Просмотр содержимого документа
«Анализ деятельности ШМО учителей иностранного языка за 2017-2018 учебный год»
Анализ
методической работы учителей иностранного языка
МБОУ СОШ № 3 за 2017-2018 учебный год.
В 2017-2018 учебном году ШМО учителей иностранного языка включало 4 преподавателя, среди которых высшую категорию имеет 1 педагог, первую квалификационную категорию – 2 педагога и 1 учитель пока категории не имеет.
Куприянова О.С. – первая квалификационная категория.
Кончицкая И.В. –без категории
Пенькова И.О. –руководитель МО, первая квалификационная категория.
В этом учебном году коллектив ШМО учителей иностранного языка работал над методической темой «Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка, как фактор повышения качества образования в контексте реализации ФГОС».
Целями методического объединения стали:
1. Совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранного языка через использование в преподавании информационно-коммуникационных технологий, развитие творческого потенциала педагогов, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса.
2. Продолжение педагогического поиска по достижению высокого качества и эффективности обучения через интеграцию инновационного, исследовательского образовательного процесса.
3. Формирование ключевых образовательных компетенций обучающегося путём расширения школьной языковой среды и новых педагогических технологий.
Перед МО учителей иностранного языка стояли следующие задачи:
обеспечить прочное овладение основными учебными навыками по иностранным языкам;
повышать качество и результативность проводимых уроков;
систематизировать проделанную работу по внедрению ИКТ в учебный и воспитательный процесс и создать школьную информационную базу данных;
поддерживать авторитет школы и интерес к школьному общению через внеурочную деятельность;
развивать навыки и умения у обучающихся самостоятельного изучения языка с помощью доступных компьютерных технологий;
развивать творческие способности и интерес к исследовательской работе в области изучения английского языка;
повышать качества и результативности работы педагогов с одарёнными детьми как углубленного, так и традиционного обучения иностранным языкам: участие в школьных, городских и окружных олимпиадах, в дистанционных олимпиадах.
работать над осуществлением индивидуального подхода к обучению разных категорий учащихся на уроках.
способствовать формированию активной гражданской позиции обучающихся путём использования в обучении социокультурного компонента. Знакомство школьников с историческими, культурными и экономическими реалиями России.
повысить требовательность к качеству и своевременности оформления документации;
провести анализ нормативных документов, положенных в основу ЕГЭ, а также содержание КИМ;
постоянно совершенствовать свой профессионализм, изучая новую методическую литературу, участвуя в конференциях и методических семинарах и обмениваясь опытом.
Основные формы, используемые в работе МО:
1.заседания методического объединения по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
2.круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;
3.открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
4.лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогики;
5.проведение предметной недели в соответствии с графиком предметных недель школы;
6.взаимопосещение уроков;
Деятельность работы методического объединения является однимиз элементов системы непрерывного образования педагогов и направлена на организацию условий и развитие методической поддержки учителей как средства их профессионального роста.
Особое место в работе по повышению профессиональной компетентности кадров занимает самообразование учителей. Всеми педагогами были выбраны темы самообразования, работа над которыми продолжалась весь учебный год. Результатом самообразования стали фрагменты открытых уроков, выступления перед коллегами на заседанияхМО.
Особое внимание уделялось эффективным приемам подготовки к устной части ГИА по английскому языку (Овчинникова А.П.), развитию личности учащегося в процессе межкультурного общения на уроках иностранного языка (Куприянова О.С.), использованию интерактивных форм работы в процессе формирования речевой коммуникации (Кончицкая И.В.), изучению и использованию приемов, повышающих мотивацию учеников к изучению иностранного языка (Пенькова И.О.).
В 2017-2018 учебном году Куприянова О.С. получила первую квалификационную категорию. Кончицкая И.В. получила два удостоверения по программе повышения квалификации «Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС» в объеме 72 часов и «Оказание первой помощи детям и взрослым» в объеме 180 часов. Овчинникова А.П. прошла обучение на курсах повышения квалификации по теме «ИКТ как инструментарий развития универсальных учебных действий» в объеме 36 часов.
