Содержание учебного плана..............................................................................8
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы..............................16
Организационно-педагогические условия реализации программы............20
Материально-техническое обеспечение программы.....................................20
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы..........21
Кадровое обеспечение реализации программы...............................................21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб интернациональных отношений «Дружба» имеет социально-педагогическуюнаправленность, направление – история и культура, вид деятельности - страноведение.
Уровень программы – базовый.
Руководство клубом осуществляет педагог.
Актуальность программы. Работа клуба способствует развитию познавательного интереса к различным отраслям знаний, навыков коллективной работы, творческой активности. Посещение занятий клуба интернациональной дружбы дает возможность учащимся сформировать умения применять полученные знания на практике.
Работа обучающихся в клубе осуществляется по направлениям:
В работу Клуба интернациональных отношений «Дружба» включено изучение культурного наследия, прежде всего, стран - членов БРИКС, как наиболее быстро развивающихся крупных стран мировой экономики, и иностранных государств - участников ШОС.
Деятельность обучающихся по страноведению становится тематикой общения на занятиях «Английский час».
Общение на английском языке позволяет расширять активный словарный запас обучающихся, совершенствовать их умения в устной речи, а также в письменной речи, чтении и переводе.
Цель программы – создание условий для подготовки обучающихся к межкультурному общению в современном обществе.
Задачи и ожидаемые результаты обучения по программе:
обучающие / предметные результаты:
сформировано знание «образа страны» стран - членов БРИКС и ШОС, культуры, жизни и быта народов других стран;
получили развитие умения составлять письменные сообщения на английском языке по тематике программы;
получили развитие разговорные навыки на английском языке, расширен словарный запас;
развивающие / метапредметные результаты:
развит познавательный интерес к различным отраслям знаний;
развито чувство причастности к государственным делам и международной политике;
получили развитие умения применять знания на практике;
получили развитие способности к творческой самореализации, созданию продуктов деятельности;
Клубная работа строится на принципах добровольности, творческой активности и сотрудничества обучающихся.
Освоение программы осуществляется на основе посещения мероприятий, организуемых Посольствами зарубежных стран, их культурных центров, объектов культурного наследия и современного искусства, информации Интернет-источников, практических занятий по подготовке фотоотчетов, творческих (тематических исследовательских) работ, «Английского часа» (письменные устные и сообщения, диалоги на английском языке).
Лучшие исследовательские работы обучающихся направляются на городские конкурсы.
Адресат программы – обучающиеся в возрасте от 15 до 18 лет.
Срок обучения по программе – 1 год (180 часов).
Режим занятий: чередование 4 и 5 часов в неделю.
Продолжительность одного часа- 45 мин.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения/ Количество часов в неделю
Сентябрь
Сентябрь-Октябрь
Октябрь
Октябрь-Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь-Январь
Январь
Январь-Февраль
Февраль
Февраль-Март
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
1
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
=
5
4
5
4
5
4
5
4
Год обучения/ Количество часов в неделю
Март
Март-Апрель
Апрель
Апрель-Май
Май
Июнь
Июнь-Июль
Июль
Июль-Август
Август
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
1
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
4
5
Сводные данные по бюджету времени, недель
Обучение по программе
40
Каникулы
1
2.2. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Теория
Практика
Форма контроля
1
Введение. Принципы работы Клуба интернациональных отношений «Дружба».
