Доклад на тему: "Преподавание иностранного языка в контексте развития учебной и социальной компетентности"
Доклад на тему: "Преподавание иностранного языка в контексте развития учебной и социальной компетентности"
Данный доклад рассматривает вопрос по проблеме: "Преподавание иностранного языка в контексте развития учебной и социальной компетентности"Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций, которые мы рассмотрим в практическом разрезе: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной) и этикетной. В ходе реализации этих функций решаются определенные коммуникативные задачи и формируются основные коммуникативные умения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Преподавание иностранного языка в контексте развития учебной и социальной компетентности" »
Преподавание иностранного языка в контексте развития учебной и социальной компетентности
На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения: в начальной школе, на второй и третьей ступенях, где обучение уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах.
Иностранный язык, таким образом, как инструмент познания в условиях коммуникативно-ориентированного обучения становится также средством социокультурного образования. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетентности языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности.
Целью обучения иностранному языку в рамках базового курса является овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого происходит воспитание, развитие и образование личности школьника. Овладение основами иноязычного общения предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетентности, т.е. способности к готовности осуществлять иноязычное общение в определенных Временным Госстандартом пределах.
Овладение коммуникативной компетенцией предполагает овладение иноязычным общением в единстве всех его функций, которые мы рассмотрим в практическом разрезе: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной (ценностно-ориентационной) и этикетной. В ходе реализации этих функций решаются определенные коммуникативные задачи и формируются основные коммуникативные умения (см. схему 1).
Схема1
Функции общения, реализуемые на уроках иностранного языка, решаемые через использование методов и приемов, формирующих коммуникативные умения
Функции общения
Методы и приемы
Коммуникат. умения
Информационная (познавательная, когнитивная) функция
Использование познавательных и организационно-деятельностных игр
Учебных дискуссии (по проблемам молодежи,защиты окружающей среды и т.д.)
Создание эмоционально-нравственной ситуации
Формирование продуктивных речевых умений: в говорении и письме
Регулятивная (побудительная) функция
Использование метода проектов,
Учебно-познавательных игр (Пин-понг с рифмами, Крестики-нолики, день-ночь)
Формирование мотивации, интереса к языку
Эмоционально-оценочная (ценностно-ориентационная) функция
наглядные методы обучения (использование картинок, географических карт)
словесные методы обучения (беседа,урок лекция и т.д)
учебные дискуссии
письменные упражнения (составление открыток, написание сочинений )
Формирование «эмоционального интеллекта»
Этикетная функция
упражнения, выполняемые обучаемыми со звукозаписывающей, звуковоспроиз-водящей аппаратурой, упражнения с использованием компьютерной техники,
использование аутентичных текстов
Формирование рецептивных речевых умений в восприятии речи на слух (аудировании) и чтении
Главная цель моей работы с детьми – учить детей учиться, а значит ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, владеть словом. Владеть словом – инструментом общения – неоценимое богатство. Каждое новое, осмысленное слово как драгоценный камушек в сокровищнице человека. Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
На уроках английского языка я использую следующие формы работы: упражнения, на формирование и развитие продуктивных (говорение и письмо) и рецептивных(аудирование и чтение) видов речевой деятельности, игры и проекты.
Обучение письму предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных упражнений в письменной форме. Обучение письменной речи включает речевые упражнения для обучения составлению письменного сообщения, письменно-речевые упражнения в работе с печатным текстом, обусловленные процессом чтения, аудирования и устного общения.(см.приложение 1)
Придожение1
Упражнения и методологические приемы обучения письму и письменной речи
Обучение орфографии
Соотнесите печатные буквы с прописными.
Найдите данную букву (буквосочетание) в следующих словах и прочитайте их.
Напишите все буквы алфавита.
Вставьте пропущенные в словах буквы.
Используя картинки, подставьте в слова под ними недостающие буквы в разных позициях (начале слова, в середине, в конце)
Письменные тренировочные языковые упражнения
Раскройте скобки в предложении.
Составьте 10-15 предложений о образцу.
Ответьте в письменной форме на вопросы с опорой на текст.
