Авторская статья "Приемы развития умения неподготовленной речи"
Авторская статья "Приемы развития умения неподготовленной речи"
Приемы развития умения неподготовленной речи.
Умение непринужденного общения на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один из показателей качества владения языком.
На практике для полноценного общения с носителями языка навыка недостаточно. Необходимо сформировать коммуникативно – речевое умение. В отличие от речевых навыков, которые в своей природе стереотипны, коммуникативно-речевые умения имеют творческий характер. Одним из эффективных приемов обучения коммуникативно – речевым умениям является использование коммуникативных мероприятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская статья "Приемы развития умения неподготовленной речи" »
Приемы развития умения неподготовленной речи.
Умение непринужденного общения на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один из показателей качества владения языком.
На практике для полноценного общения с носителями языка навыка недостаточно. Необходимо сформировать коммуникативно – речевое умение. В отличие от речевых навыков, которые в своей природе стереотипны, коммуникативно-речевые умения имеют творческий характер. Одним из эффективных приемов обучения коммуникативно – речевым умениям является использование коммуникативных мероприятий.
Отличительная черта коммуникативных мероприятий – коммуникативная свобода учащихся и возможность самостоятельной реализации их творческого потенциала
Учащиеся поставлены в условия, при которых они вынуждены общаться и обмениваться мнениями на заданную преподавателем тему. Большое значение для успешности проведения коммуникативных мероприятий имеют 2 взаимосвязанных фактора: заинтересованность в тематике и максимальная вовлеченность учащихся в ее активное обсуждение. Для наибольшей эффективности на уроке необходимо создать обстановку интеллектуального напряжения в сочетании с обстановкой психологического комфорта.
Коммуникативное мероприятие позволяет преодолеть трудность при общении с носителями языка. В процессе обучения необходимо использовать приемы, обеспечивающие реальное общение в учебной обстановке: решение проблемных заданий, дискуссии, составление рассказов, ролевые игры.
Проблемные задания. Цель – научить коротко высказывать свое мнение, вносить предложения, запрашивать информацию, сравнивать, соглашаться или опровергнуть утверждения др. участников мероприятия. Проблемные задания – это всякого рода шарады, головоломки, игры с элементами угадывания, составление диалога или предложений из отдельных слов или реплик, распределенных между членами команды, отгадывания названия предметов по описанию, составленному одной командой или другой. К этому типу коммуникативных мероприятий можно отнести и некоторые виды интервью
Дискуссия – носит более сложный характер, для ее проведения необходимо, чтобы учащиеся имели определенный лингвистический опыт, а также умение формулировать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, продуцировать более распространенное высказывание.
Вовлечь каждого в дискуссию довольно сложно. Далеко не каждый может сказать что-то необыкновенное или новое, но каждый может внимательно и выражать свое согласие или несогласие с тем, что было сказано до него. При организации в классе дискуссий можно предложить учащимся держать в руках какой-то предмет и передавать его тому, кто должен говорить следующим.
Наиболее легкий способ организовать дискуссию в классе – вовлечь учащихся в обсуждение какого-либо списка предметов, явлений, черт характера, которые следует ранжировать – расположить в порядке возрастания или убывания степени их важности. Темой для обсуждения может быть степень престижности профессий в современном обществе, степень важности ограниченного количества предметов, которые необходимо взять в экспедицию или спасти из дома во время наводнения.
Каждый учащийся имеет свой опыт и отстаивает свое мнение, становясь участником обсуждения.
Работу рекомендуется простроить следующим образом:
- каждый учащийся в течении ограниченного времени обдумывает и принимает решение сам;
- в парах учащиеся показывают друг другу свои варианты и обмениваются мнениями;
- в обсуждении принимают участие две пары;
- обсуждает вся группа.
В качестве примера можно предложить коммуникативное мероприятие «Известные личности».
Цель: Научить сравнивать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Время проведения 20-25 минут. Ученикам предлагаются слова и интерактивные фразы : famous, outstanding, well-known, interesting, a person, a scientist, a leader, a writer, as for me I prefer, what I like best is, I am not sure it is right, I think he is the most important person, I consider him to be more interesting than, I quite sure about my decision.
Предлагаемый список составляется на основании знаний своих учеников. Он может быть примерно таким: William Shakespeare, Walt Disney, Pete the Great, Queen Elizabeth II, John Travolta.
Шаг 1. Преподаватель представляет на доске список имен известных людей и дает задание выбрать 5 человек, которых хотелось бы пригласить в класс для общения.
Шаг 2. Класс делится на группы. Каждый учащийся предлагает свои кандидатуры и объясняет свой выбор. Группа вырабатывает единый список из 5 человек от своей команды.
Шаг 3.Каждая группа рассказывает о своем выборе классу и отстаивает свое решение. Учащиеся находят сходство и различия в списках, защищают свой выбор. Составляют список из 5 человек приемлемых для всего класса.
Составление рассказа. Цель: употребление и взаимодействие всех элементов языка, развитие беглости речи, умение раскрыть данную тему, импровизировать ее.
Этот вид работы лучше использовать для повторения усвоенного ранее материала Как пример подобного коммуникативного мероприятия можно предложить
1. составление учащимися детально – словесного портрета своего одноклассника или др. человека. Описание должно быть максимально распространенным и точным, чтобы присутствующие могли угадать о ком идет речь.
2. написать рекламу в газету в рубрику «Знакомство»
Ролевые игры. Цель: создать в классе атмосферу окружающего мира для того, чтобы использовать лексику, употребление которой в другой ситуации было бы невозможным, искусственным или неинтересным.
При проведении ролевых игр возможны два варианта:
1. учащемуся предлагают роль другого человека.
2. учащийся изображает самого себя, попавшего в определенную ситуацию.
После подобных мероприятий необходимо подводить итоги и разбирать допущенные учащимися ошибок. Выбор метода исправления ошибок остается за учителем.
Ошибки м.б. выписаны на доске, желающие их исправить приглашаются к доске.
После работы в парах, группах работу над ошибками проводят в том же составе. Учащимся предлагается дать примеры, аналогичные исправленным, или свои более точные выражения данной мысли, если неточность была лексического характера.
На доске выписаны предложения, вызвавшие затруднения во время проведения мероприятия, и их обсуждают все учащиеся.
В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной компьютерной сети Интернет позволяют осуществлять обоснованный выбор наилучшего варианта обучения. Можно посещать обучающие курсы в Интернете, брать skype-уроки, on-line уроки, пообщаться с огромной массой людей и получить доступ в библиотеки, музеи и на выставки, о которых можно только мечтать.