Рабочая программа основного общего образования и авторской программы И.Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной, К.А.Бондаренко, О.В.Афанасьевой по английскому языку.
Рабочая программа основного общего образования и авторской программы И.Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной, К.А.Бондаренко, О.В.Афанасьевой по английскому языку.
Программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублённым изучением английского языка на основе линии учебно-методических комплектов авторской программы И.Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной, К.А.Бондаренко, О.В.Афанасьевой «Английский язык» для II классов. Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2012 год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основного общего образования и авторской программы И.Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной, К.А.Бондаренко, О.В.Афанасьевой по английскому языку. »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»
Рабочая программа
основного общего образования
по английскому языку.
Автор: Мурзина Э.Р., учитель английского языка 2 категории
Нижневартовск
2014г.
Пояснительная записка
Основания разработки программы.
Данная образовательная программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации, Уставом МБОУ «СОШ №15», Основной образовательной программой школы и авторской программой И.Н.Верещагиной, Т.А.Притыкиной, К.А.Бондаренко, О.В.Афанасьевой. Программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублённым изучением английского языка на основе линии учебно-методических комплектов «Английский язык» для II классов. Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2012 год.
Актуальность изучения данного курса.
Современная система обучения английскому языку характеризуется тем, что наряду с функциональной грамотностью младшего школьника — умением читать, писать и т. д., в содержании обучения представлен деятельностный компонент: виды деятельности, которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования.
Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы и умозаключения. Овладение умениями учиться и познавать является приоритетной целью на начальном этапе обучения. Достижение этой цели реализовано в системе обучения, которая легла в основу создания данной рабочей программы.
Место предмета иностранный язык в обучении.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения иностранного языка во 2-4 классах по 2 часа в неделю. При этом примерная программа предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 10% (7 часов) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
На первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения: закладывается основы формирования учебной деятельности ребёнка, формируются универсальные учебные действия, обеспечивается познавательная мотивация и интересы учащихся, формируются основы нравственного поведения.
Цели и задачи.
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме. Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование умения общаться на иностранном языке; приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка; развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников; воспитание – разностороннее развитие школьника средствами иностранного языка.
Изучение предмета «Английский язык» направлено на решение следующих задач: формирование представлений об иностранном языке как средстве общения; расширение лингвистического кругозора младших школьников; обеспечение коммуникативно-психологической адаптации; развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения; развитие эмоциональной сферы детей; приобщение младших школьников к новому социальному опыту; развитие познавательных способностей.
Сроки реализации данной программы.
Программа рассчитана на 3 года (2014-2017 учебный год).
В соответствии с Образовательным планом МБОУ «СОШ №15» на 2014-2015 учебный год, рабочая программа предусматривает во 2 классе обучение в объеме 2 часов в неделю;
Количество часов в год – 68 Количество часов в четверти:
I четверть – 18 ч; II четверть – 14ч; III четверть – 20 ч; IV четверть – 16 ч
Общая характеристика учебного процесса.
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык – один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшая задача современной школы, успешное осуществление которой во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.
Учебный предмет «Английский язык» - один из важных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитаю чувств и эмоций, формирует интерес к культурному многообразию мира.
Английский язык как учебный предмет характеризуется:
- многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания);
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например окружающего мира, литературы, истории, искусства и др.);
- многоуровневостью (необходимо овладение, с одной стороны, различными языковыми средствами: лексическими, грамматическими, фонетическими, с другой – умениями в четырёх видах речевой деятельности).
Особенностью предмета «Английский язык» является то, что процесс формирования языковых навыков и овладение учащимися умениями по всем видам речевой деятельности позволяют закладывать основы культуры учения, необходимые для освоения содержания большинства учебных дисциплин.
Методы и формы решения поставленных задач.
При выборе методики обучения иностранному языку в условиях основной школы нужно обратить особое внимание на использование тех видов деятельности, которые наиболее подходят для детей младшего школьного возраста. Самым эффективным методом остаётся дидактическая и сюжетно-ролевая игра. Эти игры, участниками которых являются, как правило, несколько учеников или весь класс, особенно эффективны для формирования умений разыгрывать различные роли в типичных ситуациях иноязычного общения, отвечать на вопросы, вступать в диалог, рассказывать и т.п.
Во 2 классе широко используются современные технологии обучения, позволяющие интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным: речевые и познавательные игры, лингвистические задачи, создание благоприятного климата, располагающего к общению (здоровьесберегающие технологии), использование соответствующего иллюстративного, аудио- и видеоматериалов и технических средств (информационно-коммуникативные технологии), а также индивидуальные и групповые проекты (проектная технология).
Цель проектной технологии - включить учащихся в реальное общение, опираясь на исследовательскую деятельность и на совместный труд.
Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка во 2 классе для коммуникативно-речевого развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знаний. Виды учебной работы с Интернет-ресурсами направлены на:
• приобретение школьниками реального опыта работы с Интернет-ресурсами;
• обогащение их гуманитарных знаний (в частности, об истории и культуре изучаемых стран);
• развитие умений ориентироваться в современной информационной среде, используя мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации результатов познавательной и практической деятельности.
Разнообразие заданий в учебнике и рабочей тетради, их дифференциации по характеру и по степени трудности, позволяет учителю учитывать различие речевых потребностей и способностей учащихся, регулирует темп и качество овладения материалом, а также индивидуальную посильную учебную нагрузку учащихся.
В организации речевой деятельности на уроках английского языка соблюдается равновесие между деятельностью, организованной на непроизвольной и произвольной основе. Всюду, где возможно, условия реального общения моделируется в ролевой игре, чтобы максимально использовать механизмы непроизвольного запоминания.
Работа по овладению языковыми средствами тесно связана с их использованием в речевых действиях, выполняемых учащимися при решении конкретных коммуникативных задач.
При этом используется разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способы подготовки к условиям реального общения. Создаются условия для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного взаимодействия, помогающего создавать на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Это способствует развитию самостоятельности, умения быть членом команды при решении различного рода учебных и познавательных задач. Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся выступает работа в малых группах сотрудничества.
Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. Учебный материал данной программы позволяет реализовать здоровьесберегающие технологии в процессе обучения английскому языку.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому плану.
На каждом уроке проводятся физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику, и конечно, эмоциональную разгрузку. С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз будет тогда, если при этом учитываются следующие условия:
1. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной – от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
2. Необходимо выработать для каждого класса 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключить школьников в другой режим деятельности.
