Дистанционное обучение иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети INTERNET
Дистанционное обучение иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети INTERNET
В данной статье идет речь об эффективном изучении иностранных языков с испльзованием ресурсов сети Интернет. Здесь описаны новейшие методы дистанционного обучения иностранным языкам. Обучение с помощью инновационных компьютерных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации и интенсификации процесса обучения иностранным языкам. Поэтому очень важно, чтобы современные компьютерные технологии не заменяли традиционные методы обучения иностранным языкам, а помогали в их совершенствовании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дистанционное обучение иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети INTERNET »
Дистанционное обучение иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети INTERNET
Андреасян Г.Г.
г. Ставрополь
научн. рук: к.п.н., Макарова О.С.
В настоящее время стремительное развитие компьютерных телекоммуникационных и информационных систем, средств мультимедиа оказывает значительное влияние на систему образования в целом, что приводит к появлению новых педагогических технологий, методов преподавания современных языков, одним из которых является дистанционное обучение. Использование компьютеров в образовании началось ещё в 60-х годах ХХ столетия и прошло в своём развитии несколько этапов, начиная от учебных программ, которые запускались из командной строки DOS, к мультимедийным обучающим программам на CD и, наконец, к обучению через Интернет. Среди всех технических средств, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер сегодня выступает самым важным в процессе обучения иностранным языкам. Исследования отечественных и зарубежных учёных, педагогов-практиков свидетельствуют о том, что применяемые адекватным образом современные компьютерные технологии, в частности Интернет, могут существенным образом содействовать эффективности преподавания и изучения иностранных языков.
Г. А. Китайгородская делает вывод о том, что увлечение новшествами и нововведениями связано, скорее всего, с неудовлетворенностью качеством функционирования образовательных систем и попыткой решить проблему повышения качества с помощью инноваций в период модернизации образования [9, 2]
В настоящее время, используя новейший метод дистанционного обучения можно изучить любой иностранный, например английский, немецкий, французский, испанский и другие языки. Хотя большей популярностью, конечно же, пользуется английский язык, но доля других тоже значительна в данный момент. В связи с этим в настоящее время преподаватели иностранных языков могут более успешно осуществлять обучение различным видам иноязычной деятельности:
– говорению, аудированию, чтению и письму;
– знакомство обучаемых с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.
Обучение речевой деятельности предпочтительнее всего в живом общении. Компьютерные телекоммуникации предоставляют уникальную возможность обучаемым вступать в живой диалог с реальным партнёром, совершенствуя умения монологического и диалогического высказывания. Необходимость общения обращает его участников к возможностям телеконференций, чат технологий, участию в международных проектах по различным проблемам, что стимулирует и развивает такие коммуникативные навыки, как умение вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, умение находить компромисс с собеседником и лаконично излагать свои мысли.
Интернет позволяет совершенствовать умения аудирования, на основе аутентичных звуковых текстов такие как:
слушать и слышать собеседника;
пополнять свой словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающей определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества.
Для этого можно использовать различные записи последних радио или теле-новостей, многочисленные аудио- и видеопрограммы на компакт дисках.
Для дистанционного обучения через Internet характерной особенностью межличностного общения на иностранном языке между преподавателем и обучаемым является его опосредованный характер. С одной стороны, возможность постоянного общения на расстоянии в ходе учебного процесса, отличает дистанционное обучение от заочного и в некоторой степени приближает его к очному, с другой – межличностное телекоммуникационное общение не способно в полной мере восполнить отсутствие непосредственного "живого" общения. Именно отсутствие «живого» общения и является главным фактором, который определяет специфику психолого-педагогических условий дистанционного обучения через Internet. Как отмечает Дмитриева Е.И, межличностное общение по телекоммуникациям в основном обеспечивает функционально полноценную схему осуществления учебного процесса, включая прямую и обратную связи между обучаемым и преподавателем [3, 4]. Тем не менее, функции последнего очень сильно ограничены и сведены к тому, чтобы управлять ходом работы обучаемого с дидактическими материалами. Преподаватель уже не является главным и непосредственным источником учебной информации.