Объедините несколько предложений в одно.
Замените слова и словосочетания в предложениях.
Речевые упражнения для обучению написанию письма
Составьте письмо по предложенному плану, ориентируясь на конкретный тип адресата, коммуникативную задачу и ситуацию написания письма.
Проанализируйте тексты писем, охарактеризуйте их авторов.
Составьте письмо в ответ на просьбу или пожелание адресата.
Напишите от своего имени письмо с учетом заданной ситуации общения.
Определите характер письма по его структуре (описание, сообщение, повествование, уведомление, выражение благодарности за что-либо, приглашение).
Письменно-речевые упражнения для работы с печатным текстом
Озаглавьте абзацы текста.
Составьте тезисы к каждой смысловой части текста.
Составьте письмо-описание на основе содержания текста и иллюстративных материалов к нему.
Извлеките из текста информацию для целевого письменного сообщения (в соотвтствии с планом, с целевой установкой, с учетом мотивов автора сообщения, особенностей адресата).
Составьте письменное сообщение потенциальному, реальному или воображаемому адресату, используя содержание текста).
Для работы при обучении аудированию, я использую следующие упражнения:
Приложение 2
Обучение аудированию
Упражнения на преодоление фонетических трудностей восприятия
Прослушайте следующие слова и поднимите руку, услышав слово со звуком…
Прослушайте предложение и скажите сколько в нем слов.
Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их
Прослушайте фразу и скажите, сколько раз в ней употребляется заданный звук.
Упражнения на преодоление грамматических трудностей
Слушая диктора, записывайте новые звенья высказываний.
Повторяйте за диктором предложение
Напишите грамматический диктант
Упражнения на преодоление лексических трудностей
Установите на слух тождество в парах слов
Прослушайте омонимы в предложениях и определите их значение
Прослушайте ряд предложений и обратите внимание на то, что они отличаются друг от друга только одним новым словом в одной и той же позиции. Установите смыл этих предложений
Для обучению диалогической речи, я использую следующие предложения:
Раскройте скобки в репликах диалога
Воспроизведите диалог по ролям
Заполните своими репликами пробел в диалогах
Составьте диалог к серии картинок, используя ключевые слова.
Составьте диалог по прочитанному тексту
При обучении монологической речи, я использую такие упражнения:
Разберите текст на смысловые части и озаглавьте их
Составьте рассказ по картинкам
Ответьте на вопросы по тексту
Расширьте данное на доске высказывание, используя текст
Выберите из текста ключевые слова к каждому пункту плана
При обучении чтению я использую следующие упражнения:
Прочитайте текст и найдите в каждой группе слов существительные
Прочитайте предложения и укажите правильный перевод
Прочитайте предложения и попытайтесь выразить ту же
мысль по-другому
Прочитайте текст вслух по цепочке, а затем составьте
план
Прочитайте текст и выбирете из текста, то предложение, в котором сформулирована тема текста.
В.Н. Мясищев отмечал, что сама по себе деятельность – игра, учение, труд – для формирования основных психологических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам. Деятельность учащихся на уроке должна носить субъектно-осмысленный характер. Средством придания деятельности субъектно-осмысленного характера может быть игра. Игра, прежде всего, социально-ролевая, нами понимается как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного социально закрепленных способов осуществления действия. Именно в игре как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, обеспечивается познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также протекает интеллектуальное и нравственное развитее личности. Например, ролевая игра на уроке в 10 классе по теме «Россия и Франция: история общей победы», когда учащиеся французской группы – «французы» и учащиеся английской группы – «наши соотечественники», в условной ситуации рассказывают о совместной борьбе против фашизма в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны.
Не меньшую роль для субъектно-осмысленной деятельности школьника играет метод проектов. Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Метод проектов дает возможность применять полученные знания на практике, помогает оптимизировать процесс обучения, а также создает условия для гармонизации личности учащегося, так как развивает активное самостоятельное мышление. (Иллюстративный материал к проектам).
Подобный подход к обучению учащихся свойственен любому педагогу и особенно это должно быть свойственно учителю иностранного языка.