Для релаксации хорошее действие оказывает использование группы команд “warming”. Например, “ The Right Mood” (хорошее настроение).
Логические связи данного предмета с другими учебными предметами.
Иностранный язык вместе с русским языком (русским языком как родным языком и русским языком как средством межнационального общения) входит в общеобразовательную область «Филология», иностранный язык позволяет усилить общеязыковую подготовку школьников. Более того, впервые в языковом образовании достигнута межпредметная соотнесенность в подходах к изучению как родного, так и неродных языков, включая иностранные.
Наличие межпредметной взаимосвязи иностранного и русского языков позволяет формировать и развивать коммуникативную культуру на родном и иностранном языках. Родной и иностранный языки расширяют лингвистический кругозор учащихся, способствуют формированию культуры общения, содействуют общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранному языку позволяет успешно реализовать межпредметные связи и с другими учебными предметами, чему способствует специфика иностранного языка как учебного предмета: предметное содержание речи логически связано с учебным предметом «Литература».
Совместно с другими предметами изучение иностранного языка способствует формированию и развитию у школьников ключевых надпредметных компетенций, включающих образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, а также компетенцию личностного самосовершенствования.
Результаты освоения программы начального образования по английскому языку
В результате освоения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов. Достижение личностных и метапредметных результатов обеспечивается совокупностью учебных предметов, изучаемых в начальной школе.
Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения отдельных предметов, в частности предмета «Английский язык». Предметные результаты в области изучения английского языка по курсу данной предметной линии далее представлены более подробно.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Под личностными результатамиосвоения учебного предмета понимается система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Личностные результатыосвоения основной образовательной программы начального общего образования отражают[4]:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностными результатамиизучения иностранного (английского) языка в начальной школе являются:
формирование гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте;
формирование доброжелательности, уважения и толерантности к другим странам и народам;
формирование готовности и способности к саморазвитию;
формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметные результаты
Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких учебных предметов, которые включают в себя: а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; б) освоение учащимися межпредметных понятий.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета формируются на основе следующих требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Английский язык»;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Иностранный язык».
Метапредметными результатами изучения иностранного (английского) языка в начальной школе являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудио диском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.).
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на английском языке, расширение лингвистического кругозора;
сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках нового стандарта, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой.
В коммуникативной сфере (т. е. во владении английским языком как средством общения. Предметные результаты в коммуникативной сфере подробно представлены на с. 12—22.)
В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
умение опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли;
умение систематизировать слова, например по тематическому принципу;
умение пользоваться языковой догадкой, например при опознавании интернационализмов;
совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
умение пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
умение пользоваться двуязычным словарём учебника (в том числе транскрипцией), компьютерным словарём;
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
представление об английском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках.
В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
В трудовой сфере:
умение следовать намеченному плану в своём учебном труде;
умение вести словарь (словарную тетрадь).
В результате освоения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся достигают личностных, метапредметныхи предметныхрезультатов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ
В курсе изучения английского языка планируемые результаты соотносятся со следующими содержательными линиями:
1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо;
2) языковые средства и навыки пользования ими;
3) социокультурная осведомлённость;
4) общеучебные и специальные учебные умения.
Основной содержательной линией из четырёх перечисленных линий являютсякоммуникативные умения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений.
Формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью младших школьников.
Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Английский язык».
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В русле говорения
Диалогическая форма речи
Учащийся научится:
участвовать в диалоге-расспросе (одностороннем, двустороннем) — уметь расспрашивать «кто?», «что?», «где?», когда?», «куда?».
участвовать в диалоге — побуждении к действию — уметь обращаться с просьбой, выражать согласие / отказ, приглашать к действию / взаимодействию и соглашаться / не соглашаться принимать/не принимать в нём участие.
участвовать в диалоге этикетного характера — уметь приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представляться, вежливо прощаться, поздравлять и благодарить за поздравление, извиняться.
Учащийся получит возможность научиться:
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы;
вежливо переспрашивать, просить о помощи, просить собеседника пояснить (повторить и объяснить) то, что он сказал;
вежливо начинать и заканчивать разговор, соблюдая нормы поведения (правила вежливости), принятые в стране изучаемого языка.
Монологическая форма речи
Учащийся научится:
составлять небольшие монологические высказывания: рассказ о себе, своём друге, семье;
называть предметы, их описание;
описывать картинку;
сообщать о местонахождении;
описывать персонаж;
пересказывать содержание несложной истории;
Учащийся получит возможность научиться:
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;
составлять краткую характеристику персонажа;
излагать основное содержание прочитанного с опорой на текст;
излагать содержание мультфильма или детского видеофильма с характеристикой персонажей, детской книги и своего отношения к ним (нравится/не нравится);
рассказывать о своих планах, целях, надеждах, объяснять в краткой форме свои поступки.
В русле аудирования
Учащийся научится:
воспринимать и понимать речь учителя, одноклассников и других собеседников;
воспринимать и понимать аудиозаписи небольших по объёму монологических высказываний и диалогов;
понимать основное содержание небольших детских сказок, видеофильмов и мультфильмов на знакомые темы.
Учащийся получит возможность научиться:
воспринимать и понимать аудиозаписи коротких объявлений на повседневные темы, детских песен, рифмовок, стишков;
воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова;
понимать основное содержание детских телепередач с опорой на языковую и контекстуальную догадку.
В русле чтения
Чтение вслух
Учащийся научится:
соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;
читать вслух и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правильного ударения в словах, фразах; смысловое ударение в предложениях и небольших текстах; интонация различных типов предложений (утверждение, различные виды вопросов, побуждение, восклицание).
Учащийся получит возможность научиться:
выразительно и фонетически правильно читать тексты монологического характера и диалоги;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту.
Чтение про себя
Учащийся научится:
читать про себя и понимать тексты, построенные на изученном языковом материале;
понимать и выделять основные смыслы и главные идеи текстов, отрывков или целого рассказа, сказки;
читать и понимать вопросы анкеты, формуляров, связанных с именем, возрастом, местом жительства.
Учащийся получит возможность научиться:
читать про себя и понимать несложные тексты, содержащие единичные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту или на основе языковой догадки (ознакомительное чтение);
находить в уже прочитанном тексте необходимой информации (просмотровое чтение);
читать и понимать простые кулинарных рецепты, стихи, считалки и рифмовки, основное содержание комиксов, простейших инструкций, вывесок и указателей на улицах, на вокзале, в ресторане;
читать и искать необходимую информацию в меню, расписании, объявлении.
