Информационно-коммуникационные технологии в образовательной практике
Информационно-коммуникационные технологии в образовательной практике
Основная задача ИКТ на современном этапе развития общества:
разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии в образовательной практике»
ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «Формула успеха»
Направление: Информационно-коммуникационные технологии в образовательной практике
Мы тонем в информации
и задыхаемся от
нехватки знаний.
Джон Нейзбитт
Фурман Елена Николаевна
учитель английского языка
МБУ «Школа № 70»
"
Понятие ИКТ:
Информационно-коммуникационные технологии
– это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации .
Понятие ИКТ:
Основная задача ИКТ на современном этапе развития общества:
разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).
В чем же состоит такая важность и целесообразность внедрения ИКТ в российские образовательные учреждения?
возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;
теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.
необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;
фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;
Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения:
1 .Обучающие.
Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала:
2. Тренажеры.
Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.
3. Справочные и информационно-поисковые .
Сообщают сведения по систематизации информации.
4. Демонстрационные.
Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.
5. Имитационные.
Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.
6. Лабораторные.
Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.
7. Моделирующие.
Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.
8. Расчетные.
Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.
9. Учебно-игровые.
Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.
Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения:
Во внедрении ИКТ в образование в можно выделить три этапа:
начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления;
современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;
будущий, основанный на интеграции новых ИКТ
с образовательными технологиями (ОТ).
Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:
технологии, ориентированные на локальные компьютеры
сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet
Каким образом происходит ориентация ИКТ в условиях класса?
На уроках английского языка, например, компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Дидактические задачи, решаемыес помощью ИКТ:
1. Совершенствование организации и повышение индивидуализации обучения.
2. Повышение продуктивности самостоятельной подготовки обучающихся.
3. Индивидуализация работы преподавателя.
4. Ускорение тиражирования, а также доступа к завоеваниям педагогической практики.
5. Повышение мотивации к обучению.
6. Активизация учебного процесса, возможность привлечения обучающихся к исследовательской деятельности.
Дидактические задачи, решаемыес помощью ИКТ:
Дидактические задачи, решаемыес помощью ИКТ:
Каким должен быть учитель, успешно внедряющий ИКТ в образовательный процесс?
сохраняет человеческие приоритеты в обучении;
имеет доброе, доверительное отношение к средствам ИКТ и его педагогическим возможностям;
не боится смело обращаться со средствами ИКТ;
интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать
педагогические возможности компьютерных программ;
методически гибок;
дисциплинирован, точен, владеет упорядоченным
логическим мышлением.
Эффект «обратной петли» или, как оказывается негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося
ИКТ, внедренная во все формы обучения, приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов на здоровье и физиологическое состояние обучаемого:
тотальная индивидуализация;
свертываемость дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников;
ученик занят тем, что молча осваивает материал, что приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы;
еще один недостаток – следствие главного преимущества – общедоступности
опубликованных в сети информационных ресурсов, а также колоссальный
объем информации, находящейся в ней;
отсутствует единая информационно–методической службы для учащихся,
их родителей и учителей.
Эффект «обратной петли» или, как оказывается негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося
Эффект «обратной петли» или, как оказывается положительное воздействие ИКТ-средств на обучающегося
значительное расширения границ урока;
Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом, возможность его сведения к единому формату.
появление новых вариантов использования, казалось бы, традиционных форм для работы;
работа самих учащихся;
Ученики сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера.
значительно облегчается физическая нагрузка педагога;
наличие возможности, используя компьютер и средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;
планирование учащимися времени обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала, провести самоконтроль, то есть создать психологически комфортную среду обучения, которая ведет к самосовершенствованию и позволяет ставить перед учащимся личностно-значимые цели.
Эффект «обратной петли» или, как оказывается положительное воздействие ИКТ-средств на обучающегося
Этапы внедрения ИКТ на пути движенияв информационное общество:
Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век:
необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;
фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;
возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;
теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.
В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:
организацию семинаров и учебных курсов для администрации и сотрудников школ и учебных центров по применению в обучении новых ИТО; создание условий для стимулирования развития интернет-услуг,
связанных с применением новых ИТО; активизацию работы по созданию тематической системы «ИТО»
в рамках международной информационной сети по ИТ; разработку методологических и методических основ системного анализа и синтеза ИТО, методов оценки обучения и образования на их основе; разработку предложений по финансированию внедрения интегрированных информационно-коммуникационных технологий в образование за государства.
ВЫВОДЫ:
- Использование информационных технологий позволяет не только сократить время на освоение материала, но и повысить глубину и прочность знаний эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения повысить интерес к урокам, активизировать познавательную деятельность учащихся, снять напряжение, осовременить урок, учитывая социальный заказ общества.
- Использование ИКТ в школе является обогащающим и преобразующим фактором, способствующим совершенствованию процесса обучения, обеспечивающим его визуализацию.
- Компьютерное оборудование может быть использовано в работе с обучающими при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических и психолого-педагогических норм и рекомендаций.
- Современный мир уже просто немыслим без компьютерной техники.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2019.
2.Intel “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. - М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2020.
3.Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером [Текст]: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2021. 124 с.
4.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. [Текст]: Проектная деятельность младших школьников. - М., 2022.
5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр "Акаде-мия", 2021. - 272 с.
6.Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Первые шаги в мире информатики. [Текст]: Методическое пособие для учителей 1-4 классов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2022.
7.Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». №2 2019г
8.Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. - Пермь: издательство ПРИПИТ, 2018.
9.Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2019
10.«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2020.