Развитие навыков скорочтения - эффективный способ расширения лингвистической компетенции и повышения мотивации к изучению английского языка
Развитие навыков скорочтения - эффективный способ расширения лингвистической компетенции и повышения мотивации к изучению английского языка
Задача учителя – сделать изучение иностранного языка доступным и приносящим удовольствие. Значительная роль в овладении иностранным языком принадлежит работе с текстами. Именно они являются одним из основных способов увеличения и закрепления словарного запаса для нас, не носителей этого языка (большинство из нас - визуальны). В настоящее время учащиеся недостаточно быстро и эффективно работают с печатной страницей. Речь идёт о понимании с необходимой степенью запоминания.n
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков скорочтения - эффективный способ расширения лингвистической компетенции и повышения мотивации к изучению английского языка »
Развитие навыков скорочтения - эффективный способ расширения лингвистической компетенции и повышения мотивации к изучению английского языка
«Английский – простой , но очень трудный язык. Он состоит из одних иностранных слов. которые к тому же неправильно произносятся.» Курт Тухольский (1890-1935), немецкий писатель-публицист
Английский - действительно простой язык, который действительно состоит из одних незнакомых слов, которые, к сожалению, «неправильно» произносятся.
И задача учителя состоит в том, чтобы этот «трудный» язык сделать для учеников простым. У каждого из нас есть свои KNOW HOW это делать.
Новое тысячелетие – новые технологии
Мы живём в новом тысячелетии и новой эпохе, которые поставили перед учителем новые задачи – вооружить своих учеников не только знаниями, но и технологиями их получения.
Значительная роль в овладении нами, не носителями языка, принадлежит текстам. Именно они являются основой увеличения и закрепления нашего словарного запаса, так к ак в основном мы и наши ученики – визуальны.
При работе с текстами я давно заметила, что ученики даже старших классов недостаточно быстро и грамотно работают с печатной страницей. Речь идёт не просто о механическом чтении, но чтении с пониманием и необходимой степенью запоминания читаемого. Эта степень зависит от того, с какой целью мы работаем с текстом. Я выделяю 3 вида чтения: поисковое , ознакомительное и детальное . При первых 2-х видах необязательно читать по горизонтали каждое слово. Есть и знакомое многим взрослым «чтение по диагонали», но навыки такого чтения развиты недостаточно. И здесь есть над чем работать в 5-11 классах.
Скорочтение
Чтобы повысить скорость чтения (с пониманием прочитанного) использую приёмы работы со словами, рекомендуемые учебниками по скорочтению. Они направлены на тренировку памяти, внимания и творческого воображения. Это помогает ученикам быстро и качественно извлекать из всей информации нужное и необходимое и запоминать это. «Синонимы», «Антонимы», «Подбираем слова»
Cruel
save
Bare
debate
awe
Vast
Filthy
make
woman
involve
interact
foresee
Cold-blooded
identification
bend
limit
promise
Fierce
emerge
tremble
goal
learn
identity
forbid
Wild
allow
propose
jump
shortcoming
Savage
Extensive
engage
treat
offer
signify
Dirty
abuse
comprise
satisfy
cow
fair
escape
spring
mean
Naked
violate
denote
join
get to know
Indifferent
offer
prohibit
fault
shiver
cooperate
rescue
female
force
pledge
content
consist of
lean
lessen
find out
proposal
restriction
predict
just
permit
flee
unite
recognize
signify
cure
aim
discussion
recognition
Синонимы (synonyms)
Антонимы
Антонимы
Improve Shy
Shorten Passion
Self-confident Superiority
Inferiority Oppose to
Agree
Permit
Miserable
Glamorous
Worsen
Prohibit
Enlarge
Indifference
Лингвистическая компетенция
Подобная работа со словами развивает лингвистическую компетенцию. На мой взгляд, учащиеся должны владеть и уметь пользоваться в своей работе такими терминами и понятиями как:
Способы словообразования (префиксальный, суффиксальный, суффиксально-префиксальный, словосложение и конверсия (переход одной части речи в другую)
Полисемия (многозначность)
Омонимия (одинаковое написание или одинаковое звучание слова при его разном значении)
Конверсия (непрямой порядок слов)
Знание и особенно умение применять эти понятия развивает способности к осознанному усвоению языкового материала, его логическому осмыслению, сопоставительному анализу. Эти знания и умения важны при изучении английского языка так как английский язык – это аналитический язык.
