинск, РФ

Разработка учебно-методических материалов, направленных на формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка (на основе Интернет-сервиса Twitter)

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные особенности коммуникативной компетенции, составляющие её компоненты, вопрос о необходимости формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Важная роль отводится рассмотрению использования микроблога Twitter в процессе обучения как важного и доступного способа повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. На примерах заданий с использованием Twitter показана возможность формирования разных компонентов коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Ключевые слова: блог, твиттер, твиты, коммуникативная компетенция.

В современном образовании процесс информатизации обучения иностранным языкам всё больше интересует российских и зарубежных ученых, приковывая их внимание к вопросам применения технологий Веб 2.0, в частности блог-технологий [1].

Блог – это дневник, в котором пишется о происходящих событиях, пользователи рассуждают на главные темы дня, выкладывают фотографии и видео.

Инновационный потенциал деятельности по использованию блогов в образовании весьма велик. Блоги, особенно профессиональные, учительские, сравнительно новое явление в среде педагогов. Образовательные блоги дают обучающимся большие возможности самостоятельно изучать учебный материал, взаимодействовать по сети с учителем или одноклассниками, получить индивидуальную консультацию преподавателя.

Творческий подход педагога к процессу использования подобных социальных СМИ в качестве учебного инструмента позволяет как можно сильнее заинтересовать обучающихся учебным процессом.

В данной статье мы хотим обратится к дидактическому потенциалу микроблога Твиттер, который в отличии от иных, узко специальных блогов, имеет всемирную известность и широкую во всех смыслах географию пользователей.

Твиттер – это сервис для публичного обмена короткими сообщениями, которые состоят из 280 символов [2].

Многие исследователи уверены, сайт Twitter может быть использован в языковом обучении, чтобы помогать обучающемуся фокусироваться на умении писать грамотно и кратко. Учащиеся могут читать, что пишут другие, а также принимать участие в Twitter-дискуссиях. Регулярное написание сообщений в Твиттере помогает научиться составлять лаконичные и точные фразы на английском.

Использование блог-технологии на занятиях по иностранному языку также усиливает интерес к процессу обучения, позволяет осуществлять не только учебную, но и реальную коммуникацию на изучаемом языке. Мотивация учащихся при использовании блогов и микроблогов обусловлена не только технологическими возможностями, но и тем, что они пишут о том, что важно лично для них. Они сами управляют процессом своего обучения, занимаясь активным поиском необходимой для них информации на ИЯ и получая комментарии от других людей.

Высокий коммуникативный потенциал Твиттера особенно важен, ведь одна из задач современной школы – формирование коммуникативной компетенции школьников на протяжении всех лет обучения и средствами всех учебных предметов.

В своей работе «Ключевые компетенции в современном образовании» О.А.Сальникова пишет, что коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода/стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным языком и представляет собой структурное образование, включающее в себя следующие уровни: языковая, речевая, дискурсивная, культуроведческая и риторическая компетенции. Каждый уровень в свою очередь включает в себя набор знаний и умений, необходимых для свободной и эффективной речевой деятельности [3].

Для формирования каждого компонента коммуникативной компетенции целесообразно применять определенные дидактические приемы и упражнения. Сегодня мы попытаемся продемонстрировать, как можно использовать микроблог Твиттер, для формирования разных компонентов коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Первый компонент КК – это языковая компетенция, целью которой является формирование знаний об изучаемом языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами. Например, используя Твиттер на уроке, каждому ученику может быть дано задание использовать наибольшее количество изучаемых лексических единиц при написании рассказа на тему «My day» или обсуждении любимого времени года – по лексике; задание написать автору микроблога по несколько специальных вопросов в будущем времени – по грамматике.

Формирование второго компонента КК – речевой компетенции предполагает развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Микро-блог Twitter предоставляет возможность для развития навыков письма, в том числе умения лаконично выражать свои мысли на английском языке. С целью стимулировать реплики и речь учащихся, целесообразно использовать твит-записи, в которых содержатся предложения для рассуждения, выражения своего мнения, согласия или несогласия. Также видится возможным использовать данный сервис для просмотра представленных в Твиттере коротких отрывков из фильмов, развивающих передач, документальных фильмов, содержащих в себе определённую проблему.

Формирование 3 компонента КК – дискурсивной компетенции направлено на формирование умений и способности понимать различные виды высказываний и логично, убедительно строить правильно употребляя лексико-грамматические фонетические средства, осуществляется речевое взаимодействие на иностранном языке в соответствии с речевыми нормами, регулирующими вербальное взаимодействие в соответствующем лингвоэтнокультурном сообществе. В качестве задания можно предложить ученикам попытаться по твиту понять и описать ситуацию, в которой оказался автор твита. Развернуть твит из 280 символов в полный рассказ.

Немаловажным компонентом КК выступает социокультурная компетенция. Она предполагает усвоение знаний особенностей культуры носителей иностранного языка, их обычаев, норм поведения, социальных стереотипов и менталитета и умение осознавать и соответствующе использовать их в процессе коммуникативного общения, оставаясь при этом носителем другой культуры и языка.

На уроках иностранного языка социокультурная компетенция учащихся вырабатывается посредством ознакомления с национально-культурной самобытностью речевого поведения зарубежных государств: нравы, правила, условности, страноведческие и лингвострановедческие знания. В образовательных целях Twitter может быть использован для расширения кругозора, лингвострановедческих знаний, пополнения словарного запаса, формирования социокультурной компетенции. Можно предложить ученикам следить за аккаунтами новостных изданий в каком-то регионе, известной всемирной организацией, известной личностью из стран изучаемого языка (группой, певцом, политиком, кинозвездой и т.д.) с последующей подготовкой доклада на тему.

Следующая – риторическая компетенция в структуре КК – это знания о риторических моделях создания текстов и способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи.

В связи с тем, что пользователями Твиттера также являются новостные компании, политики, учёные, делящиеся своими открытиями, событиями, можно предложить учащимся найти твиты определённых жанров: официальных, научных, публицистических. Таким образом, ученики смогут изучить саму структуру написания текстов разных видов и сумеют отличить 1 жанр текста от другого. Далее следует усложнить задачу – поручить учащимся самим написать разножанровые твиты на одну тему.

Таким образом, использование Twitter в процессе обучения является простым, важным и общедоступным способом формирования всех компонентов коммуникативной компетенции, способным значительно повысить мотивацию к изучению иностранного языка и максимально модернизировать образовательный процесс.

Список используемых источников информации

  1. Twitter по-русски [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rutwitter.com/ (дата обращения: 09.11.18).

  2. Мурзин Л.Н. Компрессия и семантика языка // Семантика и производство лингвистических единиц. Пермь, 1979. С. 36-46.

  3. Сальникова, О. А. Ключевые компетенции в современном образовании / О. А. Сальникова. – С.74-78.





© Барыкина А.А., 2019


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Барыкина Анна Андреевна

Дата: 30.01.2019

Номер свидетельства: 497816


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства