Метод проектов как один из способов повышения коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в колледже. конева Е.П. преподаватель английского языка первой категории Сегодня никто не оспаривает - важность изучения иностранного языка. Ценностью общества становится активная личность, способная к самообразованию. От выпускника колледжа требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает преподавателя уходить от привычной структуры занятия, традиционных педагогических технологий. Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед преподавателем иностранного языка, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе метод проектов. Опыт работы в колледже показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Для того чтобы разбудить в обучающихся активную деятельность, им нужно предложить проблему - интересную и значимую. Метод проектов позволяет обучающимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Итак, что же представляет собой метод проектов. Применительно к занятию иностранного языка, проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Для того чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки, необходима активная устная практика для каждого студента группы. С целью восприятия языка как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур. Таким образом, основная идея подобного подхода заключается в перенесении акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся. Вот почему я обращаюсь к методу проектов. Отличительная черта метода проектов - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания. Проблема формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех студентов группы, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки. Новизна подхода в том, что студентам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких занятий. Осуществляя эту работу, студенты могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты, создавать брошюры, презентации. Для организации внеаудиторных проектов требуются значимые внешние стимулы (поощрения, возможность продемонстрировать результаты широкому кругу людей и т.п.) и значительные дополнительные затраты времени как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций: -Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающихся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать студентов, желательно поощрять их самостоятельность. -Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал. -В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Так, например, группа студентов 217 группы подготовили проект «Кулинарные традиции Великобритании». Но работая над проектом, каждый из них поставил перед собой определенную цель и проблему, которую индивидуально решал. Так у каждого студента получился свой индивидуальный проект: «История кулинарных традиций Великобританий», «Традиционные праздничные блюда Великобритании», «Приготовление традиционного английского пирога «Шарлотка»», «Книга рецептов «Традиционные блюда Великобритании», объединенные одной темой «Кулинарные традиции Великобритании». В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на одно занятие. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке преподавателя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить. С целью повышения эффективности коммуникативных компетенций обучающихся на занятиях по английскому языку были выполнены такие проекты: «Был ли Шекспир? Вот в чём вопрос», «Особенности национального английского характера», «История и легенды Лондонского Тауэра», «Англицизмы в названиях бытовых приборов», «Загадки Стоунхенджа», «Виртуальное путешествие по Лондону», «Символы Великобритании», «Биг бен и Кремлевские куранты», «Роль английского языка в нашей жизни» и тд. Работа по проекту проводилась как на занятиях по английскому языку, так и во внеурочное время. В основном в рамках защиты индивидуальных проектов. Защита проекта показала, что повысился коэффициент успешности речевой деятельности: -увеличился темп речи обучающихся; -пополнился лексический запас обучающихся; -высказывания стали более логичными. Результаты очевидны: метод проектов не только дает возможность обучающимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей. Этот метод позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как преподавателя иностранного языка, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому формированию активной позиции обучающихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. |