В следующем учебном году преподавателям следует продолжать работу над повышением педагогического мастерства, что положительно сказывается на качестве обучения учащихся и повышении профессиональной грамотности учителей.
Преподавание иностранного языка и нагрузка учителей распределялись в 2017-2018 учебном году следующим образом:
Класс
Часы
Английский язык
2а
2
Овчинникова А.П., Кончицкая И.В.
2б
2
Пенькова И.О. Куприянова О.С.
3а
2
Пенькова И.О. Куприянова О.С.
3б
2
Куприянова О.С.
3в
2
Куприянова О.С.
4а
2
Куприянова О.С.
4б
2
Кончицкая И.В.
5а
3
Кончицкая И.В. Пенькова И.О.
5б
3
Куприянова О.С.
6а
3
Пенькова И.О.
6б
3
Овчинникова А.П. Кончицкая И.В.
7а
3
Кончицкая И.В. Пенькова И.О.
7б
3
Кончицкая И.В. Пенькова И.О.
8а
3
Овчинникова А.П.
8б
3
Овчинникова А.П.,
8в
3
Пенькова И.О.
9а
3
Пенькова И.О.
9б
3
Кончицкая И.В.
9в
3
Куприянова О.С.
10а
3
Кончицкая И.В.
10б
3
Куприянова О.С.
10(профильная группа)
6
Овчинникова А.П.
11
3
Пенькова И.О. Овчинникова А.П.
Французский язык
9в
3
Овчинникова А.П.
Анализ районных проверочных (мониторинговых) работ.
В 2017-2018 учебном году в каждом полугодии были проведены муниципальные проверочные работы в 4-7 классах.
Анализ % качества по параллелям.
классы
I полугодие
II полугодие
4а
23% (Куприянова О.С.)
23%
4б
20% (Кончицкая И.В.)
21%
5а
46% (Кончицкая И.В.)
28,5%
75% (Пенькова И.О.)
78%
5б
50% (Куприянова О.С.)
32%
6а
45% (Пенькова И.О.)
66,6%
6б
45% (Кончицкая И.В.)
37,5%
58% (Овчинникова А.П.)
60%
7а
8% (Кончицкая И.В.)
8%
33% (Пенькова И.О.)
33%
7б
15% (Кончицкая И.В.)
23%
0% (Пенькова И.О.)
8.3%
Лучше всего справился с проверочной работой 5а класс (подгруппа Пеньковой И.О.), самое низкое качество знаний у 7-х классов (7а-подгруппа Кончицкой И.В.,7б- подгруппа Пеньковой И.О.). Коррекционная работа с учащимися, которые показали низкие результаты выполнения проводится регулярно, а также предусматриваются такие формы работы с ними на уроке, которые могут гарантировать лучшее усвоение материала. Однако же низкий процент качества связан с очень низкой мотивацией к обучению, со значительным повышением сложности подаваемого материала, а также его объемом.
Из двух проверяемых умений наибольшую трудность для учащихся представляет выполнение заданий, связанных с грамматикой. Как отмечают учителя, проводившие анализ работ своих учащихся, самой проблематичной областью усвоения грамматики является система времен английского глагола. В заданиях на оперированиие лексическими единицами было сделано наименьшее количество ошибок.
Исходя из анализа результатов мониторинговых работ, следует принять к сведению следующие рекомендации:
1. Проводить систематическую работу не только по освоению нового грамматического материала, но и регулярно возвращаться к ранее изученным грамматическим темам. Это может быть сделано посредством проведения отдельных грамматических уроков с включением игр, викторин, и т.д.; а также грамматических пятиминуток на каждом уроке.
2. Для еще более успешного усвоения лексических единиц необходимо включать их в разнообразные упражнения, нацеленные на развитие устной речи. Также рекомендовано проведение мини-тестов на повторение лексики.
