Презентация к заседанию РМО учителей английского языка.
Презентация к заседанию РМО учителей английского языка.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е умения учиться.
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к заседанию РМО учителей английского языка.»
Эффективность урока в системе ФГОС с позиции системно-деятельностного подхода. Тимошенко Н.В. учитель английского языка
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
Функции мобильного телефона
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Набор товаров в магазине
Инструкция к новой технике
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Ради чего
учить?
Как учить?
обновление
средств
обучения
ценности
образования
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся; предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
формирование универсальных способов действий
ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ
способность к самоорганизациив решении учебных задач
прогрессв личностном развитии
Конечно, при введении ФГОС нового поколения, реализации системно-деятельностного подхода возникают вопросы: «Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению?». Ответ, который дают нам стандарты, – только с помощью действия.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
умение решать учебные задачина основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Деятельностный подход– это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Меня учат
Я учусь!
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
ФГОС
Смена образовательной парадигмы .
Вместо передачи суммы знаний –
РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е умения учиться.
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоряумение учиться.
Основные виды универсальных учебных действий
самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания
познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность);
коммуникативные (компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках).
компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках
Коммуникативные
7
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся
готовность
к разрешению проблем
технологическая
компетентность
готовность к социальному
взаимодействию
коммуникативная
компетентность
готовность к
самообразованию
Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как:
готовность к разрешению проблем,
технологическая компетентность,
готовность к самообразованию,
готовность к использованию информационных ресурсов,
готовность к социальному взаимодействию,
коммуникативная компетентность.
готовность к использованию
информационных ресурсов
8
Основные принципы реализации системно-деятельностного подхода
деятельностный подход в обучении;
задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД;
организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе;
ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Деятельностный подход на уроках
Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность
Участие в проектной
деятельности,
владение приёмами
исследовательской
деятельности
Моделирование
и анализ жизненных ситуаций на занятиях
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
Использование активных и интерактивных методик;
Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи
Использование активных и интерактивных методик
Деятельность обучающихся
Анализируют современные общественные явления и события
Работают с источниками информации
Осваивают типичные социальные роли
Анализируют современные общественные явления и события
Критически осмысливают актуальную социальную информацию
Деятельность обучающихся:
работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
критически осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
анализируют современные общественные явления и события;
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла);
аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению
Решают познавательные и практические задачи
Выполняют творческие работы и исследовательские проекты
11
Педагогические технологии системно-деятельностного подхода
Группа технологий
1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Педагогические технологии СДП
Педагогика сотрудничества
Технологии уровневой дифференциации
2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровая технология
Проблемное обучение
Технология критического мышления
3. Педтехнологии развивающего обучения
Технология полного усвоения
Технология развивающего обучения
4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса
Групповые технологии
Педагогика сотрудничества
Понятно, что изменение Стандарта ведет за собой выбор таких образовательных технологий, которые, в свою очередь, будут работать на главное, которое в Стандарте определяется фразой «научить учиться».
К так называемым «новым» педтехнологиям относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусмативающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся. Данные технологии отвечают требованиям Стандарта. Вашему вниманию представлена таблица, в которой систематизированы те педагогические технологии, которые рекомендованы к реализации в рамках деятельностного подхода, заложенного в ФГОС
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
Уильям А. Уорд
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.