г.СтарыйОсколНесомненно, родной язык играет важную роль при изучении иностранного. Доказано, что применение родного языка наряду с иностранным, действует как единый механизм, нередко работающий на сохранение времени на уроке ино- странного языка. Рассмотрим несколько функций родного языка, которые ка- жутся нам наиболее важными: средство объяснение грамматического материала;
средство семантизации лексических единиц; контроль понимания значения грам- матических структур или лексических единиц; обеспечение учебного общения; средства профилактики ошибок, вызываемых межъязыковой интерференцией.
Некоторые методисты полагают, что иностранный язык нужно изучать «им- манентным путем», т.е. без учета родного языка. Другие педагоги, представители сознательных методов обучения, напротив, ратуют за постоянное сопоставление систем двух языков, считая, что родной язык в преподавании иностранного поз- воляет обучать учащихся более экономно и эффективно. Наблюдения показы- вают, что учителя нередко слишком много говорят на родном языке или, наобо- рот, пользуются исключительно иностранным языком. Очевидно, что и то, и дру- гое – крайности, которые не всегда способствуют успешному овладению ино- странным языком. Использование родного языка должно носить осознанный и целенаправленный характер и быть ограничено определенным количеством ситу- аций, где он не только не мешает, но и способствует оптимизации учебного про- цесс.
Конечно, удельный вес родного языка на уроке иностранного языка опре- деляется рядом факторов, а именно:
умением самого учителя свободно общаться на иностранном языке;
ступенью обучения (если в начальной школе невозможно полностью ве- сти уроки на иностранном языке, то на старшей ступени обучения активный лек- сический запас старшеклассников и их речевой опыт позволяет практически от- казаться от родного языка);
уровнем сформированности коммуникативной компетенции учащихся той или иной группы;
степенью сложности изучаемого языкового материала.
Для того, чтобы английский (иностранный) язык действительно стал сред- ством общения, учитель должен стремиться создать одноязычную среду на уроке, т. е. свести использование родного языка к минимуму.
Итак, учет родного языка является неотъемлемой частью большинства при- нятых сегодня методик. Хотя ведущим на уроке должен быть, конечно, иностран- ный язык, невозможно полностью исключить родной язык из процесса обучения иностранному языку. Использование родного языка учащихся для создания раз- вивающей языковой среды всегда должно быть строго ограничено и обосновано. Только в этом случае родной язык может стать эффективным средством обучения, способствующим, а не препятствующим усвоению иностранного языка.
Родной язык является помощником учителя в обучении новому (иностран- ному) языку, но по мере овладения учащимися иностранным языком, доля род- ного языка уменьшается, а иностранного – увеличивается.
…
Протасова Е. Методика обучения дошкольников иностранному языку. М.: ВЛАДОС, 2010. С. 45.
Шумская О.А., Придворева И.Г. Влияние родного языка на изучение ино- странного языка // Образование: прошлое, настоящее и будущее. Краснодар, 2018. С. 46.