3. Проводить коррекционную работу с учащимися, которые показали низкие результаты выполнения работы, а также предусматривать такие формы работы с ними на уроке, которые могут гарантировать лучшее усвоение материала.
4. Развивать языковые умения учащихся, показавших высокие результаты выполнения работы. Поддерживать их интерес к предмету через дополнительные задания и мотивировать их к участию в предметных олимпиадах, в частности ВсОШ.
20.03.текущего учебного года была проведена Всероссийская проверочная работа по английскому языку в 11 классе. Из 19 учащихся, выполнявших работу, на «3» справилось 63.2% учащихся, на «4»- 5.3%, на «5»- 31.6%. Неудовлетворительных отметок не получил никто.
С 31.01 по 07.02 в школе проводилась неделя английского языка .
План проведение разработанных учителями мероприятий.
Дата
Класс
Название мероприятия
Ответственный
учитель
31.01.- 02.02.
5-11 классы
Выставка стенных газет :
5 а кл- « Сhristmas» « Halloween» 5 б кл – « Суеверия англичан» 6а кл – « Традиции англичан в еде» 6б кл – «Стереотипы об англичанах» 7а кл- « St. Valentine`sDay, St. Patrick`sDay» 8а кл – « ThanksgivingDay, GuyFawkesDay» 8б кл – « Ритуал чаепития у англичан» 8в кл – « Спорт в Англии» 9в кл – « Английские идиомы» 7б кл, 9а кл, 9б кл, 10а кл,10б кл, 11 кл - «Страны изучаемого языка»
Все учителя
в течение недели
2-е классы
5-7 классы
8-11 классы
4-е классы
Выставка рисунков « Приключения английской буквы»
Все учителя
Конкурс « Письмо английскому другу»
Конкурссочинений « The Role of English in my life»
Выставка рисунков и поделок на тему «Знаменитые места Лондона»
31.01
3а,5а,6а,7а, 10а, 11
Международный блиц-турнир по английскому языку
« Rainbow»
Пенькова И.О.
Овчинникова А.П.
01.02
3-и классы
Олимпиада по английскому языку для учащихся 3х классов
Куприянова О.С.
Пенькова И.О.
6-8 классы
Интерактивная игра « Holiday Mix»
Все учителя
02.02.
8-9 классы
«Как создавались империи. Британия» ( просмотр и беседа по фильму)
Все учителя
05.02.
10-11 классы
Интерактивная игра « State Exam»
Овчинникова А.П.
Куприянова О.С.
06.02
2-е классы (команда от класса)
4-5 классы
Путешествие в сказочную страну «Английского языка».
Конкурс знатоков английского языка «WhoknowsEnglishwell»
Все учителя
07.02
6-9 классы
Интерактивная игра «Своя игра»
Все учителя
5-8 классы
Просмотр и обсуждение видеоролика «Прогулка по Лондону»
Все учителя
Подведение итогов предметной недели.
Награждение победителей
Целью проведения данного мероприятия было совершенствование речевой компетенции учащихся по всем видам речевой деятельности, практическое применение полученных умений и навыков для решения творческих задач, формирование творческой активности и творческого мышления учащихся.
Ответственными за проведение предметной недели были учителя английского языка Куприянова О.С., Овчинникова А.П. и Пенькова И.О.. Учителями заранее был разработан план мероприятий, которые позволили сформировать познавательные интересы учащихся, расширить кругозор и сферы применения полученных и имеющихся знаний и умений.
Мероприятия недели проходили на уроках английского языка, с использованием мультимедийных презентаций, что вызвало гораздо больший интерес и хорошую активность ребят.
Учащимся 5-11 классов было заранее задано «домашнее задание» - подготовить стенные газеты по определенной тематике. Но ответственно подошли к делу только 7 классов- 5а, 6а, 8а, 8в, 9б, 10а и 10б. Нестандартным было оформление рекреаций 2 и 4 этажей школы. Презентация стенгазет способствовала погружению обучающихся в благоприятную атмосферу к изучению предмета.
