ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Актуальность
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обуче-
ния иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомне-
ний и не требует дополнительных доказательств. За последнее десятиле-
тие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали
позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интер-
нет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конферен-
ций и т.п.) на формирование иноязычной коммуникативной компетен-
ции обучающихся. Непосредственно ресурсы Интернета являются бес-
ценной и необъятной базой для создания информационно-предметной
среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их про-
фессиональных и личных интересов и потребностей. Экономическое
развитие России и Федеральный национальный проект «Образование»
постепенно делают Интернет повседневной реальностью для большин-
ства российских студентов. Однако одно только наличие доступа к
Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного язы-
кового образования. В научной литературе существует немало описаний
того, как неверная, или, точнее сказать, методически неграмотно постро-
енная работа учащихся с Интернет-ресурсами способствовала формиро-
ванию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре
страны изучаемого языка, но даже расизма и ксенофобии [1]. Именно
поэтому на современном этапе обучения иностранным языкам, когда
используются новейшие Интернет-технологии, возникает острая необ-
ходимость в разработке новых учебных Интернет-ресурсов, направ-
ленных на комплексное формирование и развитие (слайд2)
1) аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем
многообразии ее компонентов (языкового, грамматического, социокуль-
турного, компенсаторного, учебно-познавательного);
2) коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и
отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полу-
ченной информации;
3) коммуникативных умений представлять и обсуждать результа-
ты работы с ресурсами Интернета;
4) умений использовать ресурсы Интернета для образования и са-
мообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследи-
ем различных стран и народов, а также выступать в качестве представи-
теля родной культуры, страны, города и т.п.;
5) умений использовать ресурсы Интернета для удовлетворения
своих информационных интересов и потребностей.
Прежде чем перейти непосредственно к вопросу описания пяти видов
учебных Интернет-ресурсов, необходимо остановиться на ос-
новных понятиях. Наиболее широко используемым в научной литературе является термин Интернет-технологии. (слайд 3)Под ним в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет.
Иными словами, Интернет-технологии – использование сети Интернет в
обучении иностранному языку.
В дидактическом плане Интернет включает в себя, по меньшей
мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информа-
ционные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекомму-
никации( слайд4) (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) отно-
сятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и
т.п. Первоначально они были созданы для реального общения между
людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали
использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку.
Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый,
аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках.
Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информа-
ции разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно ис-
пользовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональ-
ных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке
специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение
учащихся работать с ресурсами Интернета. В отличие от форм телеком-
муникации учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для
учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам,
включая иностранный язык.
Учебные Интернет-ресурсы (слайд 5)
В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Ин-
тернет-ресурсов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабд-
жект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook),
и вебквест (webquest).