Посольство Республики Таджикистан / Музей/ Выставка
Фотоотчеты
«Английский час»
1
Практикум
Учебная аудитория
Контрольные вопросы
24
Республика Киргизия - страна ШОС
4
Практическое занятие
Читальный зал
Доклады
Презентации
25
Республика Киргизия - страна ШОС
4
Выездное мероприятие
Посольство республики Киргизия/ Музей/ Выставка
Фотоотчеты
«Английский час»
1
Практикум
Учебная аудитория
Сообщения
Контрольные вопросы
26
Республика Узбекистан - страна ШОС
4
Практическое занятие
Читальный зал
Доклады
Презентации
27
Республика Узбекистан - страна ШОС
4
Выездное мероприятие
Посольство Республики Узбекистан/ Музей/ Выставка
Фотоотчеты
«Английский час»
1
Практикум
Учебная аудитория
Сообщения
Контрольные вопросы
28
Исламская Республика Пакистан - страна ШОС
4
Практическое занятие
Читальный зал
Доклады
Презентации
29
Исламская Республика Пакистан - страна ШОС
4
Выездное мероприятие
Посольство Исламской Республики Пакистан / Музей/ Выставка
Фотоотчеты
«Английский час»
1
Практикум
Учебная аудитория
Сообщения
Контрольные вопросы
30
Российская Федерация - страна ШОС
4
Практическое занятие
Читальный зал
Доклады
Презентации
31
Российская Федерация - страна ШОС
4
Выездное мероприятие
Музей/ Выставка/Мероприятие
Фотоотчеты
«Английский час»
1
Практикум
Учебная аудитория
Сообщения Контрольные вопросы
32
Российская Федерация - страна ШОС
4
Практическое занятие
Читальный зал
Доклады
Презентации
33
Российская Федерация - страна ШОС
4
Выездное мероприятие
Музей/ Выставка/Мероприятие
Фотоотчеты
«Английский час»
1
Практикум
Учебная аудитория
Сообщения
Контрольные вопросы
34
Государство Израиль
4
Практическое занятие
Читальный зал
Доклады
Презентации
35
Индонезия
4
Выездное мероприятие
Музей/ Выставка/Мероприятие
Фотоотчеты
«Английский час»
1
Практическое занятие
Учебная аудитория
Сообщения
Контрольные вопросы
36
Италия
4
Практическое занятие
Читальный зал
Доклады
Презентации
37
Республика Бангладеш
4
Выездное мероприятие
Музей/ Выставка/Мероприятие
Фотоотчеты
«Английский час»
1
Практикум
Учебная аудитория
Сообщения
Контрольные вопросы
38
Япония
4
Практическое занятие
Музей/ Выставка/Мероприятие
Фотоотчеты
39
Ангола
4
Выездное мероприятие
Музей/ Выставка/Мероприятие
Фотоотчеты
«Английский час»
1
Практикум
Учебная аудитория
Сообщения
Контрольные вопросы
40
Королевство Испании
4
Практическое занятие
Музей/ Выставка/Мероприятие
Фотоотчеты
41
Вьетнам
4
Выездное мероприятие
Музей/ Выставка/Мероприятие
Фотоотчеты
«Английский час»
1
Практикум
Учебная аудитория
Сообщения
Контрольные вопросы
42
Подведение итогов работы за второе полугодие
4
Коллоквиум
Учебная аудитория
Презентация отчетов
43
Подготовка портфолио
4
Практическое занятие
Учебная аудитория
Итоговое занятие
1
Урок
Учебная аудитория
Портфолио
Всего часов
180
2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Теория. Принципы работы Клуба интернациональных отношений «Дружба»(добровольность, творческая инициатива,сотрудничество). Техника безопасности.
Образовательная программа клуба. Планирование работы на год
Теория. Цели, задачи обучения. Формы работы. Рекомендации и выбор стран вариативной части программы для изучения группой. Планирование выездных мероприятий.
Страны БРИКС: общие сведения
Теория. Страны БРИКС: Республика Бразилия, Российская Федерация, Республика Индия, Китайская Республика, Южно-Африканская Республика. Общие сведения о странах – участниках. Направления сотрудничества.
Практика. «Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
История создания БРИКС
Теория. История создания БРИКС. Общие позиции сторон по актуальным вопросам мирового развития.
Республика Индия - страна БРИКС
Теория. Посещение Посольства Республики Индия или Культурного центра Посольства Республики Индия.
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, официальный язык, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
Китайская Народная Республика - страна БРИКС
Теория. Посещение Посольства Китайской Республики или Культурного центра Китайской Республики в Москве.
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, официальный язык, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
Республика Бразилия - страна БРИКС
Теория. Посещение Библиотеки Иностранной литературы имени М.И. Рудомино или мероприятия, музея, выставки.
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, официальный язык, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
ЮАР - страна БРИКС
Теория. Посещение Посольства Южно-африканской Республики или мероприятия, музея, выставки.