В русле письма
Учащийся научится:
графическому и орфографическому написанию букв, буквосочетаний, слов, предложений;
списывать слова, предложения, небольшие тексты с образца;
выполнять лексико-грамматические упражнения;
писать различные по виду диктанты.
Учащийся получит возможность научиться:
писать с опорой на образец поздравления, короткие личные письма-приглашения или письма-благодарности, включая адрес с учётом особенностей его оформления, принятого в англоязычных странах;
писать короткие и простые рассказы, записки для передачи сообщения о местонахождении, описание места, предметов, событий с использованием простых предложений;
заполнять анкету с указанием имени, фамилии, гражданства, места жительства, занятия, увлечения.
писать вопросы, план прочитанного текста;
писать ответы на вопросы к тексту.
Языковые средства и навыки пользования ими
Графика, орфография и каллиграфия
Знание всех букв английского алфавита, порядка их следования в алфавите, основных буквосочетаний, звуко-буквенных соответствий, знаков транскрипции, апострофа; знание основных правил чтения и орфографии; знание основных орфограмм слов английского языка; написание полупечатным шрифтом слов, предназначенных для продуктивного усвоения по памяти.
Фонетическая сторона речи
Произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка; соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными; дифтонги; связующее r (there is/there are); ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах); членение предложений на смысловые группы; знание ритмико-интонационных особенностей повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопросы) предложений; интонация перечисления; чтение по транскрипции изученных слов.
II класс
Лексическая сторона речи
Объём лексического материала, обслуживающего ситуации общения в пределах предметного содержания речи во II классе, составляет 370 единиц, из них 300 лексических единиц для продуктивного усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран.
Способы словообразования (начальное представление): основные словообразовательные средства:
суффиксация (суффиксы -еr, -y) по модели V + -er для образования существительных (teach — teacher), N + -y для образования прилагательных (wind — windy);
словосложение по модели N + N (образование сложных слов при помощи сложения основ (bed + room = bedroom), одна из которых может быть осложнена деривационным элементом (sitting-room);
Синонимы (much — many — a lot of, mother — mum, father — dad, антонимы come — go).
Интернациональные слова (project, portfolio, garage, tennis).
Предлоги места, предлоги, выражающие падежные отношения (in, on, under, at).
Речевые клише:
Thanks. Here it is.
Thank you. Excuse me.
What a pity! Let’s swing.
That’s right/wrong. It’s fun to ...
Hi. OK.
Hello. I’m sorry.
How are you? With great pleasure!
Fine, thanks. Oh, no!
Oh, I see. That’s very well.
Goodbye. Of course you can.
See you soon. Of course they do.
Don’t worry. Glad to meet you!
I’d love to, but ... What’s the matter with ...?
Good luck! Would you like to ...?
Have a look. To be at home.
I like/want to do sth. Where is he from?
It’s fun to do sth. To be from some place.
Where is he/she? To work hard.
How is he/she? To shake hands with ...
As hungry as a hunter. To be afraid of ...
Грамматическая сторона речи
I. Морфология
1. Имя существительное
имена существительные нарицательные конкретной семантики; вещественные имена существительные;
имена существительные собственные: географические названия, имена людей и клички животных;
множественное число имён существительных (образованные по правилу и исключения); окончание -s/-es для образования множественного числа; нестандартные формы для образования множественного числа (wife — wives, tooth — teeth, child — children);
притяжательный падеж имён существительных в единственном и множественном числе;
основные правила использования неопределённого, определённого и нулевого артиклей (a/an, the, zero-article) с именами существительными.
2. Имя прилагательное
положительная степень сравнения имён прилагательных.
3. Местоимение
личные местоимения в именительном и объектном падежах;
притяжательные местоимения;
указательные местоимения в единственном и множественном числе (this — these, that — those);
наречие как единица, уточняющая глагол, прилагательное и другие наречия;
наречия времени (often, always, usually, sometimes, never, etc.);
наречия степени (very, much, little).
5. Имя числительное
количественные числительные от 1 до 12.
6. Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, to, with.
7. Глагол
глагол to be в настоящем неопределённом времени;
оборот have got/has got для передачи отношений принадлежности в настоящем времени;
временные формы Present Simple (Present Indefinite) в утвердительных и отрицательных предложениях, вопросах разных типов; маркеры данного времени (often, always, usually, etc.), их место в предложении;
временные формы Present Progressive (Present Continuous) в утвердительных и отрицательных предложениях, вопросах разных типов; особенности правописания причастия I при образовании Present Progressive (sit — sitting, swim — swimming, write — writing, make — making);
модальные глаголы (can, must, may) в утвердительных и отрицательных предложениях, в вопросах разных типов;
неопределённая форма глагола.
II. Синтаксис
Простое утвердительное и отрицательное предложение; распространённое и нераспространённое простое предложение; фиксированный порядок слов в предложении. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (Не speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным (I like to dance. She can skate well.) сказуемым.
Предложения с однородными членами.
Безличные предложения (It is Sunday. It is five o’clock. It is cold.).
Глагольные конструкции (I’d like to ...).
Вопросительные предложения (общие, альтернативные, специальные вопросы); вопросы к подлежащему. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how.
Императивные (побудительные) предложения в утвердительной форме (Stand up.); предложения с Let’s в утвердительной форме (Let’s go there.).
Сложносочинённые предложения; использование союзов and и but.
III класс
Лексическая сторона речи
Объём лексического материала в III классе составляет более 700 единиц, из них 150 новых лексических единиц для продуктивного усвоения.
Основные словообразовательные средства:
суффиксация (суффиксы -th, -ly, -teen, -ty, -tion, -ist, -ful): модель Num + -th для образования порядковых числительных (seventh, eleventh, etc.); модель Adj + -ly для образования наречий (quickly, badly, slowly);
модель Adj + N + -ed для образования сложных прилагательных (long-legged);
модель N + N для образования сложных имён существительных (grandfather, basketball, raincoat).
Наиболее частотные лексические единицы конкретной семантики.
Устойчивые словосочетания (to read to oneself, to run a race, to teach a lesson, to go shopping, etc.).
Фразовые глаголы (to come back, to come in, to come on, to fall down, to fall out, to look after, to look for, to put in, to put off, to put on).
наречия, оформленные суффиксом -ly как прототипические наречия современного английского языка;
наречия времени (yesterday, tomorrow);
образование наречий (well — better — best).