В выставке рисунков по темам «Приключения английской буквы» и «Знаменитые места Лондона», который прошел во 2,4 классах, приняли активное участие многие учащиеся.
С большим интересом прошел урок-игра «Путешествие в сказочную страну английского языка» для самых маленьких учащихся 2х классов. Путешествуя по станциям, ребята показали хорошие знания по следующим темам: алфавит; звуки; цвета; животные; глаголы; числительные. Победителем стала команда 2 «б» класса.
Среди 3-4 классов была проведена олимпиада по английскому языку. В нее были включены задания по основным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), которые были составлены с учетом уровня владения языка учащимися, а также с учетом их интересов и возрастных особенностей. Общее количество участников составило 13 человек. Победителями стали следующие учащиеся:
- среди 3-их классов:
I место – Сергеева Алена (3а кл)
II место – Черемисова Анна (3а кл)
III место – Карякина Ксения (3б кл)
- среди 4-х классов:
I место — Березин Константин (4а кл)
II место – РудскаяДарина (4а кл), Скрипник Диана (4а кл) и Рой Федор (4б кл)
III место – Асонов Александр ( 4а кл)
В 4-5 классах был проведен урок-соревнование по пройденным темам «Who knows English well». Целью данного урока являлась – отработка ранее пройденных лексических и грамматических единиц в разных видах речевой деятельности. Классы были поделены на 2 команды, которые успешно справились со всеми заданиями. В ходе урока учащиеся демонстрировали высокий уровень знаний по ранее изученным темам.
Заочное путешествие по столице Соединенного Королевства совершилиученики 5- 8х классов в ходе игры-соревнования «Прогулка по Лондону». Ребята с интересом посмотрели видеоролик о дворцах, соборах, музеях, парках, в процессе активно добавляя к увиденному на экране факты, которые они узнали из энциклопедий, телепрограмм, уроков английского, а затем отвечали на вопросы мини-викторины на знание достопримечательностей Лондона.
Также были проведены интерактивные игры «HolidayMix» для 6-8 классов, где команды показывали свои знания о самых популярных английских и американских праздниках ; « StateExam» для 10- 11 классов и «Своя игра» для 7-9 классов, которые оказались самыми активными. Одна команда от каждого из классов представляла США, вторая – Великобританию. Ребята показали знания по страноведению, которые они получили на уроках иностранного языка и других предметах.
8-9 классы имели возможность посмотреть фильм «Как создавались империи. Британия» с последующим обсуждением его фрагментов.
В рамках объявленного конкурса сочинений на английском языке для 5-7 кл «Письмо английскому другу» и 8-11 кл. «Роль английского языка в моей жизни» самые активные учащиеся были награждены почетными грамотами - Антипьева Катя ( 5б), Емельянова Полина (10а) и Варлашова Таня( 10б).
Также был проведен Международный блиц-турнир по английскому языку «Rainbow» , который по срокам проведения совпал с Неделей английского языка в нашей школе. Из 16 ребят, принявших участие, 11 человек получили сертификаты участников. Призовые места были распределены следующим образом: I место – Сергеева Алена (среди 3-4 классов).II место – Горбунова Ксюша ( среди 3-4 кл), Рыжманов Тимофей ( среди 5-6 кл), и Чернов Максим ( среди 7-8 кл). III место – Бех Захар ( среди 3-4 кл).
Таким образом, неделя английского языка определенно способствовала развитию творческих способностей учащихся, формированию их социокультурной компетенции, обучению в сотрудничестве и повышению мотивации к изучению английского языка.
Отчет по ВсОШ, школьный тур.