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, официальный язык, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
Российская Федерация - страна БРИКС
Теория. Посещение мероприятия, музея, выставки (экономической, современного искусства).
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
Подведение итогов работы за полугодие
Слушание и обсуждение отчетов. Анализ успехов.
ШОС: Шанхайская организация сотрудничества
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: дата основания, страны-участницы (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Киргизия, Республика Узбекистан, Исламская республика Пакистан), главные задачи организации, интересы стран-участниц, направления сотрудничества.
Российская Федерация - страна ШОС
Теория. Посещение мероприятия, музея, выставки (экономической, современного искусства).
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
Республика Казахстан - страна ШОС
Теория. Посещение Посольства Республики или мероприятия, музея, выставки (экономической, современного искусства).
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, официальный язык, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
Республика Таджикистан - страна ШОС
Теория. Посещение Посольства Республики или мероприятия, музея, выставки (экономической, современного искусства).
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, официальный язык, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
Республика Киргизия - страна ШОС
Теория. Посещение Посольства Республики или мероприятия, музея, выставки (экономической, современного искусства).
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, официальный язык, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
Республика Узбекистан - страна ШОС
Теория. Посещение Посольства Республики или мероприятия, музея, выставки (экономической, современного искусства).
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, официальный язык, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
Исламская Республика Пакистан - страна ШОС
Теория. Посещение Посольства Республики или мероприятия, музея, выставки (экономической, современного искусства).
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, официальный язык, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
Страны по выбору обучающихся (вариативная часть)
Изучается не менее 4 стран
Теория. Посещение мероприятия, музея, выставки (экономической, современного искусства).
Практика. Поиск материала и подготовка докладов, презентаций, сообщений на английском языке по основным аспектам: географическое положение, население, площадь территории, столица, крупнейшие города, климат, животный и растительный мир, столица и её культурные достопримечательности, памятники, национальные традиции и обычаи, национальные песни и танцы, современное искусство, доминирующие отрасли экономики.
«Английский час»: сообщения, диалоги на английском языке.
Подведение итогов работы за год
Слушание и обсуждение отчетов. Анализ успехов. Презентация результатов участия в конкурсах исследовательских работ, городских конференциях, международных мероприятиях.
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Показатели
Текущий контроль
Промежуточный контроль
Итоговый контроль
Формы контроля
Доклады, презентации, сообщения обучающихся, фотоотчеты выездных занятий.
Контрольные вопросы
Коллоквиум
Коллоквиум
Цель диагностики
Отслеживание активности обучающихся в выполнении ими творческих работ.
Контроль динамики навыков общения на английском языке
Определение уровня подготовки по программе. Подведение итогов творческой активности,
динамики навыков общения на английском языке, анализ успехов
Определение уровня подготовки по программе. Подведение итогов творческой активности,
динамики навыков общения на английском языке анализ успехов
Сроки проведения
В течение всего периода обучения
Неделя – 17
Неделя - 43
Параметры оценки
См. ниже
См. ниже
См. ниже
Критерии оценки
См. ниже
См. ниже
См. ниже
Система оценки
Система оценки трех уровней
Система оценки трех уровней
Система оценки трех уровней
Формы фиксации результатов
Ведомость учета текущих результатов творческой активности
Ведомость учета текущих результатов письма и говорения на английском языке
Ведомость учета промежуточных результатов творческой активности.
Ведомость учета промежуточных результатов письма и говорения на английском языке
Ведомость учета итоговых результатов творческой активности.
Ведомость учета итоговых результатов письма и говорения на английском языке. Итоговый протокол
Параметры и критерии оценки:
Параметры оценки/ Критерии оценки
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Предметные результаты
Уровень теоретических знаний
Обучающийся знает изученный материал. Может дать развернутый, логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
Коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей, имеющиеся неточности не мешают пониманию текста; логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы; правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста; продемонстрировано знание большого запаса лексики и успешное использование ее с учетом норм иностранного языка; практически нет ошибок, соблюдается правильный порядок слов; при использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста; соблюдается деление текста на предложения.
Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста; мысли не всегда изложены логично; деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует; имеются ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста; много ошибок в формате письма; использован ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка.
