Просмотр содержимого документа
«Аудиовизуальный метод обучения иностранному языку в начальной школе»
АУДИОВИЗУЛЬНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
И.А. Иценко, канд. пед. наук, МАОУ СОШ № 30, г. Томск
Английский язык прочно занял статус международного языка, и считается
неотъемлемой частью современной культуры, искусства, образования, политики, экономики, спорта, туризма и науки. Устное и письменное общение на английском языке стало необходимостью и реальностью. Очень часто мы сталкиваемся с TV-вещанием, простыми инструкциями по использованию на английском языке, а также общением с иностранцами, как в жизни, так и по интернету. Отсюда целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, т.к. они взаимосвязаны.
В условиях современного образовательного пространства информационно-коммуникационные технологии при обучении английскому языку занимают главенствующее место. Современные технические средства обучения выступают хорошими помощниками в обучении. Особое место среди них занимают аудиовизуальные средства: кино, видеопрограммы и компьютеры.
Аудиовизуальная форма – это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание учащихся, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.
Исходя из требований ФГОС к современному образованию и необходимости выполнения социального заказа общества воспитания компетентной личности, каждый учитель решает задачи по поиску современных путей обучения, делая его увлекательным и соответствующим стандартам.
Использование аудиовизуальных средств на уроках решает следующие задачи:
Повышение мотивации обучения.
Интенсификация обучения.
Активизация обучаемых.
Самостоятельная работа учащихся.
Повышение качества знаний учащихся.
Введение видео в процесс обучения меняет характер традиционного урока, делает его более живым и интересным, способствует расширению общего кругозора учащихся, обогащению их языкового запаса и страноведческих знаний. Я применяю данное обучение английскому языку как детей, так и взрослых слушателей с 2000 года. Аудиовизуальный метод – это метод обучения языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для разговорного стиля речи, при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности. Введение нового материала предназначено для восприятия преимущественно на слух, а его значение раскрывается с помощью средств зрительной наглядности. Обучение же языку происходит путем усвоения образа слова или фразы на образце структур моделей предложения или речевых образов.
Основными принципами аудиовизуального обучения считаются:
Диалоговое обучение разговорной речи.
Основу обучения составляет устная речь.
Восприятие нового языкового материала происходит на слух.
Восприятие языкового материала происходит на основе целостного образа слова (зрительный образ, звуки, интонация, ударение, ритм).
Семантизация нового языкового материала осуществляется с помощью изображения предметов, действий и контекста. Особенность последнего средства состоит в том, что контекст не вербальный, а изображается с помощью компьютерной презентации.
6. Языковой материал усваивается только на основе подражания, последующего заучивания наизусть. Кроме того, используется образование по аналогии.
Аудиовизуальный метод занимает прочное место при интенсификации процесса обучения иностранному языку. Главным фактором высокой работоспособности обучающегося является его мотивация и большая заинтересованность самих обучающихся к процессу овладения иностранным языком, его результативность.
При знакомстве с новой лексической темой обучающимся предлагается активизированная программа стимуляции долговременного сверхзапоминания лексики посредством иллюстрирования каждого английского слова зрительным образом, телесным ощущением и эмоциональным переживанием. Одновременно вводится 60 лексических единиц. Сеанс сверхзапоминания новой лексики проводится на основе психотехники с применением аудио-видео стимуляции, разработанной на основе применения информационной компьютерной технологии.
Углубление эффекта сверхзапоминания проводится на основе аудио-диктантов с переходом на самостоятельную работу с лексическими единицами.
Аудиовизуальная тренировка текстов и диалогов начинается с осмысления их содержания. Неоднократное прослушивание позволяет отработать произношение, овладеть хорошей техникой чтения, осваивать говорение на достаточно хорошем уровне.
Внедрение видео в процесс обучения иностранным языкам служит сильным стимулом к их изучению. Обучаемые получают возможность применить и расширить свои знания на незнакомом аутентичном материале. Когда обучаемые осознают, что они в состоянии понимать иноязычную аутентичную речь, у них повышается самооценка и мотивация к изучению предмета. При работе над видеофрагментом задействованы все четыре вида коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Основное внимание уделяется аудированию, самому трудному аспекту в обучении иностранного языка. Видео поддержка делает процесс обучения аудирорванию более эффективным и создает условия для самостоятельной работы обучаемых.
Литература
1. Востриков А.А., Иценко И.А. English Intensive Course. Метод погружения. 1-ая ступень: учебное пособие. Томск-Одесса, 2007, 250 с. (для старшеклассников и взрослых).
2. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991, 175 с.
3. Лозанов Г., Гатева Е. Суггестопедическое практическое руководство для преподавателей иностранных языков. София, 1981, 412 с.