5. Имя числительное
количественные числительные от 13 до 200; числительные, обозначающие десятки от 20 до 90 (seventy, ninety);
порядковые числительные от 1 до 200; формы образования порядковых числительных (first, second, third); особенности орфографии порядковых числительных (sixth, thirtyseventh, thirtieth);
использование числительных в датах.
6. Предлоги: into, from, of.
7. Глагол
временные формы Past Simple в утвердительных, отрицательных предложениях и вопросах различных типов; правильные и неправильные глаголы; особенности правописания правильных глаголов (skip — skipped, stop — stopped, try — tried, cry — cried);
глагол to be в Past Simple (was — were);
сопоставление Present Simple и Past Simple; маркеры Past Simple (yesterday, last, ago, etc.);
временные формы Future Simple в утвердительных, отрицательных предложениях и вопросах различных типов; маркеры Future Simple (tomorrow, next week, next year, etc.);
cтруктуры there is/there are и there was/there were в утверждениях, отрицаниях и вопросах.
II. Синтаксис
Повелительное наклонение для выражения просьб, приказаний, приглашений, запрещений (Help me, please.). Отрицательная форма предложений в повелительном наклонении (Don’t stand up! Don’t give it to me.).
Предложения с Let’s в отрицательной форме (Let us/Let’s not go there.).
Сложноподчинённые предложения с союзом because.
IV класс
Лексическая сторона речи
Объём лексического материала в IV классе составляет более 1000 единиц, из них 300 новых лексических единиц для продуктивного усвоения.
Основные словообразовательные средства:
суффиксация (суффиксы -or, -er, -tion, -ist, -ful): деривационная модель N + -or, N + -er для образования существительных (collector, doctor, cooker, driver); деривационная модель V + -tionдля образования существительных от глаголов (celebration, collection, decoration);
деривационная модель un- + Adj для образования прилагательных с помощью отрицательного префикса un- (unkind, uneasy, unfriendly);
деривационная модель dis- + V для образования глаголов отрицательной семантики (dislike, disagree);
деривационная модель N + -ful для образования прилагательных (peaceful, colourful, useful);
модель N + N для образования существительных с помощью словосложения (businessman, policeman, postman, timetable, blackboard);
модель V → N для образования глаголов от существительных путём конверсии (to find — a find, to make — a make);
модель Adj → V для образования глаголов от имён прилагательных путём конверсии (warm — to warm, cold — to cold).
Полисемантические лексические единицы (field — 1) поле 2) отрасль; fire — 1) огонь 2) камин 3) пожар; letter — 1) буква 2) письмо).
Синонимы и синонимические обороты (city — town, begin —start, too — also, to be a great success — to have great success).
Фразовые глаголы (to get on, to get off, to get up, to get on with sb, to get together, to look around, to look through, to make up sth, to take off).
Омонимы (flour — flower, there — their).
Сходные по форме, но различные по употреблению слова (near — nearly).
Речевые клише, большая часть которых — фразы повседневного обихода различной семантики:
I can’t believe my eyes! Come and see me some day.
My God! Thank you!
Good luck! It’s been a long time.
It depends ... It was nice meeting you.
Таким образом, объём лексического материала, подлежащего усвоению в начальной школе, должен составлять около 1000 единиц, из которых не менее 750 единиц составляют продуктивный лексический минимум, т. е. слова, которые учащиеся узнают и понимают при аудировании и чтении, а также свободно используют в речи для решения коммуникативных задач в пределах тематики данного этапа обучения.
Грамматическая сторона речи
I. Морфология
1. Имя существительное
абстрактные имена существительные; использование артиклей с абстрактными именами существительными;
имена существительные advice, work, weather, information, news, money; отсутствие неопределённого артикля перед данной группой существительных, замена их местоимением it; согласование вышеуказанных существительных с глаголами в единственном числе, 3-м лице (This news is important. — Where is the money? — It is on the table.);
имена существительные (police — полиция, carrots — морковь, grapes — виноград, potatoes — картофель, etc.), сочетающиеся с глаголами во множественном числе (The police are here. —Полиция находится здесь. The potatoes are on the table. — Картофельнаходитсянастоле.);
использование артикля с именами существительными, обозначающими:
океаны (the Indian Ocean);
моря (the Black Sea, the Baltic Sea);
реки (the Volga, the Thames);
озёра (the Baikal, the Sevan, но Lake Baikal);
горные цепи (the Alps, the Urals);
театры (the Bolshoi Theatre);
кинотеатры (the Odeon);
музеи (the British Museum);
картинные галереи (the National Gallery);
отели (The Metropol Hotel);
отсутствие артиклей перед названиями:
континентов (Europe, Asia);
стран (Russia, Spain);
городов (Paris, Moscow);
площадей (Red Square, Trafalgar Square);
улиц (Broadway, Tverskaya Street);
парков (Hyde Park);
месяцев (February);
дней недели (Friday);
употребление неопределённого артикля в некоторых структурах (in a hurry, in a quiet voice, in a sad voice);
отсутствие артиклей в некоторых сочетаниях (to go to bed, to go to school, to go to church, to go to hospital, to be in hospital, to go to work, to be in town, to be out of town).
2. Имя прилагательное
обобщение данных по образованию степеней сравнения прилагательных, включая формы:
good — better — best;
bad — worse — worst;
little — less — least;
many/much — more — most;
образование двух рядов степеней сравнения у некоторых прилагательных (old — older/elder — oldest/eldest);
much (сочетания с неисчисляемыми именами существительными обычно в отрицательных и вопросительных предложениях);
many (сочетания с исчисляемыми именами существительными также обычно в отрицательных и вопросительных предложениях);
a lot of, lots of (сочетания с любыми субстантивами предпочтительно в утвердительных предложениях);
особенности функционирования единиц little/few, a little/ a few.
3. Местоимение
особенности использования неопределённых местоимений some и any в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях.
4. Имя числительное
количественные числительные от 200 до 1 000 000;
порядковые числительные от 200 до 1 000 000.
5. Глагол
временные формы Present Perfect (resultative) в утвердительных и отрицательных предложениях, вопросах разных типов. Знакомство с маркерами этого времени (already, just, ever, never, yet), их место в предложении;
использование глаголов to be, to know, to have для обозначения действия, которое началось в прошлом и продолжается в момент речи (I have been here for three days. We have known each other since 1998.); предлоги since и for как показатели этого времени в подобных предложениях;
сопоставление структур have been to и have gone to в предложениях, используемых в Present Perfect;
сопоставление времён Past Simple и Present Perfect;
оборот to be going to для выражения действия в будущем;
модальный глагол must и его эквивалент to have to;
модальный глагол can и его эквивалент to be able to.
