Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Использование технологии формирующего обучения на уроках английского языка в средней школе".»
Сегодня мы рассмотрим новые подходы к оцениванию достижений учащихся в условиях введения ФГОС. Я бы хотела представить технологию формирующего оценивания образовательных результатов учащихся начальной и основной школы и показать эффективность методики и инструментов формирующего оценивания, описать методы и приемы формирующего оценивания и дать примеры их практического применения.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
изучение принципов формирующего оценивания;
изучение оптимальных методик и инструментов формирующего оценивания; применение оценочных методик на практике в классе. (НА СЛАЙД)
«Повышение результативности процессов учения происходит не в результате улучшения способов обучения, которыми пользуются учителя, а в результате того, чтоу учащихся появляется больше возможностей выстраивать своё знание». С. Пейперт, американский педагог
«То, что произошло за последние годы и что должно с образованием связываться, -это ренессанс индивидуальных целей личности… Образование и веер вариативных программ могут помочь каждому человеку найти свою индивидуальную траекторию развития». А. Г. Асмолов, российский ученый
«Современная научно-техническая революция… означает, что основная форма человеческой деятельности (даже в сфере самого производства) должна протекать какдеятельность самоустремленная, деятельность свободного времени, в малых динамических группах сосредоточенная… Делом человека оказывается коренное культурное изменение изначальных форм деятельности и мышления». В. С. Библер, российский философ (НА СЛАЙД)
Сегодня изменилась парадигма образования. Стандарты второго поколения, как мы с Вами хорошо знаем, опираются на деятельностную парадигму, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Следует отметить, что ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Это, в свою очередь, с необходимостью требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.
«Проблемы качества образования и, соответственно, его оценки становятся одним из ведущих лейтмотивов при обсуждении дел не только в образовании, но и в обществе в целом. Понимание того факта, что человеческий ресурс стал ключевым фактором в обеспечении развития, заставляет общество и власть уделять этому вопросу и в мире и в России всё больше внимания». Это цитата из послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию . В послании предпринята попытка описать задачи, стоящие перед российскими учёными, по стратегическим направлениям развития качества образования. В том числе речь идёт о внутришкольных системах оценивания. «Введение новых стандартов… ставит особые задачи по созданию современных внутришкольных систем оценивания. Прежде всего, это связано с оценкой развития когнитивных способностей и личностных характеристик школьников. При этом необходимо отметить, что, несмотря на появившиеся в последнее время работы, в целом эта задача еще далека от решения. Необходимо продолжить исследования, связанные с измерением индивидуального прогресса учащихся и разработкой соответствующих методических рекомендаций учителям и учащимся». Таким образом, задача по введению методов формирующего оценивания в школе остается актуальной на сегодняшний день.
Что же такое - формирующее оценивание? Что мы о нём знаем?
Опросник для диагностики
Знаете ли Вы, что такое «Формирующее оценивание»?
Приложение 1.
Опросник для диагностики
№ п/п
Знаете ли Вы, что такое «Формирующее оценивание»?
До мастер-класса
После мастер-класса
1
Не знаю
2
Знаю, но не могу объяснить
3
Знаю и могу объяснить
4
Применяю в работе
Несмотря на то, что термин формирующее оценивание существует сравнительно недавно, полагаем, что с некоторыми из приёмов формирующего оценивания Вы хорошо знакомы, и, возможно, применяете в работе.
Хотелось бы привести цитату из итогового эссе участника одного из подобных семинаров, посвященного технологиям оценивания в образовательном процессе: «Для меня это было действительно ново, необычно, хотя интуитивно понятно. Стала задумываться, как мне применить это в моей работе? И поняла, что некоторые-то приемы и инструменты я уже применяю! Вот только не зная, что они так называются. Но применяю я это все как-то не системно, вразброс, а, следовательно, не получаю желаемого результата».
Итак, формирующее (внутреннее) оцениваниенацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе такой оценочной деятельности учитель сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение максимально возможного уровня. Обучающиеся освоят принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование.
Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». (Фишман И.С., Голуб Г.Б.)
Формирующее оценивание имеет следующие преимущества: ( НА СЛАЙД ВЫВОДЫ В КОНЕЦ СЕМИНАРА))
1) обеспечение непрерывного контроля качества знаний;
2) прогнозирование результатов учебной деятельности и их коррекция;
3) выявление пробелов в образовании и восполнение их с наибольшей эффективностью;
4) изменение межличностных отношений в классном коллективе.
Также формирующая оценка:
1) нацелена на определение индивидуальных достижений каждого учащегося;
2) формирует понимание процесса обучения и познания;
3) обеспечивает обратную связи не только для учителя, но и для учеников;
4) удовлетворяет потребности каждого учащегося в личностно-ориентированном обучении;
6) формирует чувство ответственности за обучение [5].
То есть, формирующая оценка позволяет проследить прогресс учащихся, дает ученикам, а не только учителю, информацию о причинах ошибок, позволяет выработать стратегии к их корректировке и устранению, обеспечивает учащимся понимание методов и критериев оценки, таким образом, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию. Формирующая оценка – важный компонент личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.
Список литературы:
1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
2. Ur P. A Course in English Language Teaching.Cambridge University Press, 2012. 325 p.
3. Oosterhof A. Developing and Using Classroom Assessments. Pearson Education, 2003. 256 p.
4. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся. Самара: «Учебная литература», 2007. - 244 с.
5. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96с.