Коммуникативная задача не решена; отсутствует логика в построении высказывания; не используются средства передачи логической связи между частями текста; формат письма не соблюдается; неверное использование лексического запаса для выражения своих мыслей, лексический запас очень ограничен, грамматические правила не соблюдаются, правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
Грамматика (говорение на английском языке)
Объем высказывания – не менее 5 фраз, отвечающих поставленной коммуникативной задаче, фразы не содержат грамматических ошибок, темп речи соответствует экспрессивной устной речи на родном языке; высказывание логично, имеет смысловую завершенность, а также выражение собственного мнения.
Объем высказывания соответствует этапу обучения, лингвистическая правильность находится в пределах, когда акт коммуникации нарушен частично; логичность высказывания, а также его связность не соответствуют поставленной коммуникативной задаче, темп речи не соответствует нормам; грамматические ошибки заметно влияют на восприятие речи обучающегося.
Большое количество грубых грамматических ошибок.
Лексика
(подготовка сообщений и говорение на английском языке)
Знание и применение лексики по изученным тематикам на практике в устной и письменной речи; лексика адекватна ситуации, редкие лексические ошибки не мешают коммуникации.
Знание и применение лексики по изученным темам на практике в устной и письменной речи, допускаются незначительные ошибки.
Крайне плохое знание лексики и неумение применить ее на практике в устной и письменной речи или лексика содержит большое количество ошибок
Метапредметные результаты
Работа с источниками информации
Хорошо умеет находить информационный повод, работать с источниками информации. Может самостоятельно подготовить материал
Умеет находить информационный повод, работать с источниками информации. Может с небольшой помощью подготовить материал
Плохо работает с источниками информации, не умеет анализировать полученную информацию.
Сбор материала
Собранный материал соответствует задачам исследования. Материала достаточно для выполнения работы в запланированном объеме
Собранный материал соответствует задачам исследования, но его объем по ряду направлений недостаточен
Материал собран хаотично, его не достаточно для решения поставленных задач
Обработка и анализ материала
Самостоятельный анализ материала, выполнение таблиц, графиков и т.д. Применение статистических методов, коэффициентов и т.п.
Осмысление материала при участии научного руководителя. Самостоятельная обработка, требующая незначительной коррекции
Осмысление и обработка материала при значительном участии педагога, других обучающихся
Выводы
Выводы обоснованы и соответствуют задачам исследования
Выводы недостаточно корректны
Выводы не соответствуют задачам исследования
Продукты деятельности
Знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт.
Показывает хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки
Недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям
Личностные результаты
Коммуникабельность, коллективная работа, сотрудничество
Легко общается и знакомится с людьми. Способен договориться с другим человеком, объяснить свои претензии без ссоры
Легко знакомится и общается с людьми, но договориться самостоятельно не может. При спорной ситуации обвиняет во всем других
Хочет общаться, но не знает, как завязать разговор. При конфликтных ситуациях обижается, вместо того, чтобы выяснить отношения
Умеет работать в команде, хорошо влился в коллектив
Умеет работать не с каждым обучающимся, старается выделиться индивидуально в ущерб общему делу
Находится в конфликтных отношениях с членами коллектива, отказывается работать с некоторыми обучающимися
Навыки самостоятельной работы
Обучающийся умеет справляться с поставленными задачами самостоятельно, умеет четко сформулировать вопрос, в случае необходимости может обратиться к педагогу за консультацией
Умеет справляться с поставленными несложными заданиями самостоятельно, допускает неточности при формулировании вопроса, в случае
необходимости,
может обратиться к педагогу за консультацией
Обучающийся не умеет справляться с поставленными задачами без посторонней помощи, испытывает затруднения при формулировании вопроса
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1) Учебный кабинет (аудитория)
2) Средства обучения учебного кабинета (аудитории):
компьютер с подключением к Интернет для преподавателя;
компьютер с подключением к Интернет для каждого обучающегося;
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающий уровень профессионального мастерства.
Требования к образованию и обучению:
Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы.
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование.
Требования к опыту практической работы не предъявляются. Опыт практической работы приветствуется.
Особые условия допуска к работе:
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.