II. Синтаксис
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, дополнительными и обстоятельственными; придаточные предложения времени, места и образа действия.
Общие, альтернативные, разделительные и специальные вопросы в Present Simple, Present Progressive, Present Perfect, Future Simple, Past Simple; вопросительные и союзные слова (who, whom, what, which, whose, where, when, why, how, how well, how long, how often, how much, how many).
Социокультурная осведомлённость
В процессе обучения английскому языку в II—IV классах учащиеся знакомятся:
с основными сведениями о Великобритании и США: исторически сложившиеся части страны и их символы, столицы, крупные города, достопримечательности, политический строй, отдельные страницы истории;
с особенностями быта британцев/американцев, касающимися их жилища, еды, праздников, досуга;
с элементами детского фольклора, героями сказок и литературных произведений, некоторыми популярными песнями, пословицами и поговорками, считалками;
с известными людьми, членами королевской семьи, историческими личностями.
В рамках социолингвистической составляющей учащиеся овладевают:
речевым этикетом во время приветствия и прощания, правильным употреблением слов Mr,Mrs, Ms, Miss, Sir, основными правилами и речевыми формулами вежливости;
правилами заполнения различных форм и анкет, порядком следования имён и фамилий, правильным обозначением дат, различными способами обозначения времени суток;
правилами употребления местоимений при обозначении животных и особенностями употребления местоимения you;
некоторыми типичными сокращениями;
способностью понимать семантику и употребление некоторых английских и русских эквивалентов (дом — house/home, много — much, many, a lot, завтрак — breakfast/lunch, обед — lunch/dinner, ужин — dinner/supper/tea);
правилом смягчения отрицательных характеристик в английском языке.
Общеучебные и специальные учебные умения
Особое внимание уделяется работе по овладению общеучебными действиями (универсальные учебные действия)и специальными учебными умениями.
совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
учатся внимательно слушать учителя и реагировать на его реплики в быстром темпе в процессе фронтальной работы группы;
учатся работать в парах;
учатся работать в малой группе;
учатся находить нужные разделы учебника и рабочей тетради по принятым в них значкам;
учатся планировать и осуществлять проектную деятельность;
учатся участвовать в разнообразных играх, направленных на овладение языковым и речевым материалом;
учатся инсценировать диалог с использованием элементарного реквизита и элементов костюма для создания речевой ситуации;
учатся использовать вербальные и иллюстративные опоры;
учатся быстро ориентироваться в структуре учебника;
учатся работать с рабочей тетрадью в классе и дома.
Уже на первом этапе обучения учащиеся могут овладеть рядом специальных учебных умений, позволяющих им выйти из трудной ситуации, связанной с недостатком языковых средств в процессе устного общения и при чтении и аудировании:
умением вместо неизвестного слова употребить другое знакомое ученику слово, близкое по значению;
умением выражать свою мысль, используя знакомые слова и жесты;
умением обратиться с просьбой повторить сказанное в случае непонимания в процессе межличностного общения;
умением запроса информации о значении незнакомых/забытых слов (What is the English for ...?) для решения речевой задачи говорения;
умением пользоваться двуязычным словарём учебника/книги для чтения (в том числе транскрипцией);
умением пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
умением вести словарь (словарную тетрадь), систематизировать слова, например, по тематическому принципу;
умением делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;
умением опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например артикли;
умением пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для понимания значений лексических единиц (интернациональная лексика; слова, созвучные с родным языком, опора на картинку) при чтении и аудировании;
умением работать со звукозаписью в классе и дома.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ II—IV КЛАССОВ
Процесс обучения по УМК для II—IV классов осуществляется с учётом ведущих дидактических и методических принципов: принципов коммуникативно ориентированной направленности обучения, устного опережения, дифференциации и интеграции обучения, сознательности, активности и индивидуализации, наглядности и посильности, учёта родного языка и др.
Обучение по данным УМК основано на постоянном вовлечении каждого учащегося в устную и письменную коммуникацию с помощью разнообразных мотивированных заданий, привлекательных для младших школьников. Большое внимание уделяется созданию доброжелательного психологического климата на уроках. Создание комфортной атмосферы устраняет так называемый языковой барьер и поощряет коммуникацию.
Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Обучение видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Но наблюдается некоторое устное опережение, так как овладение письменными формами общения (чтение и письмо), связанное с необходимостью формирования техники чтения и техники письма, происходит более медленно.
УМК предлагают широкий выбор тренировочных, проблемных и творческих заданий для создания речевой, интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся, поддержания доброжелательной атмосферы на уроке.
В процессе обучения английскому языку детей младшего школьного возраста огромную роль приобретает игра. Чем больше игр, игровых приёмов, разнообразных средств наглядности(картинок, игрушек, фотографий, пальчиковых кукол, плакатов, муляжей и т. д.) использует учитель, тем интереснее детям учиться, тем прочнее усваивается материал. При выполнении речевых упражнений проводится большое количество соревнований; инсценируются стихи и песни, что благотворно влияет на повышение интереса к английскому языку, помогает лучше запоминать лексико-грамматический материал и развивает фантазию.
Авторы УМК стремятся познакомить учащихся с культурой англоязычных стран, чему способствует большое количество страноведческих текстов и диалогов, близких школьникам по тематике (праздники: Новый год, Рождество, Пасха, День Независимости США, канун Дня всех святых (Halloween), день рождения и т. д.; тексты о наиболее популярных героях английских и американских сказок (Робин-Бобин, Винни-Пух, Братец Кролик, Белоснежка и др.); достопримечательности столиц стран изучаемого языка и т. д.).
УМК «Английский язык» для II—IV классов включают разнообразные материалы для организации внеурочной деятельности учащихся с учётом психологических особенностей школьников младших классов. В учебниках предусматриваются проектные задания, игры на английском языке, а в пособии для учителя предлагаются дополнительные материалы для проведения тематических утренников и праздников.
Языковая компетенция
Работа над фонетикой
Активная работа над фонетикой ведётся во II классе на первом году обучения. В последующих классах идёт тренировка, коррекция и совершенствование произносительных навыков. Учитель организует работу учащихся со звуковым пособием (аудиокурсом) в классе и дома, даёт подробные рекомендации учащимся по работе с аудиотекстами.
