Формирование гражданской позиции школьника, создание условий для самопознания и самовоспитания на учебных занятиях по иностранному языку
Формирование гражданской позиции школьника, создание условий для самопознания и самовоспитания на учебных занятиях по иностранному языку
Статья на тему Формирование гражданской позиции школьника, создание условий для самопознания и самовоспитания на учебных занятиях по иностранному языку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданской позиции школьника, создание условий для самопознания и самовоспитания на учебных занятиях по иностранному языку»
Попова К.А.,
учитель иностранного языка
МАОУ «СОШ № 2», г. Ревда
Формирование гражданской позиции школьника, создание условий для самопознания и самовоспитания на учебных занятиях по иностранному языку
Ссылаясь на мнение многих ученых о том, что воспитание – это деятельность по развитию духовного мира личности учащегося, хотелось бы отметить, то, что воспитание это одна из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением, также важно отметить, что обучение и воспитание служат единой цели - развитию личности ученика.
Английский язык как учебный предмет имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать для решения многих воспитательных задач. Английскому языку принадлежит важное место в системе образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. По мнению Т.Р. Колосковой «Английский язык», непосредственно как урок в школе, формирует коммуникативную компетенцию школьника, способствует речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций, а также поддерживает стремление самого учащегося к осуществлению межличностного общения.
Цель изучения английского языка перекликается со следующими компонентами: образовательного, практического, воспитательного, развивающего. Нам бы хотелось рассмотреть более подробно лишь воспитательный компонент. По мнению Е.В. Носоновича, целью данного компонента является формирование у учеников уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка, в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности и в воспитании культуры общения для поддержания интереса к формированию познавательной активности.
Изучив мнения различных авторов по данной теме, хотелось бы, ссылаясь на мнение автора И.А. Скворцовой, сформулировать задачи воспитательной работы по иностранному языку: ознакомление учащихся со страной изучаемого языка и культуры своей Родины, а также с системой различных мировоззренческих взглядов, формирование позитивного отношения и уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа, изучение отдельных аспектов страны изучаемого языка и собственной страны, так например, события, литература, музыка, спортивная жизнь, кино, национальные праздники и традиции, различные организации, экологические проблемы и многое другое.
Ценностью изучения английского языка является воспитательный потенциал. Данный потенциал является особенной чертой урока английского языка. Воспитательный процесс школьников на уроках английского языка определяется проблемами личности учащегося, его интересами и правилами. Все цели и задачи урока ориентированы именно на эти проблемы. В течение многих лет в нашей школе на уроках английского языка мы используем системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. В нашей работе очень важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
В связи с переходом на ФГОС общего образования, учителями английского языка в нашей школе была разработана рабочая программа по УМК «NEW MILLENNIUM». Данный УМК позволяет овладеть английским языком на уровне, соответствующем требованиям государственного стандарта. Тематика текстов и заданий отвечает потребностям и интересам учащихся разного возраста. Авторы последовательно реализуют коммуникативно-когнитивный подход, широко используют разнообразные современные и традиционные техники обучения. На основе данной программе на уроках английского языка, мы используем системно-деятельностный подход для улучшения качества знаний, умений и воспитания учащегося.
На уроках иностранного языка мы организуем работу по развитию личности учащихся. В 4 классах мы изучаем тему «Мой режим дня»: с учащимися составляем режим дня, беседуем, как они соблюдают свой режим дня. В 4-5 классах изучаем тему «Мое хобби», где учащиеся пытаются рассказать о своих интересах и увлечениях, для того чтобы они смогли научиться ставить перед собой в будущем цели. В 9-11 классах мы изучаем тему «Профессии» и беседуем с учащимися об их профессиональном самоопределении. В теме «Гигиена и здоровый образ жизни» знакомим учащихся, как нужно правильно вести и соблюдать здоровый образ жизни, здесь же беседуем о том, что нужно соблюдать гигиену (2-10 класс).
Также немаловажную роль в воспитании учащихся имеют темы, посвященные изучению ценностей семьи. На уроках наши воспитанники формируют уважительное отношение к своей семье, через изучение различных тем, посвященных своей семье, мы пытаемся привить уважение к членам семьи, воспитать ответственного гражданина, который любит и уважает своих родителей и своих детей. Со 2 по 5 классы дети составляют рассказы о семье, делают коллажи по темам. Поздравляем мам и бабушек, пап и дедушек (2-7 классы). Делаем открытки, подписываем открытки на иностранном языке, учим песни. С 3 по 5 классы изучается тема «Фотографии семейного альбома», где дети пытаются сами составить свой семейный фотоальбом. В старших классах изучается тема «Я и мои родственники», проходит конкурс сочинений.
Благодаря использованию УМК «NEW MILLENNIUM» у школьников происходит осознание значимости темы искусства. Мы пытаемся воспитать у школьников чувство прекрасного, развиваем их творческое мышление, художественные способности, формируем понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. В 3, 6, и 11классах проводится инсценировка различных сказок: Снежная королева, Золушка, Солдатик и Балерина и т.д. В 10-11 классах при изучении тем искусства, ребята знакомятся с различными работами известных художников и композиторов, поэтов, проводятся страноведческие праздники, такие как Пасха, Рождество.
Используя тематику УМК, посвященную школе, мы воспитываем осознанное отношение к учебе, развиваем познавательную активность, формируем готовность школьников к сознательному выбору профессии. Для того чтобы сформировать у учащихся уважительное отношение к школе, а также научить стремиться сочетать личные и общественные интересы в школьном коллективе, научиться создавать положительную атмосферу дружбы в коллективе, нами создаются интересные уроки, уроки-игры, уроки-беседы, просмотры видеозаписей и т.д., а детьми создаются различные проекты по теме. Так, например, в 5 классах, учащиеся создают портфолио «Мой школьный портфель», учащиеся старших классов выполняют работу «Наша школа в будущем», пишут сочинения «Моя любимая учительница». На уроках английского языка воспитываем у учащихся сознательное отношение к достопримечательностям нашей страны, воспитываем чувства ответственности и гордости за страну. Проводим игры «Традиции своей страны» среди учащихся 2-11классов, экскурсию в школьный музей боевой славы с 1-2 классами. Школьники старших классов работают над своим проектом по достопримечательностям «Города Золотого кольца».
Для наших ребят проводятся уроки английского языка на открытом воздухе, где мы изучаем тему «Сохрани нашу природу», с целью того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к нашей природе, чтобы дети могли устанавливать взаимосвязь человека с природой, и обществом, формировать для себя уважительное отношение к окружающей среде и труду людей в целом. Играем на открытом воздухе, проводим беседы о нашей планете, а учащиеся старших классов подбирают литературу на английском языке, где описана природа нашей планеты.
Таким образом, правильное использование всего воспитательного потенциала урока будет создавать прочную основу для формирования личности учащегося, который будет способен овладеть английским языком.