Доклад на тему «Гражданско – патриотическое воспитание студентов на уроках английского языка»
Доклад на тему «Гражданско – патриотическое воспитание студентов на уроках английского языка»
Уважаемы коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию доклад по теме: "Гражданско-патриотическое воспитание студентов на уроках английского языка". Тема доклада является несомненно актуальной, т.к. одним из ключевых направлений построения гражданского общества и демократического государства является гражданско-патриотическое воспитание. В концепции модернизации российского образования сказано: “Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”. Данное высказывание и побудило меня составить доклад по данной проблеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Гражданско – патриотическое воспитание студентов на уроках английского языка»»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева» (ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»)
Доклад на тему:
«Гражданско – патриотическое воспитание студентов
на уроках английского языка»
Преподаватель:
Булыгина Ж.А.
2015 г.
“Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский.
Одним из ключевых направлений построения гражданского общества и демократического государства является гражданско-патриотическое воспитание. В концепции модернизации российского образования сказано: “Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Формирование гражданско-патриотического воспитания актуальная задача гражданско-патриотического образования студентов. Она обусловлена тем, что организация жизнедеятельности обучающихся направлена на выполнение социального заказа общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.
Теперь раскроем некоторые понятия.
Патриотизм– в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Гражданственность– интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.
Гражданско-патриотическое воспитание– целенаправленная деятельность, призванная формировать у молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Гражданско-патриотического воспитание осуществляется на основе освоения общегражданских ценностей.
Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между молодыми людьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания.
Принципы гражданско-патриотического воспитания:
1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического отношения к окружающим.
2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам.
3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок).
4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире. Коллективообразующий результат (эффект) нравственного и культурно-исторического воспитания – интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.
Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.
Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач:
создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности молодежи, ориентирующею эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие патриотические и общественные начинания;
формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры;
усвоение и использование на практике основ гражданского образования, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции;
При выполнении различного рода задач приоритетная роль принадлежит, конечно же, образовательным учреждениям. Цель у педагогического коллектива общая: возродить чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в разных видах деятельности.
Патриотическое воспитание студентов – это систематическая и целенаправленная деятельность, поэтому основная задача преподавателя состоит в том, чтобы выработать систему работы по формированию и развитию данных качеств личности на уроках и во внеклассной работе с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.
Каковы же задачи формирования гражданских ценностей студентов на уроках английского языка? Это, прежде всего, формирование здорового образа жизни; формирование культурно-социальных ценностей; воспитание любви и уважения к Отечеству, к малой Родине, семье, природе; создание условий для проявления творческих способностей каждого из обучающихся.
Пути достижения поставленных задач различны и выбираются с учетом возрастных и психологических особенностей студентов и изучаемого материала. В учебной деятельности необходимо применять разнообразные формы и методы организации познавательной деятельности обучающихся. Основными принципами работы являются: принцип бесконфликтности и посильности; принцип открытых перспектив; принцип равных условий; принцип сотрудничества. Главным же принципом является доверие и взаимоуважение, личностно – ориентированные, гуманные отношения преподавателя и студента.
Чувство патриотизма невозможно формировать принудительным способом. Здесь необходимо найти технологии, которые стали бы интересны и увлекательны.
Одной из технологий воспитания военно-патриотических качеств у студентов является метод проектов. Использование метода проектов - это привитие интереса к дисциплине через систему проблемных творческих, исследовательских работ и проектов. Затрагивая проблему на уроке, можно побуждать обучающихся к размышлениям о гуманизме, гражданственности, патриотизме, применительно к конкретному материалу.
Гражданское образование и воспитание невозможно без поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией. Английский язык, как предмет гуманитарной направленности, располагает богатым материалом нравственного содержания. Тематика формирования гражданско - патриотических чувств на уроках английского языка разнообразна. На уроках английского языка я формирую гражданско-патриотические чувства при изучении следующих разделов:
- Политическое устройство англоговорящих стран.
В данном разделе мы изучаем государственное устройство Великобритании, США и России.
- Молодежь в современном обществе.
Где изучаются различные молодежные субкультуры, как зарубежные, так и российские. Кроме того, здесь мы рассматриваем отдельные права детей из Конвенции о правах ребенка. Как свидетельствует практика, большинство студентов не слышали ничего о данной Конвенции и уж тем более о прописанных в ней правах.
- Социальная защита населения.
- Свободное времяпрепровождение.
В данном разделе мы изучаем кино и театр. Основные понятия по теме «Кинотеатр» мы разбираем на примере наших отечественных кинофильмов. По данной теме студенты выполняют практическое задание – анализ фильма. Фильм они должны обязательно брать российский, а в рамках юбилея Великой Победы, студенты брали наш кинофильм о Великой Отечественной Войне. Фильм они должны были проанализировать по различным критериям, одним из которых был «Чему фильм учит меня».
- Изобретения, которые потрясли мир.
Где мы изучаем различные изобретения, а также великих российских изобретателей и ученых.
- Какой разный мир!
Где мы изучаем географическое положение, климат и достопримечательности не только англоговорящих стран, но и, конечно же, России. В рамках этой темы в честь 70-летия Великой Победы, студенты готовили проекты по Городам-героям, которые состояли из небольших сообщений на английском языке и презентаций. Следует отметить, что все отнеслись к данной работе с большой ответственностью. Вот что у нас получилось – на слайдах представлена работа студентов. А 10 апреля у нас состоялась студенческая конференция, посвященная Великой Победе, на которой 2 студентов защищали свой проект по Городам-героям и заняли 2-ое место.
Патриотическое воспитание на уроках английского языка осуществляется через систему личностных отношений к постигаемой культуре, сопоставление сведений о стране изучаемого языка со сведениями о своей стране. На разных этапах обучения студенты говорят о стране изучаемого языка, сравнивая со своей страной, о достижениях, об учёных, прославивших Россию, об их вкладе в мировую науку. Развивая коммуникативные навыки студентов, поощряются искреннее отношение к обсуждаемому вопросу, что дает возможность не только высказывать свои мысли, но и формировать правильное отношение к событиям в стране.
И в заключение всего вышесказанного, хотелось бы добавить, что заниматься гражданско-патриотическим воспитанием можно практически на каждом уроке, изучая ту или иную тему.