Просмотр содержимого документа
«Эссе "Реализация ФГОС с использованием новых современных технологий обучения иностранным языкам: миф или реальность?"»
Эссе "Реализация ФГОС с использованием новых современных технологий обучения иностранным языкам: миф или реальность?"
Меняется общество - меняются запросы общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные задачи.
Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.
С введением нового образовательного стандарта изменилось содержание учебных программ, объем нагрузки и методологическая основа обучения.
Знания не «насаждаются сверху», а «образуются» в процессе личностно-значимой деятельности учащихся, что является основой системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении иностранному языку.
Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Важным инструментарием являются новые современные технологии .Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, игровые, здоровьесберегающие технологии, новые информационные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. При условии применения современных технологий процесс обучения может стать более эффективным и личностно – ориентированным. Но сразу же возникает проблема – педагог должен владеть новыми технологиями и уметь их успешно применять, а многие из нас не готовы морально и психологически перестроиться на новые требования к современному уроку. Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В обучении иностранным языкам для учителя сложно вывести детей на целеполагание, особенно, если речь идёт об обучении грамматической стороне речи. Главной задачей учителя является обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на иностранном языке. При этом они должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, вот почему учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Учитель должен также дозировать домашнее задание, что тоже является одной из трудностей, так как ученик должен усвоить очень большой объём материала по всем предметам. Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы.
Сложностью является то, что единая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана. Поэтому первоначально нам нужно было разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: метапредметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка. Особое место среди них занимают итоговые и промежуточные предметные проверочные работы. Для индивидуализации образования недостаточно стандартизированных работ. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания, а это тоже достаточно сложно, учитывая написание спецификации.
Для сельских школ проблемой является недостаточная материально-техническая база, которая не позволяет эффективно вводить и использовать новые технологии, например, информационные(плохое качество интернета), отсутствие кабинетов иностранного языка и нехватка ресурсного потенциала: кадрового и программно-методического.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что при условии применения современных технологий процесс обучения может стать более эффективным и личностно – ориентированным, и, несмотря на некоторые трудности, реализация ФГОС с использованием новых современных технологий обучения иностранным языкам становится в наши дни реальностью.