Для преподавателя очень важным является учёт тех концептуальных положений, на основе которых целесообразно строить любой современный курс дистанционного обучения иностранным языкам:
- во-первых, в центре процесса обучения должна находится познавательная деятельность обучаемого, именно самостоятельная деятельность по овладению различными видами речевой деятельности, формированию необходимых навыков и умений является спецификой данной области знания;
- во-вторых, соблюдение принципа интерактивности имеет немаловажное значение, педагогу необходимо систематически на протяжении всего курса отслеживать, корректировать, контролировать и оценивать деятельность обучаемого;
- в-третьих, эффективная обратная связь, как в отношении используемого учебного материала, так и в отношении внешней обратной связи при работе в группах, консультациях с преподавателем обеспечивает возможность самоконтроля;
- и, наконец, применение разнообразных видов самостоятельной деятельности обучаемых (индивидуальных, парных, групповых) также способствует достижению более значительных результатов при дистанционном обучении.
В настоящее время активно разрабатываются различные методики обучения иностранным языкам с использованием Интернет-технологий. Существуют сторонники идеи обучения иноязычной деятельности только с помощью всемирной сети, без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать Интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.
Самое простое применение Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы распечатываются и используются в ходе традиционного урока. Естественно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении всемирной сети обучение иностранным языкам меняется кардинально: пользователь получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.
Наиболее полно возможности Интернета раскрываются при использовании его непосредственно в студенческой аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернету. Самыми распространенными видами работы в настоящее время являются различные Интернет-проекты. Как известно, проекты могут проводиться и без подключения к всемирной сети. Однако многие преподаватели отмечают, что Интернет придаёт проекту больший динамизм, меняет его временные рамки [10, 25]. В ходе работы над проектами студенты применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную информацию. Все вышесказанное свидетельствует о том, что внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Опыт исследования их на практике позволяет педагогам сделать выводы о том, что они обеспечивают переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств у студентов, ускоряют процесс обучения, способствуют мотивации, позволяют индивидуализировать процесс обучения, улучшают качество усвоения материала [10, 35].
Однако не следует забывать и о традиционных методах обучения, так как существует множество других задач, решить которые можно только лишь при непосредственном общении учителя и ученика.
Тем не менее, обучение с помощью инновационных компьютерных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации и интенсификации процесса обучения иностранным языкам. Поэтому очень важно, чтобы современные компьютерные технологии не заменяли традиционные методы обучения иностранным языкам, а помогали в их совершенствовании.
Список литературы:
1. Аносова, Н. Э. Обучающие компьютерные программы – новые возможности преподавания иностранных языков
2. Артемьева, Л. В. Использование мультимедийных средств в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] / Л. В. Артемьева. – М., 2010. –
3. Дмитриева Е.И. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций//Ин. языки в школе. – 1998. – №5, 6.
4. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Internet//Ин. языки в школе – 1998. – №1.
5. Ефременко, В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В. А. Ефременко // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 7. – С. 18-21.
6. Кизлякова, Е. С. Внедрение новейших информационных технологий в обучение иностранным языкам [Электронный ресурс] / Е. С. Кизлякова. – С.-П.,2010. – 11 с. – Режим доступа:
7. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика / Г. А. Китайгородская. – 2-е изд. – М.,2009. – С. 2-5.
8. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам / Н. И. Подопригорова // Иностранные языки в школе. –
9. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Ин. языки в школе. – 2001. – №2 2. Азимов Э.Г., Вильшинецкая Е.Н. Материалы Интернета на уроке английского языка // Ин. языки в школе. – 2001. – № 1.
10. Чусовская, И. В. Компьютер в обучении иностранным языкам / И. В. Чусовская // Информатика и образование. – 2000. – № 9. – С. 35-37.