Просмотр содержимого документа
«Сигапурская методика на уроках английского языка в начальной школе»
«Сингапурская методика на уроках английского языка в начальной школе»
Автух В.В., учитель английского языка
В современных условиях Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к образовательным результатам обучающихся. В этих условиях «учебная деятельность не рассматривается как способ активности индивида, а как коллективная деятельность участников образовательных отношений. Такая деятельность предполагает взаимодействие: педагог – ученик,ученик – ученик, ученик – родитель» [1].
Сингапурский метод обучения основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности. Сингапурская методика предполагает кооперативное обучение , основу которого заложил еще русский психолог Лев Выготский. Существуют пять базовых составляющих кооперативного обучения:
1. Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды.
2. Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели.
3. Взаимное общение.
4. Коммуникативные умения.
5. Постепенная выработка коммуникативных умений. Необходимо формировать умения слушать, слышать, понимать, помогать и т. п. Эти умения усиливают коммуникабельность, помогают решать конфликты и проблемы.
Сингапурские учителя, взяв на вооружение лучший педагогический опыт, систематизировали его в обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения. Следует отметить, что, «согласно данным исследования PIRLS, уровень функциональной грамотности здесь – один из высочайших среди всех стран. А с 1995 года сингапурские школьники демонстрируют лучшие знания в международном исследовании TIMSS» [4].5.
Составляющие сингапурской методики – это обучающие структуры (Learning Structures), которые можно разделить на три основные группы:
1) структуры, основанные на взаимодействии ученик – учебный материал;
2) структуры, основанные на взаимодействии ученик – ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества;
3) структуры, необходимые для организации процесса обучения, позволяющие делать урок интересным для обучающихся, способствующие повышению самооценки и уверенности в себе, отрабатывающие социальные навыки коммуникации, сотрудничества и принятия решений.
Обучающих структур существует около 250 , они являются частью некоего конструктора урока, отбираются в зависимости от этапа и цели, реализуемой на данном этапе.
Jot Thoughts - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
Zoom In - «увеличивать» - обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.
Inside-Outside Circle - «внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.
Clock buddies- «друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
Connect-Extend-Challenge - «связать расширить - продумать» - обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить) знания по теме, СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ.
Corners - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
Quiz-Quiz-Trade - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
Mix Pair Share - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему.
Mix-Freeze-Group - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
Frayer Model - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).
Manage Mat - инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
Think-Write-Round Robin - «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.
Simultaneous Rally Table - «одновременный релли тейбл» - обучающая структура, в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.
Simultaneous Round Table - «одновременный раунд тейбл» - обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.
Stir the Class - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.
Timed-Pair-Share - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
Tic-Tac-Toe - «крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
Teambuilding- совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек.
Team Cheer - кричалка, девиз, это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности и другие.
Использование сингапурских структур возможно на разных уроках английского языка, по разным темам.
Главным остается необходимость целесообразного выбора структур(ы), продумывание цели их (ее) использования.
Ориентируясь на полученный опыт, мы условно классифицируем эти структуры следующим образом:
- нравятся обучающимся;
- обучающиеся вовлекаются в реализацию структур, но без особого энтузиазма;
- структуры, которые предстоит изучить и внедрить в учебный процесс.
Структуры, которые нравятся обучающимся
Inside-Outside Circle
Inside-Outside Circle - «внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.
Структуры, которые нравятся обучающимся
Rally Table
Rally Table - обучающая структура, в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги.
Структуры, которые нравятся обучающимся
Stir the Class
Stir the Class - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.
Структуры, которые нравятся обучающимся
Think-Write-Round Robin
Think-Write-Round Robin - «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.
Результаты использованиясингапурских структур (наш опыт)
Используя сингапурские структуры, мы обнаружили следующее:
-Дети учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
-Возрастает активность каждого ученика.
-Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.
-Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.
-У обучающихся развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.
-Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.
Сингапурские структуры (перспективы)
В следующем учебном году мы планируем активно внедрять в учебный процесс следующие структуры:
- Clock buddies- «друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
- Corners - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
- Mix Pair Share- обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему.
- Mix-Freeze-Group- обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
- Tic-Tac-Toe - «крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
Список использованной литературы
1. Полушкина Г. Ф. Использование технологий медиаобразования для повышения профессиональной компетентности педагогов // Синергия наук. – 2018. – № 20. – C. 471–480.
2. Полушкина Г. Ф. Учебные ситуации как средство формирования универсальных учебных действий с применением средств интерактивной доски // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2017. – № V9. – URL: http://e-koncept.ru/2017/171020.htm.
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; рекол.: М. М. Безруких, В. А.Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С. 189.
4. Кириллова С. Сингапурская методика «дружит» с ФГОС // Управление школой. – 2014. – Январь. – С. 37.