Класс
Количество участников
Победители/призеры
(ФИО)
Результат
5
8
-
-
6
5
Кононова Виктория
Алексеев Степан
победитель
призер
7
7
Чернов Максим
призер
8
15
Прасолов Федор
победитель
9
15
Майорова Арина
Сараева Полина
Косьмин Игорь
победитель
призер
призер
10
4
Зимин Александр
Попов Семен
Емельянова Полина
Куйдин Сергей
победитель
призер
призер
призер
Победители школьного тура олимпиады приняли участие в муниципальномэтапе, призерами которого стали Емельянова Полина (10 кл.,учитель Овчинникова А.П.) и Сафронов Станислав(9 кл.,учитель Куприянова О.С.), а ученик 10 класса РоманчукАлександр, призер ВсОШ 2016-2017 года стал победителем муниципального этапа (учитель Овчинникова А.П.). Попробовав себя в краевом этапе олимпиады, Саша получил сертификат участика.
Победителем районного этапа олимпиады младших школьников стала СергееваАлена (3 кл., учитель Пенькова И.О.).
Результаты игрового конкурса «BritishBulldog– 2017-2018».
Класс
ФИ учащегося
Учитель
Место в школе
4
РудскаяДарина
Березин Константин
Скрипник Диана
Куприянова О.С.
Куприянова О.С.
Куприянова О.С.
1
2
3
5
Осипенко Елена
Шушаков Егор
ЦегельниковаЕсения
Пенькова И.О.
Пенькова И.О.
Пенькова И.О.
1
2
3
6
Алексеев Степан
Кононова Виктория
Гончаров Кирилл
Пенькова И.О.
Пенькова И.О.
Кончицкая И.В.
1
2
3
7
Нестеров Григорий
Чернов Максим
Останин Александр
Пенькова И.О.
Пенькова И.О.
Пенькова И.О.
1
2
2
8
Минкина Юлия
Попов Егор
Вовченко Анастасия
Овчинникова А.П.
Овчинникова А.П.
Овчинникова А.П.
1
2
2
9
Майорова Арина
Койков Тимофей
Дзень Максим
Куприянова О.С.
Куприянова О.С.
Куприянова О.С.
1
2
3
10
Романчук Александр
Зимин Александр
Куйдин Сергей
Овчинникова А.П..
Кончицкая И.В.
Овчинникова А.П..
1
2
3
11
Косолапов Сергей
Баннова Олеся
Овчинникова А.П..
Овчинникова А.П..
1
2
Всего по школе приняло участие 39 учащихся. Хочется отметить педагогический профессионализм при проведении данного мероприятия.
В 2017-2018 учебном году все учителя принимали активное участие в работе методического объединения.Регулярно, в соответствии с планом, проводились заседания МО учителей иностранного языка по следующим темам:
31.08.17 –«Стратегия и направления работы в новом учебном году»
24.11.17- « Приемы оптимизации учебной деятельности в условиях введения ФГОС»
28.03.18- «Работа над осуществлением индивидуального подхода к обучению разных категорий учащихся на уроках иностранного языка »
28.05.18- «Результативность деятельности учителя. Рефлексия успешности. ЕГЭ по иностранному языку - реальность и перспектива»
В целях повышения профессиональной компетентности учителей иностранного языка при подготовке учащихся к итоговой аттестации по английскому языку, 17 ноября 2017 года на базе МБОУ СОШ № 3 был проведён семинар по теме «Повышение эффективности подготовки учащихся к итоговой аттестации по иностранному языку».
Овчинникова А.П.провела открытое занятие в профильной группе учащихся 10 класса. На занятии была представлена схема работы над одним из заданий ЕГЭ высокого уровня сложности из раздела «Чтение». Занятие было построено на основе коммуникативного подхода, который доказывает свою эффективность в развитии всех навыков речевой деятельности.
Пенькова И.О., учитель иностранного языка МБОУ СОШ № 3 р.п.Солнечный, предложила рассмотреть эффективные приемы формирования устной речевой компетенции, которые можно использовать уже на начальном этапе обучения английскому языку (“Drilling” и “Jazz chants”). Были предложены как теоретические основы вышеуказанных приемов, так и практические задания, которые помогли педагогам оценить их эффективность.