Работа над лексикой
Работа над лексикой строится на устном опережении и беспереводно. Семантизация новой лексики осуществляется с помощью показа картинок, действий, использования синонимов, антонимов, контекста. А там, где это возможно, учащиеся используют языковую догадку (интернациональные слова, догадка по известным словообразовательным элементам). Изученная лексика закрепляется с помощью тренировочных упражнений.
Работа над грамматикой
Грамматика отрабатывается сначала на речевых образцах, затем проводится тренировка (со зрительной опорой, а после без неё) и предлагаются творческие упражнения. Ознакомление с новым грамматическим явлением происходит всегда устно. Приступая к чтению, учащиеся вновь встречаются с грамматическим явлением (и повторно «прокручивают» его). Более эффективному обучению грамматике способствуют многочисленные грамматические таблицы и грамматический справочник (учебники для III и IV классов). Использование таблиц позволяет учащимся развивать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и обобщать грамматический материал.
Речевая компетенция
Аудирование
Аудирование выступает как средство обучения (при ознакомлении с новым материалом) и как цель обучения (при проведении уроков аудирования). На первом году обучения учащиеся должны имитировать речь диктора, его интонацию. Начиная с III класса впервые появляются уроки, специально посвящённые аудированию. Тексты, предлагаемые для прослушивания, являются фабульными и постепенно усложняются по лексико-грамматическому наполнению. Тексты для аудирования обязательно предваряются заданиями. Контроль понимания осуществляется вопросно-ответными упражнениями. По мере накопления учащимися опыта подобной работы им предлагаются творческие задания типа «Расскажи сказку, похожую на услышанную», «Придумай окончание» и т. д.
Говорение
Говорение тесно связано с аудированием, чтением и письмом. Говорение выступает в форме диалогического или монологического связного высказывания. Связное высказывание должно быть логичным и последовательным и соответствовать учебной ситуации. Также оно должно быть правильно оформлено с точки зрения языка.
Овладевая устно учебным материалом, учащиеся сначала учатся осуществлять действия внутри одного речевого образца: имитация, подстановка, трансформация, расширение. Затем учатся подключать новый речевой образец к ранее изученному. И наконец, подбирают нужные речевые образцы для самостоятельного высказывания.
Чтение
Чтение — это самостоятельный вид речевой деятельности и средство усвоения лексико-грамматического материала. Тексты для чтения являются главным источником получения информации. При обучении чтению материал постоянно усложняется, а объём читаемого увеличивается.
Чтение в процессе обучения выступает в двух формах: вслух и про себя. Чтение вслух способствует увеличению темпа чтения, закреплению навыков выразительного чтения. При этом особое внимание уделяется интонированию текста.
В процессе чтения вслух учащиеся обучаются элементам анализа: детям сначала предлагается дифференцировать слова по различным признакам (определённым звукам, определённым частям речи, определённой тематике), а затем прочитать их группами.
При работе над текстами предлагается определённая последовательность: а) обязательное предтекстовое задание, связанное с извлечением определённой информации; б) послетекстовые задания, имеющие целью проверить понимание прочитанного.
Большую роль в обучении чтению про себя играют уроки домашнего чтения, которые проводятся на базе книги для чтения. В ней представлены различные тексты (сказки, страноведческий материал, истории, стихи), что расширяет детский кругозор, формирует умение чтения текстов различных жанров, способствует развитию устной речи. Тексты развивают речевую инициативу детей, стимулируют к высказыванию собственного мнения.
Письмо
Значительная часть письменных упражнений направлена на закрепление лексико-грамматического материала. По мере совершенствования навыков письма учащиеся выполняют творческие задания.
Авторы предлагают следующие приёмы обучения письму младших школьников: списывание изолированных слов и целых предложений с различными установками типа: подчеркнуть определённые буквы, буквосочетания, отметить буквы, которые не читаются, и т. д.; организация слов по определённому признаку: по алфавиту, по правилам чтения, по словообразованию и т. д.; написание по памяти; составление и написание предложений, короткого рассказа; диктанты, письменные контрольные работы.
Согласно образовательным и воспитательным целям и интересам младших школьников примерная программа предлагает следующее предметное содержаниеустной и письменной речи:
Знакомство.С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
Я и моя семья.Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки.
Мир моих увлечений.Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.
Я и мои друзья.Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа.Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.
Мир вокруг меня.Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Любимое время года. Погода.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна.Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине
Учебно-тематический план
№ урока п/п
Дата проведения
Содержание программного материала
Количество часов
Знания
(Лексико-грамматический материал)
Домашнее задание
Задания, формирующие УУД
Использование информ-ых технологий
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
1 четверть 18 часов
Цикл 1. «Давайте познакомимся!» - 9 часов
1
Как тебя зовут?
1
РТ №1 с.4
Формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности
Формирование осознанной необходимости нового знания при изучении незнакомого материала
Формирование умения доносить свою позицию до других владея приемами при отработке монологической и диалогической речи
Овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу
Аудиозапись песни What is your name?
2
Как его/ее зовут? Буквы Mm, Nn.
1
My name is…
РТ№1-5 с. 4-5
Аудиозапись песни
3
Как Вас зовут? Буква Ss
1
Буквы Mm, Nn
What is his/her name?
РТ № 3-6 с. 5-6
Аудиозапись песни
4
Я из России (Великобритании, США, Африки)
1
His/her name is…
РТ № 1,2,3 с. 6-7
5
Обучение диалогической речи «Знакомство» Буквы Ll, Ff
1
I am from…
РТ № 3,5,6 с. 8-9
Аудиозапись диалога
6
Откуда ты? (он,она) Буквы Bb, Dd, Pp
1
Транскрипционные знаки изученных букв
РТ № 2,4,5 с. 9
Аудиозапись
7
Обучение диалогической речи Буквы Cc, Tt
1
Ранее изученные буквы
РТ №4,5 с. 10-11
№4 с. 16
Аудиозапись диалога
8
Урок повторения
1
РТ № 1 с. 11
№7,8 с. 18
Аудиозаписи стихотворения
9
Контроль изученного материала
1
Цикл 2. «Семья» - 9 часов
10
Моя семья. Структура I have got a… and you? Буквы Vv, Gg
1
РТ № 2,3,4 с. 12-13
№5 с. 21
Формирование осознания собственного «я» в социуме через обучение говорению, формирование самоопределения в жизненных ценностях
Формирование умения добывать новые знания из различных источников (аудио, видео); формирование умения строить высказывание опираясь на личный опыт, строить сообщения в устой форме.
