kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение лексике в аспекте лингвокогнитивного подхода (на уроках английского языка в начальной школе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлено теоретическое обоснование применения лингвокогнитивного подхода при обучении лексике на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Представлены формы работы и примеры упражнений на этапах введения и активизации лексики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение лексике в аспекте лингвокогнитивного подхода (на уроках английского языка в начальной школе)»

Обучение лексике  в аспекте лингвокогнитивного подхода  (на уроках английского языка  в начальной школе)

Обучение лексике в аспекте лингвокогнитивного подхода (на уроках английского языка в начальной школе)

Лингвокогнитивный подход это направление методологии исследования, основанное на соотношении концептосферы личности с семантикой языка, коммуникативными, функциональными его особенностями  в процессе познания картины мира, реализующее ведущие положения существующих подходов и представленное в методах концептуализации и категоризации.

Лингвокогнитивный подход

  • это направление методологии исследования, основанное на соотношении концептосферы личности с
  • семантикой языка,
  • коммуникативными,
  • функциональными его особенностями

в процессе познания картины мира, реализующее ведущие положения существующих подходов и представленное в методах концептуализации и категоризации.

Как известно, содержание понятия  складывается из признаков объектов , отраженных в сознании.  При этом, как подчеркивает В.И. Свинцов, речь идет о понятие образующих признаках, т.е. тех существенных признаках, которые позволяют отличать один объект от других.   Поэтому на этапе введения лексики на уроках английского языка в начальной школе целесообразно использование комплекса упражнений, связанных с  обращением к  образам картины мира,   концептосфере учащихся,  их внутренней речи ,  а также с процессом перевода внутренней речи во внешнюю .
  • Как известно, содержание понятия складывается из признаков объектов , отраженных в сознании. При этом, как подчеркивает В.И. Свинцов, речь идет о понятие образующих признаках, т.е. тех существенных признаках, которые позволяют отличать один объект от других. Поэтому на этапе введения лексики на уроках английского языка в начальной школе целесообразно использование комплекса упражнений, связанных с обращением к образам картины мира, концептосфере учащихся, их внутренней речи , а также с процессом перевода внутренней речи во внешнюю .

Условно взаимообусловленность когнитивных структур и языковых единиц представим в следующей схеме.

Соотношение когнитивных структур и  их языковых эквивалентов в процессе постижения информации  о языке и внеязыковой действительности   Когнитивные структуры Вербализованные когнитивные структуры (единицы языка) Образ - представление Слово Словосочетание Картина Простое предложение Элементарный эпизод Сложное предложение Ситуация Текст

Соотношение когнитивных структур и их языковых эквивалентов в процессе постижения информации о языке и внеязыковой действительности

Когнитивные структуры

Вербализованные когнитивные структуры

(единицы языка)

Образ - представление

Слово

Словосочетание

Картина

Простое предложение

Элементарный эпизод

Сложное предложение

Ситуация

Текст

Методика обучения иностранному языку в начальной школе основывается на четырех видах работы :  игре,  движении,  музыке  наглядности,    Интегрированные формы работы:  игровые,  подвижные,  музыкальные,  ассоциативно-наглядные могут быть использованы при реализации лингвокогнитивного подхода, который  способствует успешному введению лексики и эффективен на этапе отработки лексических единиц.

Методика обучения иностранному языку в начальной школе основывается на четырех видах работы : игре, движении, музыке наглядности, Интегрированные формы работы: игровые, подвижные, музыкальные, ассоциативно-наглядные могут быть использованы при реализации лингвокогнитивного подхода, который способствует успешному введению лексики и эффективен на этапе отработки лексических единиц.

Введение лексики    Упражнения с опорой на образ-представление «любимая игрушка»            Выявление ассоциаций к любимой игрушке: Опишите, какая она. Подберите слова, характеризующие игрушку. Расспросите друга о его любимой игрушке . Лексические группы Названия животных:( kitten, puppy, monkey, giraffe, elephant, parrot, bird, penguin) Цвета (red, brown, yellow, blue, green, grey, white, black, orange, purple) Определения-прилагательные (big, small, nice) Структуры/Предложения What have you got? What has she/he got? Is it (blue)? Yes, it is. No, it is not (isn’t). What colour is …? Is it …or…? What colour are…? What has she/he got? Is it (blue)? Yes, it is. No, it is not (isn’t). It is (it’s) blue. The ball is blue. Are (the balls) red? Yes, they are. No, they are not (aren’t). (The balls) are red.

Введение лексики

Упражнения с опорой на образ-представление

«любимая игрушка»

  • Выявление ассоциаций к любимой игрушке:
  • Опишите, какая она. Подберите слова, характеризующие игрушку.
  • Расспросите друга о его любимой игрушке .

Лексические группы

  • Названия животных:( kitten, puppy, monkey, giraffe, elephant, parrot, bird, penguin)
  • Цвета (red, brown, yellow, blue, green, grey, white, black, orange, purple)
  • Определения-прилагательные (big, small, nice)

Структуры/Предложения

What have you got? What has she/he got? Is it (blue)? Yes, it is. No, it is not (isn’t).