Одним из приемов повышения мотивации учащихся к изучению грамматики являются грамматические игры, которые позволяют учителю добиться лучшего усвоения грамматических явлений английского языка. Овчинникова А.П. обратила внимание педагогов на то, какими принципами должен руководствоваться учитель при выборе грамматических игр, на целесообразность их использования на разных этапах обучения. Были предложены различные грамматические игры, в которых педагоги приняли активное участие.
Участникам семинара были даны рекомендации по подготовке к мониторинговым исследованиям, запланированным на декабрь и май текущего года для учащихся 4-7-х классов, осваивающих образовательную программу начального и общего образования.
В течение года педагоги и учащиеся принимали участие в конкурсах, семинарах и олимпиадах различного уровня.
Наименование мероприятия
Результат участия
ФИО учителя
Районная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность педагога- ресурс обновления системы образования»
Благодарность
Овчинникова А.П.
Районный семинар учителей иностранного языка «Повышение эффективности подготовки учащихся к итоговой аттестации»
Благодарность
Овчинникова А.П.
Районная олимпиада для учителей – 2018 (за составление и оценивание заданий)
Благодарность
Овчинникова А.П.
Всероссийский конкурс проф. мастерства пед. работников, приуроченный к 130-летию рождения А.С. Макаренко
Благодарность
Овчинникова А.П.
Районная школа «Молодой учитель»
Благодарность
Овчинникова А.П.
Участие в тестировании для педагогов «British Bulldog Teachers` Contest»
Сертификат
Овчинникова А.П.
Международная педагогическая олимпиада «Инновационные образовательные технологии на уроке англ.языка»
Диплом победителя II степени
Овчинникова А.П.
Всероссийская олимпиада «Структура и особенности ЕГЭ по англ.языку»
Вместе с тем в работе МО имеются, на наш взгляд, следующие недостатки:
Недостаточное количество взаимопосещений открытых уроков педагогов.
На заседаниях МО в недостаточном объеме рассматривались вопросы, связанные с работой с одарёнными детьми, с систематической подготовкой таких детей к олимпиадам разного уровня.
Недостаточная активность педагогов в проектно-исследовательской деятельности.
Хотелось бы больше уделять внимания взаимопосещению уроков и проведению открытых уроков и творческих мероприятий по внеклассной работе для расширения кругозора учащихся, формирования уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка, повышения мотивации школьников к изучению английского языка.
Вывод. Методическое объединение учителей иностранных языков с поставленными задачами, в целом, справилось. Работу МО учителей ИЯ можно признать удовлетворительной. В течение учебного года систематически проводился обзор методической литературы и периодики; все учителя имеют темы для самообразования и регулярно отчитываются на заседаниях МО по методическим вопросам, накапливают материалы для оформления портфолио учителя. Подводя итоги деятельности учителей МО иностранных языков за 2017-2018 учебный год необходимо отметить, что скоординированная работа учителей позволила выполнить те задачи, которые ставились в начале учебного года.
Планируя работу МО на 2018-2019 учебный год необходимо продолжить деятельность в соответствии с основными задачами, активно использовать современные педагогические и компьютерные технологии, широко применять обучающие компьютерные программы во время учебной и внеурочной деятельности. Обратить особое внимание на работу с одаренными детьми, рекомендовать коллегам использовать новинки в методической литературе для организации и проведения семинаров с целью обмена опытом работы, овладения умением поэтапно анализировать уроки и осуществлять самооценку достигнутых результатов образовательного, воспитательного и развивающего характера.
Задачи учебно-методической деятельности в 2018/2019 уч. году:
1.Продолжить работу над формированием коммуникативных навыков школьников в изучении иностранных языков через создание языкового окружения в школе и за ее пределами.
2.Продолжить работу над совершенствованием методических компетенций учителя как условий реализации творческих способностей школьников.
3. К началу нового 2018-2019 учебного года выбрать ту тему по самообразованию, над которой каждый учитель хочет работать и продукт которой он сможет предъявить в течение учебного года на заседаниях МО.