Формирование умения доносить свою позицию до других, владея приемами при отработке монологической и диалогической речи; умения понимать другие позиции, взгляды и интересы при отработке упражнений «Вопрос-ответ».
Формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию соей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
Аудиозапись песни
11
Неопределенный артикль a/an Структура Have you got a…?
1
I have got a… and you?
РТ № 1-3 с. 13
№2с.22
Аудиозапись
12
Структура I have not got a… Разучивание песни
1
Буквы Hh, Jj
РТ № 3 с. 14
№3 с. 24
Аудиозапись песни
13
Отработка лексических единиц по теме «Семья» Буквы Qq, Kk
1
Разговорные фразы по теме «Семья»
РТ № 2-3 с. 15-16
№6 с.26
14
Отработка лексических единиц по теме «Семья» Разучивание песни-зарядки «Хлопай в ладоши»
1
Изученные буквы и знаки транскрипции
РТ № 1,2 с. 16
№ 3 с. 27
15
Практика в аудировании «Рассказ Мэри» Буквы Rr, Ww
1
Названия англоязычных стран
РТ №3 с. 17
№6 с. 29
Аудиозапись для аудирования
16
Разучивание стихотворения «Моя семья» Буквы Xx, Zz.
1
Разговорные фразы по теме «Семья»
РТ № 2 с. 18
17
Повторение и обобщение изученного материала по теме «Семья»
1
№ 3 с. 34 № 7 с. 35
Аудиозапись для аудирования
18
Проверь себя. Итоговый урок (контроль) по теме «Семья»
2 четверть 14 часов
Цикл 3 «Кем ты хочешь быть?» 6 часов
19
Введение и отработка лексических единиц по теме «Профессии» Правила чтения буквы Aa
1
РТ № 3-4 с. 20
№ 8-9 с. 39
Формирование у учащихся самоопределения, внутренней социальной позиции, действий нравственно-этического характера при изучении темы «Профессии»
Формирование умения делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания при помощи словаря. Формирование умения составлять план и рассказ по картинке.
Формирование навыка у учащихся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (монологическое, диалогическое высказывание)
Формирование у учащихся уровня самооценки, т.е выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Картинки с названиями профессий
20
Знакомство с новыми словами по теме «Профессии» Правила чтения букв Ii, Yy
1
Лексика по теме
№ 8 с. 42-43
РТ № 4,5 с. 21
Картинки с профессиями людей
21
Развитие навыков диалогической речи по теме «Профессии»
1
Лексика по теме
№ 10,11 с. 44-45
РТ № 3 с. 22
22
Введение и тренировка структуры I want to be… I do not want to be …
1
Лексика по теме
№ 8, 10,11с. 47
РТ № 3-5 с. 24
23
Урок аудирования «Письмо Фреда» (51) Правила чтения буквы Oo
1
Лексика и структуры по теме
№10,13 с. 49-50
РТ № 3,5 с. 25
Аудиозапись для аудирования (51)
24
Повторение изученного материала. Практика в чтении
1
Буквы и звуки
Лексика по теме
№ 9 с. 52
РТ № 1,3,4 с. 26-27
25
Формы глагола to be
1
Цикл 4 «Давайте поиграем!» - 8 часов
26
Введение и отработка лексики по теме «Игрушки». Буквосочетания er, th
1
Правила чтения
№ 8,9,10 с. 57
РТ № 1,3,5 с. 29
Формирование ценностно-смысловой ориентации у учащихся( умение соотносить поступки и события, знание моральных норм) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Формирование умения сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия при изучении нового материала и при отработке произносительных навыков учащихся.
Формирование навыка формулировать вопросительные предложения (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) при отработке диалогов.
Формирование навыка определять последовательность высказывания с учетом конечного результата.
Картинки с изображением игрушек
27
Введение и отработка лексики по теме. Разучивание песни «ABC». Буква Uu
1
алфавит
№ 12, 13 с. 60
Рт № 34 с. 30
Аудиозапись с песней ABC (55)
28
Глагол to have got (утвердительная, вопросительная и отрицательная формы) Буквосочетание wh
1
алфавит
№ 12,13 с. 64
РТ № 2, 4 с. 32-33
Грамматическая таблица
29
Множественное число существительных
1
Счет 1-5
№ 8,10 с. 66-67
РТ № 5,6,2 с. 34-36
30
Практика в аудировании текста (60). Буквосочетание ea
1
№9,11,12 с. 69-70
РТ 3 3,4, с. 37
Аудиозапись для аудирования (60)
31
Развитие навыков диалогической речи. Практика в чтении
1
Правила чтения гласных букв и буквосочетаний
№ 9,10 с. 73
РТ № 4,5 с. 39
32
Отработка лексики (игры) в речи. Употребление неопределенного артикля
1
Правила чтения открытый и закрытый слоги
№9,11,12 с. 77-78
РТ № 3 с. 41
Грамматическая таблица
33
Урок повторения и обобщения темы «Давайте поиграем»
1
Лексика и структуры по теме
№ 11, 12 с. 80
РТ № 2,3,4 с. 43-44
Картинки оп теме
34
Резервный урок. Проверь себя
3 четверть – 20 часов
Цикл 5 «Какие у тебя игрушки?» 9 часов
35
Цвет предмета. Буквосочетание a+ll
1
Цифры 1-10
№9, 12 с. 97-98
РТ № 2,3 с. 46
Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу при повторении изученного о материала
Формирование умения подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план при работе с текстом
Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях при отработке упражнения «диалог-распрос»
Умение определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя при анализе допущенных ошибок
Аудиозапись стихотворения (72)
36
Цвет предмета. Буквосочетания ck, ee, ir
1
Названия уже изученных цветов
№9, 11 с. 102-103
РТ №1,3.5 с. 47-49
37
Отработка структур I have got… Is it…? Are they…? Отработка навыков чтения
1
Цвет предмета
№ 8,10 с. 107
РТ №1.2,3 с. 50
38
Развитие навыков диалогической речи. Практика в чтении.
1
Лексика по теме
№ 9,10,11с. 110-111
РТ №1.2.3. с. 51-52
Аудиозапись песни «Цвета» (78)
39
Развитие навыков монологической речи по теме. Отработка стихотворения “Names”.
1
Правила чтения
№ 10,11,12 с. 113-114
РТ №1,3,4 с. 54-55.
