Просмотр содержимого документа
«Технологии подготовки к экзамену. Ментальные карты для успешной сдачи экзамена»
Технологии подготовки к экзамену.
Ментальные карты для успешной сдачи экзамена.
Выступление Матвеевой Натальи Александровны
Учителя английского языка МАОУ СОШ№19
Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать (под услышать тут еще подразумевается и прочитать).
Одна картинка стоит 1000 слов.
Ментальные карты это как раз такой способ восприятия и организации информации. Карты ума представляют информацию, а главное - ее структуру - визуально :
создатель методаТони Бьюзен
Что такое ментальные карты
Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.
Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам. Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память . Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны . Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия : разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.
Принципы создания ментальных карт
Ментальная карта должна активировать восприятие и память.
Стремление к большей четкости и удобочитаемости карты дает больше осознанности в мышлении.
Анализ уже нарисованной вами карты дает подсказки к «устройству» вашего мышления по теме.
Ментальные карты будут особенно удобны в таких областях:
запоминание (подготовка ко всевозможным экзаменам, заучивание списков, таблиц и т.д.);
обучение (оптимизация конспектов, написание творческих заданий и лучшее усвоение учебников);
мозговой штурм (коллективная работа, новые идеи);
презентация (выделение главного и эффективная передача общей цели и мысли);
планирование (разработка собственных проектов и стратегии поведения, а также умение качественно планировать собственное время);
Правила работы с ментальными картами
Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.
Какая бумага подходит для создания ментальных карт?
Какой должен быть стиль ментальной карты?
Разнообразие
Структура ментальной карты
Коды
Используем картинки везде, где только можно.
Слова
Цвета
Линии и связи в ментальной карте.
Ошибки при построении ментальных карт
Слишком сложная и многоуровневая ментальная карта (лучше всего пользоваться своеобразными заметками, а карты оставлять максимально упрощенными и понятными).
Одинаковые рисунки, цвета и шрифты для различных уровней и ветвей (каждый уровень и ключ должен быть соответствующе выделен, чтобы визуально отличаться).
Отсутствие рисунков и иконок (именно эти элементы обеспечивают функциональность карты. Но выбирать их нужно заранее).
Двусмысленность и беспорядок (все элементы должны быть логически связаны между собой. Иначе это всего лишь список).
Чем Майнд Карта лучше Конспекта?
Нагляднее (за счет рисунков, стрелок и цветов)
Быстрее (вы быстрее бежите глазами по карте)
Структурированнее (видны связи и иерархия)
Приятнее (Поверьте рисовать карту гораздо веселее, чем писать нудный конспект!)
ФГОС второго поколения
В основе ФГОС -системно-деятельностный подход, целью которого является развитие каждого ученика, формирование его индивидуальных способностей.
Любое усвоение знаний строится на самостоятельном использовании различных источников информации.
Главная цель системно-деятельностного подхода
научить детей учиться, т.е. усваивать и перерабатывать информацию.
НО:
объём информации настолько велик, что ведёт к снижению работоспособности учащихся
учёба ассоциируется со скукой и постоянной усталостью.
Цель каждого учителя
заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им
потребность учащегося в изучении предмета зависит от того, какие приёмы в обучении использует учитель.
Почему бы не использовать карты памяти в изучении английского?
Множество людей применяют технику MindMapping для овладевания английской грамматикой, запоминания английских слов, составления плана занятий и т. д.
Грамматический материал
Грамматический материал
Лексический материал
Фонетический материал
Запоминание новых слов
Преимущества ментальных карт
удобны в использовании
показывают связи между явлениями, логику мышления
способствуют лучшему запоминанию информации
собирают воедино большое количество данных
развивают креативность, мышление
Применение интеллект-карт на уроках английского языка позволяет:
1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком
2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.
3. Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.
4. Организовать проектную деятельность школьников.
5. Научить пользоваться специализированными словарями, справочниками с целью овладения новыми языковыми средствами, увеличения объема знаний
Благодаря интеллект картам:
дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, воспроизводить её .
развивают креативное и критическое мышления
развивают память и внимание
обучение становится интереснее, занимательнее и плодотворнее
используются при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста.
Источники:
1. http://минобрнауки.рф/документы/938
2. Бьюзен Тони и Барри. Супермышление. Попурри.- М,.2007 г.
3. Бьюзен Тони. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М., 2007 г.