What colour is …? Is it …or…? What colour are…?

What has she/he got? Is it (blue)? Yes, it is. No, it is not (isn’t).

It is (it’s) blue. The ball is blue. Are (the balls) red? Yes, they are. No, they are not (aren’t). (The balls) are red.

Упражнения с опорой на образ-воспоминание  о праздничном дне Работа с изобразительным материалом, который связан с выбранным праздником. Какие образы вы вспомнили, представили, думая об этом празднике? Какие эмоции вы испытываете в этот день? - Расспросите друга о его любимом празднике.    Лексические группы Структуры/Предложения Праздники Christmas, New Year, Christmas tree, Christmas present, Santa Claus, bell, New Year, Father Frost, birthday, party celebrate, decorate, balloon, flower, invite  to wear for the ball, to enjoy the ball, to have lots of fun, to put on it’s a good idea! It’s lovely!  Happy New Year! Merry Christmas!  There is… - There are…What about…?

Упражнения с опорой на образ-воспоминание о праздничном дне

  • Работа с изобразительным материалом, который связан с выбранным праздником.
  • Какие образы вы вспомнили, представили, думая об этом празднике?
  • Какие эмоции вы испытываете в этот день?

- Расспросите друга о его любимом празднике.

Лексические группы

Структуры/Предложения

  • Праздники Christmas, New Year, Christmas tree, Christmas present, Santa Claus, bell, New Year, Father Frost, birthday, party celebrate, decorate, balloon, flower, invite

to wear for the ball, to enjoy the ball, to have lots of fun, to put on

it’s a good idea! It’s lovely!

Happy New Year! Merry Christmas!

There is… - There are…What about…?

Одежда a skirt, a shirt, a blouse, trousers, shoes, boots, trainers, a cap, a dress, a suit, a hat, jeans, a coat, a sweater  to have fun. It’s fun. Еда fruit, ice cream, juice, lollipop, milk, orange, much, pound, pence, cucumber, oil, potato, salad, salt, tomato, tasty, vegetables, healthy. balloon, flower, invite, to celebrate Thanksgiving  to get Christmas cards, to do Christmas shopping, to have a traditional Christmas dinner, to get presents from Santa Claus, to give cards and presents to their mothers (fathers), to thank them, to make a special cake, to decorate the cake, to wear Russian national costumes to sing and dance, to go sledging, to have lots of fun, to decorate a Christmas (New Year) tree, to get presents, to meet Father Frost (Santa Claus), to enjoy Christmas (New Year) holidays, to dance round a Maypole and sing songs

Одежда a skirt, a shirt, a blouse, trousers, shoes, boots, trainers, a cap, a dress, a suit, a hat, jeans, a coat, a sweater

to have fun. It’s fun.

Еда fruit, ice cream, juice, lollipop, milk, orange, much, pound, pence, cucumber, oil, potato, salad, salt, tomato, tasty, vegetables, healthy. balloon, flower, invite,

to celebrate Thanksgiving

to get Christmas cards,

to do Christmas shopping, to have a traditional

Christmas dinner, to get presents from Santa Claus,

to give cards and presents to their mothers (fathers),

to thank them, to make a special cake, to decorate the cake,

to wear Russian national costumes

to sing and dance, to go sledging, to have lots of fun, to decorate a Christmas (New Year) tree, to get presents, to meet Father Frost (Santa Claus), to enjoy Christmas

(New Year) holidays, to dance round a Maypole and sing songs

Активизация лексики Урок развития речи с опорой на текст и выявление ключевых образов Ознакомительное чтение текста A Day Out in the Fun Park  Welcome to Drusillas!  Get nose to nose with nature!  Drusillas is open from 10 am to 5 pm in summer and 4 pm in winter.  In the park you can meet a lot of funny animals. Be friendly with them. You can watch them, learn how they live, what they can do and feed them. You can also take part in Zoolympics. Look at the picture. How long do you think the boy can hang on like that? And a monkey?  But animals are only half of the fun. Children can enjoy wall climbing, hill sliding and swimming. They can ride a carousel which moves very quickly or go slowly on three nice trains — Thomas, Annie and Clarabel.

Активизация лексики

Урок развития речи с опорой на текст и выявление ключевых образов

  • Ознакомительное чтение текста

A Day Out in the Fun Park

Welcome to Drusillas!

Get nose to nose with nature!

Drusillas is open from 10 am to 5 pm in summer and 4 pm in winter.

In the park you can meet a lot of funny animals. Be friendly with them. You can watch them, learn how they live, what they can do and feed them. You can also take part in Zoolympics. Look at the picture. How long do you think the boy can hang on like that? And a monkey?

But animals are only half of the fun. Children can enjoy wall climbing, hill sliding and swimming. They can ride a carousel which moves very quickly or go slowly on three nice trains — Thomas, Annie and Clarabel.

