Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель и применение ИКТ в обучении английскому языку детей с ОВЗ.
Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель и применение ИКТ в обучении английскому языку детей с ОВЗ.
В статье рассматриваются формы и методы работы с детьми с ОВЗ, определены цели и задачи организации учебного процесса детей с ОВЗ в школе дистанционного образования, подчеркивается необходимость учета особенностей таких детей.В статье рассматриваются формы и методы работы с детьми с ОВЗ, определены цели и задачи организации учебного процесса детей с ОВЗ в школе дистанционного образования, подчеркивается необходимость учета особенностей таких детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель и применение ИКТ в обучении английскому языку детей с ОВЗ.»
Дистанционная форма обучения как инновационная образовательная модель и применение ИКТ в обучении английскому языку детей с ОВЗ.
Брантова С. А.,
КБОУ «Школа дистанционного образования»,
учитель, г. Красноярск
В системе образования современного информационного общества дистанционная форма обучения играет существенную роль. В настоящее время в России растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), получающих образование с помощью современных коммуникационных технологий.
Основная цель системы образования – интеллектуальное и нравственное развитие каждого ребенка, формирование у него творческого мышления и умения работать с информацией. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения вообще, а для детей с ОВЗ – в особенности. Они могут получать знания с наименьшими физическими усилиями, сначала под руководством учителя, затем и самостоятельно.
В целом, основная идея дистанционного обучения – учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения [2]. Помимо этого, не менее важно обеспечить культурное развитие обучающегося, его социализацию, развить творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только на собственно образовательные цели, но и на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ адаптироваться в жизни.
Наиболее эффективной формой работы с детьми с ОВЗ является дифференцированный подход к обучению. При организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности личности ребенка, уровень его возможностей и способностей.
Индивидуализация обучения – это преимущество системы дистанционного обучения (ДО). Основная задача педагога – увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Важным условием построения образовательного процесса на основе ДО детей с ОВЗ является создание разнообразной, информационно насыщенной информационно-образовательной среды (ИОС). Образовательный процесс в ИОС должен расширить образовательную среду для детей-инвалидов, и строится как система гибкого взаимодействия участников с содержанием и участников между собой. Важно, что среда ДО должна преследовать не только образовательные цели, но и оказывать помощь ребёнку в социализации и личностном развитии [4].
Школьный предмет «иностранный язык» является частью всего образовательного процесса. Иностранный язык способствует личностному развитию ребенка с ОВЗ. Огромное количество современных Интернет-ресурсов, таких как электронные учебники, обучающие компьютерные программы, обучающие видеофильмы, дает возможность обучающемуся путешествовать по миру, по странам изучаемого языка, расширяют кругозор, формируют мировоззрение, дают ребенку возможность почувствовать себя частью мировой цивилизации, формировать свое «я», а в целом – утверждаться в социуме, открыть окно для общения с другими людьми в своей стране и за границей.
Изучение иностранного языка направлено на осуществление следующих функций - познание и общение. Общение на дистанционном уроке упрощается. На уроке в школе дистанционного образования ребенок с ОВЗ чувствует себя более непринужденно, проявляет больше самостоятельности. Одним словом, идет процесс интенсификации самостоятельной работы ученика. А чем больше самостоятельности проявляет ребенок при решении какой-либо речевой задачи, тем более эффективно будет усвоен учебный материал.
Для повышения уровня познавательной активности учеников необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Применение средств активизации учебной деятельности в процессе обучения иностранному языку является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа является средством познания на различных уроках. Мультимедийные средства помогают учителю в доступной форме изложить материал ученику, а также помогают детям с ОВЗ развивать их коммуникативные способности и информационную грамотность. С помощью мультимедиа дети-инвалиды накапливают фактические знания.
Наглядность материала дистанционного урока повышает уровень его усвоения, так как у учащихся задействованы все каналы восприятия – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный [5]. С этой целью мы широко используем обучающие компьютерные программы по изучению английского языка в начальной школе, которые находятся в свободном доступе сети Интернет https://ru.duolingo.com/ , https://puzzle-english.com , https://italki.co, https://edu.skysmart.ru, http://eslcollective.com . В них очень грамотно продумана система тренировочных упражнений по обучению лексике, грамматике, чтению, а также упражнений на аудирование. В обучающих компьютерных программах используются методы, облегчающие работу учащихся с ОВЗ. Например, метод подстановки букв, слогов, окончаний и слов в уже готовые предложения или составление предложений из его частей, которые специально разделены и с помощью курсора могут быть подставлены в нужные места. Работа с картинками, подбор заголовков, подходящих слов к ситуациям помогает снять напряжение, обеспечивает эмоциональную и эмпатическую вовлеченность, способствует развитию познавательного процесса, что в конечном итоге позволит достичь коммуникативной компетентности в предмете.
Повышают мотивацию к изучению иностранного языка разнообразные задания на сайте http://learningapps.org/. Учителю предоставляется возможность использовать задания других педагогов, а также составлять свои собственные задания в формате игры «Кто хочет стать миллионером», пазлы «Угадай-ка», викторины, упражнения на соответствие и т.д. Сайты https://quizlet.com/latest, помогает ученику эффективно усваивать лексический материал урока, развивая также навыки аудирования, произношения и правописания на английском языке. Важным является и то, что на данном сайте предусмотрена система тестов, в которую включены различные виды заданий (на соответствие, множественный выбор, True/False, задания открытого типа). Задания оцениваются в процентном отношении, и выставляется оценка сразу после выполнения теста, что позволяет ученику увидеть объективную оценку своей работы.
Информационно-коммуникационные технологии, такие как презентация или видео-презентация доступны уже в течение длительного времени. Использование мультимедийных презентаций эффективно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации [5]. Мультимедийная презентация сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей и позволяет учителю представить учебный материал в виде системы опорных образов, тем самым облегчая усвоение и запоминание изучаемого материала детьми с ОВЗ.
Возможности современных компьютеров позволяют производить манипуляции со звуком и видео для достижения спецэффектов, а также синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию, и интегрировать все это в единую мультимедиа-презентацию [5]. Разумное использование наглядных средств обучения развивает наблюдательность, внимание, речь и мышление учащихся в учебном процессе. Таким образом, ИКТ дают ребенку множество готовых, четко отобранных, определенным образом организованных знаний и развивают интеллектуальные и творческие способности детей-инвалидов.
Широкое применение в современных общеобразовательных школах получают электронные учебники, которые издаются ведущими в России издательскими центрами, такими как издательство «Титул» и издательство «Просвещение». Необходимо отметить, что работа с использованием электронного учебника у ребенка с ОВЗ идет быстрее, чем с использованием печатного. Учителю же использование электронного учебника дает объективную картину уровня усвоения материала.
Таким образом, дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмы образовательного процесса [1]. В центре этого процесса личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка [3].
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ и помогают педагогу развить познавательную деятельность, а также повысить мотивацию к изучению языка. Использование ИКТ на уроках английского языка в школе дистанционного образования для детей с ОВЗ повышает эффективность освоения учащимися учебного материала и помогает им в получении полноценного образования и успешной социальной адаптации.
Литература
Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. – М.: МИЭП, 2008.
Дистанционные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Консультативный текст [Электронный ресурс]: http://lib.convdocs.org/docs/index-257336.html
Новрузова Н.А. Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/621984/
Концепция системы дистанционного образования детей-инвалидов Томской области на 2011-2012 гг. [Электронный ресурс]: http://www.pandia.ru/text/78/521/54622.php
Обучение учащихся построению сечений пирамиды с использованием информационно-коммуникативных технологий. [Электронный ресурс]: http://diplomba.ru/work/100610