Обучение лексике в аспекте лингвокогнитивного подхода (на уроках английского языка в начальной школе)
Обучение лексике в аспекте лингвокогнитивного подхода (на уроках английского языка в начальной школе)
В презентации представлено теоретическое обоснование применения лингвокогнитивного подхода при обучении лексике на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Представлены формы работы и примеры упражнений на этапах введения и активизации лексики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение лексике в аспекте лингвокогнитивного подхода (на уроках английского языка в начальной школе)»
Обучение лексикев аспекте лингвокогнитивного подхода(на уроках английского языкав начальной школе)
Лингвокогнитивный подход
это направление методологии исследования, основанное на соотношении концептосферы личности с
семантикой языка,
коммуникативными,
функциональными его особенностями
в процессе познания картины мира, реализующее ведущие положения существующих подходов и представленное в методах концептуализации и категоризации.
Как известно, содержание понятия складывается из признаков объектов , отраженных в сознании. При этом, как подчеркивает В.И. Свинцов, речь идет о понятие образующих признаках, т.е. тех существенных признаках, которые позволяют отличать один объект от других. Поэтому на этапе введения лексики на уроках английского языка в начальной школе целесообразно использование комплекса упражнений, связанных с обращением к образам картины мира,концептосфере учащихся, их внутренней речи , а также с процессом перевода внутренней речи во внешнюю .
Условно взаимообусловленность когнитивных структур и языковых единиц представим в следующей схеме.
Соотношение когнитивных структур иих языковых эквивалентов в процессе постижения информациио языке и внеязыковой действительности
Когнитивные структуры
Вербализованные когнитивные структуры
(единицы языка)
Образ - представление
Слово
Словосочетание
Картина
Простое предложение
Элементарный эпизод
Сложное предложение
Ситуация
Текст
Методика обучения иностранному языку в начальной школе основывается на четырех видах работы:игре,движении,музыкенаглядности, Интегрированные формы работы: игровые,подвижные,музыкальные,ассоциативно-наглядные могут быть использованы при реализации лингвокогнитивного подхода, который способствует успешному введению лексики и эффективен на этапе отработки лексических единиц.
What have you got? What has she/he got? Is it (blue)? Yes, it is. No, it is not (isn’t).
What colour is …? Is it …or…? What colour are…?
What has she/he got? Is it (blue)? Yes, it is. No, it is not (isn’t).
It is (it’s) blue. The ball is blue. Are (the balls) red? Yes, they are. No, they are not (aren’t). (The balls) are red.
Упражнения с опорой на образ-воспоминаниео праздничном дне
Работа с изобразительным материалом, который связан с выбранным праздником.
Какие образы вы вспомнили, представили, думая об этом празднике?
Какие эмоции вы испытываете в этот день?
- Расспросите друга о его любимом празднике.
Лексические группы
Структуры/Предложения
ПраздникиChristmas, New Year, Christmas tree, Christmas present, Santa Claus, bell, New Year, Father Frost, birthday, party celebrate, decorate, balloon, flower, invite
to wear for the ball, to enjoy the ball, to have lots of fun, to put on
it’s a good idea! It’s lovely!
Happy New Year! Merry Christmas!
There is… - There are…What about…?
Одеждаa skirt, a shirt, a blouse, trousers, shoes, boots, trainers, a cap, a dress, a suit, a hat, jeans, a coat, a sweater
Christmas dinner, to get presents from Santa Claus,
to give cards and presents to their mothers (fathers),
to thank them, to make a special cake, to decorate the cake,
to wear Russian national costumes
to sing and dance, to go sledging, to have lots of fun, to decorate a Christmas (New Year) tree, to get presents, to meet Father Frost (Santa Claus), to enjoy Christmas
(New Year) holidays, to dance round a Maypole and sing songs
Активизация лексики
Урок развития речи с опорой на текст и выявление ключевых образов
Ознакомительное чтение текста
A Day Out in the Fun Park
Welcome to Drusillas!
Get nose to nose with nature!
Drusillas is open from 10 am to 5 pm in summer and 4 pm in winter.
In the park you can meet a lot of funny animals. Be friendly with them. You can watch them, learn how they live, what they can do and feed them. You can also take part in Zoolympics. Look at the picture. How long do you think the boy can hang on like that? And a monkey?
But animals are only half of the fun. Children can enjoy wall climbing, hill sliding and swimming. They can ride a carousel which moves very quickly or go slowly on three nice trains — Thomas, Annie and Clarabel.
Беседа между учителем и учениками, направленная на выявление ключевого образа и его составляющих.
Определите образ, который раскрывается в этом тексте. (What is this text about?)
Запишите его в центр «ассоциативной паутинки» (A Day Out in the Fun Park)
Что автор рассказывает оDrusillas? Запишите соответствующие вопросы. (Where is it? What is it? etc.)
Из текста выпишите слова, которые помогут ответить на поставленные вопросы.
В результате проделанной работы у учащихся в тетради получается следующий вариант кластера.
A Day Out in the Fun Park
When?
from 10 am to 5 pm in summer and 4 pm in winter.
Where?
Drusillas
What?
funny animals
Zoolympics.
wall climbing, hill sliding swimming
a carousel
three nice trains — Thomas, Annie and Clarabel.
Подготовка к написанию сочинения-описания на тему «A day out in …»
Работа с иллюстрациями
Из предложенных фотографий выберите иллюстрацию места, где бы вы хотели провести незабываемый день.
Постройте свою «ассоциативную паутинку»: подберите слова, которые вам помогут рассказать ГДЕ?КОГДА?ЧТО ПРОИЗОШЛО? о вашем ДНЕ. (When? Where? Who? What? How? )
Пользуясь получившейся тематической паутинкой, напишите сочинение-описание на тему «A day out in …»
Упражнения на основе ассоциаций
Метафоры (Metaphors)
Учитель предлагает представить, каким животным или предметом ученик мог бы быть и почему. (I would be a lion, because it is strong and brave) . Можно придумать ассоциации к настроению. ( I feel like a balloon because I am cheerful).
Найди предмет, чтобы описать меня (Find objects to describe me)
Ученик должен найти несколько предметов или изображений, которые могут его описать лучшим образом. (I am a book because I am fond of reading)
Опишите рисунок ( серию рисунков ), используя ключевые слова.
Соотнесите подписи с содержанием рисунков, поставьте их под соответствующими рисунками. (Подписи к рисункам перепутаны)
Прочитайте текст, дополните карту символами-образами, которые у вас ассоциируются с разной погодой
Дополните текст своими словами, чтобы получился забавный рассказ (под пустыми строчками даны подсказки)
Все имеющиеся в арсенале методики средства семантизации слов имеют свои достоинства и свои недостатки.
Задача учителя выбрать те средства, формы и способы работы, которые оптимально соответствуют