Take part mean wors en short en dirt y mean particip ate greed y deterior ate signi fy very filth y pretty reduce
Зная значения суффиксов, префиксов и умея «морфологически» определять части речи, учащиеся понимают слова, которые они раньше не встречали
im measur able – прилагательное «неизмеряемый»
Im measur ably - наречие «неизмеримо»
Dis content ed , un pleas ed - причастие II- недовольный
Part ial - ly - наречие «частично»
New ness – существительное «новизна»
New ly – наречие «недавно , заново»
New ish – прилагательное с неполнотой признака «довольно новый»
In different ly - безразлично
South erner - южанин e longa tion - удлинение
Конверсия - (переход одной части речи в другую без изменения формы)
Конверсия очень характерна для английского языка. Этому способствуют недостаточно развитая система окончаний и большое количество односложных слов:
Milk - to milk , a make – to make, a hand – to hand , a picture – topicture, a nose – to nose , winter – to winter , an egg – to egg (подстрекать), a purchase – to purchase, mother – to mother , a doctor – to doctor, nail – to nail
Знание определённых правил конверсии помогает учащимся при работе со словами и текстами.
Позиции глагол – существительное часто отличаются только ударением: conduct, increase, decrease, transport, record, rebel, import.
Соединяем пары слов (лексико-грамматические трансформации)
Развиваем творческое воображение, учимся наделять слова признаками, которые помогают их запоминать.
A pie – an apple (an apple pie) a castle – an ocean
Benefit – achievement, educate – establishment, gap – generate, greatness – historicity, troops – enemy, stomach ulcer – suffer, chief – commander, get – wound, quarter – head, rifle – automat, to – proposal – line – out- a, war – civilization, right – house, try – fair, conduct – hostile(2), woman – economy, situation – economy, force – arm, mind – broad, aim – ambition, gap – explain.
Слово лучше всего запоминается в словосочетании , и данные упражнения помогают это делать.
Полисемия
Многозначность широко представлена в английском языке. Зачастую люди знают только первичное значение слова, а о наличии других даже не подозревают.
Английский лингвист Г. Уоррелл выделил 500 самых распространённых английских слов и выяснил, что они передают более 10000 разных значений. В среднем, на одно слово приходится более 25 значений.
Может помочь в некоторых случаях догадка или контекст (чаще ситуативный). Но не всегда:
His pupils widened.
Ученица 10-э класса М. Скульская, выступая на городской научно-исследовательской конференции с работой «Полисемия в английском языке» провела своё исследование, результат которого я хотела бы здесь привести.
Результаты исследования
The king was incheck .
She was excited and spoke without check
Полисемия, результаты исследования слова CHECK
All her answers were marked with checks .
Unluckily she lost her check in the theatre.
He raised his head and gave a start seeing a scorpion in the check of the tree.
The checks of kilts are of different colors.
Результаты исследования
Let’s check up our homework.
He raised his head and gave a start seeing a scorpion in the check of the tree.
The checks of kilts are of different colors.
Результаты исследования
Let’s check up our homework.
Омонимы
Одна из трудностей английского языка – наличие одинаковых слов.
Различаем омофоны и омографы .
Омофоны представляют серьёзную трудность при аудировании и общении (они пишутся по-разному, звучат одинаково):
main – mane (грива)
air – heir
die – dye (окрашивать)
How much can a bare bear bear?
Омографы
При работе с текстами серьёзную трудность создают омографы – слова, которые пишутся одинаково , но читаются по-разному и имеют разное значение :
Wind, wound, tear, minute (маленький), row (потасовка), invalid (недействительный), content (содержание, довольство), lead (свинец), pasty (пирожок, нездоровый цвет лица), refuse (мусор), grave (низкий), contrary (наоборот, несговорчивый), sew (шить, спускать воду).
Омографы
Часто омографы являются даже разными частями речи.
Многие изучающие, даже с высоким уровнем знаний, допускают ошибки при работе с текстами и в устной речи, когда сталкиваются с омографами.
Например:
I believe I got the content of his speech.
I`m content with his speech.
My minute nice niece lives in Nice .
Мы склонны запоминать только один образ слова для одного слова.
Явления полисемии и омонимии присутствуют и в русском языке, но в в английском они представлены значительно шире и представляют серьёзную трудность для изучающих.
Заключение
«Основными задачами преподавания английского языка является дальнейшее формирование и совершенствование иноязычной компетенции в совокупности всех её составляющих:
Речевой (развитие навыков аудирования, чтения, говорения и письма)
Лингвистической(овладение различными лексико-грамматическими явлениями и соответствующим понятийным аппаратом)
Социокультурной (знакомство с культурой и историей родной страны и англоязычных стран)»
«Интернациональные слова а английском языке» – Чекменёва Н.
«Полисемия в английском языке» - Скульская М.
Способы словообразования в английском языке» – Новиков Я.
«Инверсия в английском языке» – Толмачёв В.
Задачи учителя
Работа в новых экономических и политических условиях обязывает нас учитывать требования, предъявляемые к нашим ученикам общеевропейскими стандартами. Наша задача – сделать наших выпускников конкурентно-способными и успешными в быстро меняющемся окружающем мире и в современном образовательном пространстве.
Интересные мысли и высказывания
« Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.»
Генри Адамс, американский учёный
«Школа – это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы.»
Роберт Ингерсолл , американский юрист и писатель
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь.»