Аудиозапись стихотворения (81)
40
Введение новых лексических единиц по теме
1
Лексика по теме
№8,9,10 с. 117
РТ №1,3,4 с. 55-57
41
Отработка структуры Give me…please. Тренировка диалогической речи
1
Лексика по теме
№ 10,13 с. 120-121
РТ №1,2,3, с. 55-56
Аудиозапись с диалогом (85)
42
Урок повторения изученного материала
1
№ 10,12 с. 123-124
РТ № 2,3 с.. 60
43
Контроль усвоения изученного материала
1
Цикл 6 «Где твои игрушки?» 11 часов
44
Отработка структуры Where is /Where are? Практика в чтении
1
Правила чтения, лексика по теме
№ 8,10 с. 129-130
РТ № 1,2 с. 61-61
Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута
Формирование умения ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы при на изучения данного раздела.
Умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом при отработке упражнений в группах
Умение определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя при повторении изученного материала
Иллюстрации игрушек
45
Предлоги места in, on, under, near Отработка техники чтения
1
Лексика по теме
№ 8,9,10 с. 133-134
РТ№ 1,2.4 c. 65-67
46
Развитие навыков монологической речи (подготовка высказывания по теме)
1
Лексика, предлоги места
№ 5,11 с. 136-137
РТ № 1-4 с. 68-69
47
Описание картинки Практика в чтении
1
Лексика по теме, правила чтения
№9,11 с. 141
РТ № 1.2,4 с. 70-71
Иллюстрации для описания
48
Модальный глагол can Развитие навыков диалогической речи
1
№ 9,12,13 с. 144-145
РТ №1,2.3 с. 72
Аудиозапись диалога (96)
49
Вопросительная форма модального глагола can
1
Утвердительная и отрицательная формы глагола can
№11.12 с. 149
РТ № 1-4 с. 75-76
50
Урок обобщения и повторения изученного материала по теме «Игрушки»
2
№9,12,13 с .151-152
РТ № 1,2,3,4 с. 77-78
51
Контроль знаний по теме «Игрушки»
1
52
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
1
53
Резервный урок
4 четверть – 16 часов
Цикл 7 «Игры и спорт» 8 часов
54
Введение и отработка новых лексических единиц
1
Модальный глагол can
№8.9,12 с. 167-168
РТ №1,2,4 с. 80-81
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Формирование умения сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие при изучении нового материла и при отработке упражнения «дополни цепочку»
Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить при работе с диалогами и монологами.
Умение осуществлять действия по реализации плана при работе со схемам
Видео презентация по теме
55
Обучение аудированию (рассказ Данни). Отработка навыков диалогической речи
1
Лексика по теме
№11,13,14 с. 172-173
РТ №1,2, с. 82-83
Аудиозапись для аудирования (107)
56
Введение и отработка новых лексических единиц в речи. Совершенствование навыков чтения
1
Лексика по теме
№11,12,13 с. 176
РТ № 1,2.4 с. 85-86
57
Развитие навыков диалогической речи. Отработка техники чтения
1
Лексика по теме
№9,11 с. 180
Рт №1.2,4 с. 87-88
58
Зимние виды спорта
1
Глаголы can, like
№ 7,10.11 с. 183-185
РТ № 1,3,с. 89-90
Видео презентация по теме
59
Глаголы 3 лица, ед. числа Практика в монологической речи
1
№8,11,12 с. 188-189
РТ №1.3.4 с. 91-92
60
Урок повторения и обобщения темы «Игры и спорт»
1
№7,9 с. 193
РТ №2,3 с. 93-94
61
Контроль знаний по теме «Спорт и Игры»
Чтение сказок 8 часов
62
Чтение сказки “The little red Hen”
1
№3 c. 200
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Формирование умения анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты при работе с текстом
Умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки при составлении вопросника
Умение корректировать выполнение задания в дальнейшем при изучении нового материала
63
Обсуждение сказки “The little red Hen”
1
С.198 отрывок (техника чтения)
64
Чтение сказки “Why rabbits have got long ears”
С. 204 отрывок (техника чтения)
65
Обсуждение сказки “Why rabbits have got long ears”
66
Урок «Проверь себя»
67
Обобщающий урок
68
Итоговый урок
Система диагностики.
Виды контроля знаний:
текущий, промежуточный и итоговый.
Формы контроля: Устный опрос (от 5 до 25 мин.), контрольный работа по четырём видам речевой деятельности (от 20 до 40 мин), тестирование, практикумы, проверка домашнего задания, контрольные срезы, словарные диктанты (от 3 до 7 мин), тесты (от 5 до 30 мин.), викторины, контрольно-административные задания. Основные приёмы контроля отражены в УМК и реализуются в процессе обучения. Акцент делается на контроль целевых видов речевой деятельности, что соответствует современным тенденциям, предполагающим усиление коммуникативного подхода к обучению иностранному языку.
Контроль на данном этапе осуществляется различными способами: аудированием, грамматическими тестами, зачётами по устным темам. По материалам четверти могут быть подготовлены проекты, позволяющие интегрировать такие виды речевой деятельности как письмо, чтение, говорение (уровень репродукции). Качество решения коммуникативной задачи становится главным критерием в оценке речевых умений.
Система оценки достижений учащихся.
Критерии оценивания говорения.
Монологическая форма
«5» - Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры используются уместно. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 5 фраз.
«4» - Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Учащийся допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не препятствуют пониманию его речи. Речь понятна, учащийся не допускает фонематических ошибок. Объём высказывания не менее 5 фраз.
«3» - Учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда логично, имеются повторы. Допускаются лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь в целом понятна, учащийся в основном соблюдает правильную интонацию. Объём высказывания – менее 5 фраз.
«2» - Коммуникативная задача не выполнена. Допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок.
Диалогическая форма
«5» - Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей; демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 3-4 реплик с каждой стороны.
«4» - Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Учащийся в целом демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Могут допускаться некоторые лексико-грамматические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, в основном соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 3-4 реплик с каждой стороны.
«3» - Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Однако учащийся не стремится поддерживать беседу. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Фонематические, лексические и грамматические ошибки не затрудняют общение. Но встречаются нарушения в использовании лексики. Допускаются отдельные грубые грамматические ошибки. Объём высказывания – менее 4 реплик с каждой стороны.
«2» - Коммуникативная задача не выполнена. Учащийся не умеет строить диалогическое общение, не может поддержать беседу. Используется крайне ограниченный словарный запас, допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Большое количество фонематических ошибок.