Беседа между учителем и учениками, направленная на выявление ключевого образа и его составляющих.   Определите образ, который раскрывается в этом тексте. (What is this text about?) Запишите его в центр «ассоциативной паутинки» (A Day Out in the Fun Park) Что автор рассказывает о Drusillas ? Запишите соответствующие вопросы. (Where is it? What is it? etc.) Из текста выпишите слова, которые помогут ответить на поставленные вопросы.
  • Беседа между учителем и учениками, направленная на выявление ключевого образа и его составляющих.
  • Определите образ, который раскрывается в этом тексте. (What is this text about?)
  • Запишите его в центр «ассоциативной паутинки» (A Day Out in the Fun Park)
  • Что автор рассказывает о Drusillas ? Запишите соответствующие вопросы. (Where is it? What is it? etc.)
  • Из текста выпишите слова, которые помогут ответить на поставленные вопросы.
В результате проделанной работы у учащихся в тетради получается следующий вариант кластера.   A Day Out in the Fun Park When? from 10 am to 5 pm in summer and 4 pm in winter. Where? Drusillas    What? funny animals Zoolympics. wall climbing, hill sliding swimming a carousel three nice trains — Thomas, Annie and Clarabel.

В результате проделанной работы у учащихся в тетради получается следующий вариант кластера.

A Day Out in the Fun Park

When?

from 10 am to 5 pm in summer and 4 pm in winter.

Where?

Drusillas

What?

funny animals

Zoolympics.

wall climbing, hill sliding swimming

a carousel

three nice trains — Thomas, Annie and Clarabel.

Подготовка к  написанию  сочинения-описания  на тему  «A day out in …» Работа с иллюстрациями Из предложенных фотографий выберите иллюстрацию места, где бы вы хотели провести незабываемый день. Постройте свою «ассоциативную паутинку»: подберите слова, которые вам помогут рассказать ГДЕ?КОГДА?ЧТО ПРОИЗОШЛО? о вашем ДНЕ. (When? Where? Who? What? How? ) Пользуясь получившейся тематической паутинкой, напишите сочинение-описание на тему «A day out in …»
  • Подготовка к написанию сочинения-описания на тему «A day out in …»
  • Работа с иллюстрациями
  • Из предложенных фотографий выберите иллюстрацию места, где бы вы хотели провести незабываемый день.
  • Постройте свою «ассоциативную паутинку»: подберите слова, которые вам помогут рассказать ГДЕ?КОГДА?ЧТО ПРОИЗОШЛО? о вашем ДНЕ. (When? Where? Who? What? How? )
  • Пользуясь получившейся тематической паутинкой, напишите сочинение-описание на тему «A day out in …»
Упражнения на основе ассоциаций    Метафоры (Metaphors)  Учитель предлагает представить, каким животным или предметом ученик мог бы быть и почему.  (I would be a lion, because it is strong and brave) .  Можно придумать ассоциации к настроению.  ( I feel like a balloon because I am cheerful).  Найди предмет, чтобы описать меня (Find objects to describe me)  Ученик должен найти несколько предметов или изображений, которые могут его описать лучшим образом.  (I am a book because I am fond of reading)

Упражнения на основе ассоциаций

  • Метафоры (Metaphors)

Учитель предлагает представить, каким животным или предметом ученик мог бы быть и почему. (I would be a lion, because it is strong and brave) . Можно придумать ассоциации к настроению. ( I feel like a balloon because I am cheerful).

  • Найди предмет, чтобы описать меня (Find objects to describe me)

Ученик должен найти несколько предметов или изображений, которые могут его описать лучшим образом. (I am a book because I am fond of reading)

Опишите рисунок ( серию рисунков ), используя ключевые слова.
  • Опишите рисунок ( серию рисунков ), используя ключевые слова.
Соотнесите подписи с содержанием рисунков, поставьте их под соответствующими рисунками. (Подписи к рисункам перепутаны)
  • Соотнесите подписи с содержанием рисунков, поставьте их под соответствующими рисунками. (Подписи к рисункам перепутаны)
Прочитайте текст, дополните карту символами-образами, которые у вас ассоциируются с разной погодой
  • Прочитайте текст, дополните карту символами-образами, которые у вас ассоциируются с разной погодой
Дополните текст своими словами, чтобы получился забавный рассказ (под пустыми строчками даны подсказки)
  • Дополните текст своими словами, чтобы получился забавный рассказ (под пустыми строчками даны подсказки)
Все имеющиеся в арсенале методики средства семантизации слов имеют свои достоинства и свои недостатки. Задача учителя выбрать те средства, формы и способы работы, которые оптимально соответствуют  уровню обученности и обучаемости детей;  этапу обучения.
  • Все имеющиеся в арсенале методики средства семантизации слов имеют свои достоинства и свои недостатки.
  • Задача учителя выбрать те средства, формы и способы работы, которые оптимально соответствуют
  • уровню обученности и обучаемости детей;
  • этапу обучения.

Thank you for your attention

Ресурсы

1. http://learnenglishkids.britishcouncil.org


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сысолятина Анна Андреевна

Дата: 02.06.2017

Номер свидетельства: 420118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства