Системно-деятельностный подход к обучению ин.языку в условиях перехода к ФГОС
Системно-деятельностный подход к обучению ин.языку в условиях перехода к ФГОС
Обучение иностранным языкам должно идти в ногу со временем."Если мы будем учить сегодня так как мы учили вчера,мы украдём у наших детей завтра"-сказал известный американский учёный,педагог,философ,профессор Джон Дьюи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход к обучению ин.языку в условиях перехода к ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №7 города Майкопа
Системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку в условиях перехода к ФГОС .
Выполнила:учитель французского и английского языка
Востхашева Эмма Аслановна
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Задача
Рассмотреть технологию деятельностного метода как основу формирования учебной деятельности в стандартах нового поколения
Теория и практика системно-деятельностного подхода требует детального изучения, освоения, а затем и внедрения в практику лицейского образования. Поэтому наш разговор о данном подходе, конечно, не ограничится сегодняшней встречей. Цель встречи сегодня – рассмотреть технологию деятельностного метода как основу формирования учебной деятельности в стандартах нового поколения.
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
Ради чего
учить?
обновление
средств
обучения
ценности
образования
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся; предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
формирование универсальных способов действий
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
ФГОС
Смена образовательной парадигмы .
Вместо передачи суммы знаний –
РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е умения учиться.
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоряумение учиться.
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю
Китайская мудрость
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет
Уильям А. Уорд
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.
Основные виды универсальных учебных действий
самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания
познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность);
коммуникативные (компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках).
компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках
Коммуникативные
7
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся
готовность
к разрешению проблем
технологическая
компетентность
готовность к социальному
взаимодействию
коммуникативная
компетентность
готовность к
самообразованию
Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как:
готовность к разрешению проблем,
технологическая компетентность,
готовность к самообразованию,
готовность к использованию информационных ресурсов,
готовность к социальному взаимодействию,
коммуникативная компетентность.
готовность к использованию
информационных ресурсов
8
Системно-деятельностный подход предполагает
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности , отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
признание решающей роли содержания образования , способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся , роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
Системно-деятельностный подход предполагает
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Деятельностный подход– это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Меня учат
Я учусь!
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Система
дидактических
принципов
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип психологической
комфортности
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Принцип вариативности
Принцип творчества
Традиционное обучение
Инновационноеобучение (СДП)
Цель обучения – усвоение знаний, умений, навыков
Цель школьного обучения –научить учиться
Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета
Включение содержания обучения в контекстрешения учащимися жизненных задач
Ориентация на учебно-предметное содержание школьных предметов
Понимание учения какпроцесса образования и порождения смыслов
Стихийная учебная деятельность ученика
Стратегияцеленаправленной организацииучебной деятельности
Индивидуальная форма усвоения знаний
Признание решающей ролиучебного сотрудничествав достижении целей обучения
Системно-деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от традиционного обучения к инновационному:
От традиционного обучения к инновационному обучению (СДП)
Цель обучения – усвоение знаний, умений, навыков → Цель школьного обучения – научить учиться
Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета → Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач
Ориентация на учебно-предметное содержание школьных предметов → Понимание учения как процесса образования и порождения смыслов
Стихийная учебная деятельность ученика → Стратегия целенаправленной организации учебной деятельности
Индивидуальная форма усвоения знаний → Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Концепция системно-деятельностного подхода базируется на основах развивающего обучения, в котором у учащегося – субъекта универсальных учебных действий – в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.
Деятельностный подход на уроках
Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность
Участие в проектной
деятельности,
владение приёмами
исследовательской
деятельности
Моделирование
и анализ жизненных ситуаций на занятиях
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
Использование активных и интерактивных методик;
Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи
Использование активных и интерактивных методик
Деятельность обучающихся
Анализируют современные общественные явления и события
Работают с источниками информации
Осваивают типичные социальные роли
Анализируют современные общественные явления и события
Критически осмысливают актуальную социальную информацию
Деятельность обучающихся:
работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
критически осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
анализируют современные общественные явления и события;
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла);
аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению
Решают познавательные и практические задачи
Выполняют творческие работы и исследовательские проекты
15
ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ
способность к самоорганизациив решении учебных задач
прогрессв личностном развитии
Конечно, при введении ФГОС нового поколения, реализации системно-деятельностного подхода возникают вопросы: «Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению?». Ответ, который дают нам стандарты, – только с помощью действия.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
умение решать учебные задачина основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Педагогические технологии системно-деятельностного подхода
Группа технологий
1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогические технологии СДП
Педагогика сотрудничества
Технологии уровневой дифференциации
2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровая технология
Проблемное обучение
Технология критического мышления
3. Педтехнологии развивающего обучения
Технология полного усвоения
Технология развивающего обучения
4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса
Групповые технологии
Педагогика сотрудничества
Понятно, что изменение Стандарта ведет за собой выбор таких образовательных технологий, которые, в свою очередь, будут работать на главное, которое в Стандарте определяется фразой «научить учиться».
К так называемым «новым» педтехнологиям относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусмативающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся. Данные технологии отвечают требованиям Стандарта. Вашему вниманию представлена таблица, в которой систематизированы те педагогические технологии, которые рекомендованы к реализации в рамках деятельностного подхода, заложенного в ФГОС
Основные принципы реализации системно-деятельностного подхода
деятельностный подход в обучении;
задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД;
организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе;
ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.