kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа. «Обновление содержания и методики обучения учебных предметов в основной школе при переходе на ФГОС. Английский язык.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Реализация стандартов второго поколения в школах России: проблемы и перспективы………………………………………………………………………….4
  2. Цели и задачи учебного предмета «английский язык» в свете ФГОС………….7
  3. Формирование универсальных учебных действий (УУД) – составляющая успешности  школьника……………………………………………………………10
  4. Оценка и контроль при ФГОС…………………………………………………….12
  5. Технологическая  карта урока…………………………………………………….15
  6. Внеурочная деятельность………………………………………………………….25

Заключение…………………………………………………………………………….27.

Использованные источники……………………………………………………….28

Приложение  (Календарно-тематическое планирование для 5х классов по учебнику  М.З.Биболетовой «Английский с удовольствием» с учётом требований федеральных стандартов)……………………………………………………………

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа. «Обновление содержания и методики обучения учебных предметов в основной школе при переходе на ФГОС. Английский язык.» »


Проектная работа

по теме


«Обновление содержания и методики обучения учебных предметов в основной школе при переходе

на ФГОС. Английский язык.»





Работу выполнила

учитель английского языка

МАОУ «Лицей №78 им.А.С.Пушкина»

Шайдуллина Ландыш Миннафиковна





Казань, 2012г.




Содержание




Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Реализация стандартов второго поколения в школах России: проблемы и перспективы…………………………………………………………………………..4

  2. Цели и задачи учебного предмета «английский язык» в свете ФГОС…………....7

  3. Формирование универсальных учебных действий (УУД) – составляющая успешности школьника……………………………………………………………10

  4. Оценка и контроль при ФГОС……………………………………………………..12

  5. Технологическая карта урока……………………………………………………...15

  6. Внеурочная деятельность…………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………………..27.

Использованные источники………………………………………………………......28

Приложение (Календарно-тематическое планирование для 5х классов по учебнику М.З.Биболетовой «Английский с удовольствием» с учётом требований федеральных стандартов)……………………………………………………………














2


Введение


В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия. И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ставят задачу ориентации системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Выделяются:

личностные результаты - это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д;

метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;

предметные - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

3


Внеурочная деятельность



В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета.

Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

Актуальность внеурочной деятельности состоит в том,что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. 

Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

Идея ФГОС заключается в том, чтобы сделать внеурочную деятельность по иностранному языку продолжением урочной.

Тем самым, единое образовательное пространство урочной и внеурочной деятельности восполнит недостаток возможностей учителя, ограниченного рамками программного материала и 45 минутами учебного времени, за счет использования новых и уже известных форм внеучебной деятельности.

В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное,

военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность).

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.



25

Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.

- Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий.

- Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на английском, немецком, французском и др. языках).

- Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка – волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально значимых проектов.

Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку – это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока. Для решения данной задачи могут быть использованы ресурсы учебно-исследовательской, проектной деятельности, ориентированной на личность ученика, совместную деятельность и сотрудничество субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

• исследовательская практика обучающихся по иностранному языку;

• образовательные культуроведческие экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.


26

• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение иностранного языка, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности по иностранному языку, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с носителями иностранного языка, представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других школ;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по иностранным языкам, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе.

Программы внеурочной деятельности могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Наиболее эффективной формой организации занятий является групповая работа, т.к. работа проводится в небольшой группе (10-15 человек) и во время занятия учитель успевает поработать с каждым и, в то же время, есть возможность реализовать такие виды работы как: викторина, соревнование, чтение по ролям, инсценировка и др.














27

Формирование универсальных учебных действий (УУД) – составляющая успешности школьника



За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса:

- подготовки учащихся к реальной жизни,

- готовности к тому, чтобы занять активную позицию,

- успешно решать жизненные задачи,

- уметь сотрудничать и работать в группе,

- быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Поэтому уже с этого, 2011-2012 учебного года, учителям первых классов пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).



10


Универсальные учебные действия (УУД) – способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного обретения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (http://standart.edu.ru).

Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.



11

Технологическая карта урока




Согласно ФГОС, учителя, планируя своё занятие, готовят не план-конспект урока, а технологическую карту. В чём же разница? План урока – плоскостное выражение его замысла, а технологическая карта – объемное.

План-конспект урока строится на требованиях программ, содержании учебника, определен его логикой. Обычно при определении в конспекте урока знаний, формируемых и развиваемых на нем, мы фактически подбираем учеников под содержание в зоне ближайшего развития.

Технологическая карта идет от ученика, мы подбираем формы деятельности для каждого из них в зоне актуального развития. Это реализует функцию проектирования индивидуального интеллектуального развития, ученик - активный участник образовательного процесса.

В технологической карте урока чётко прописываются тема раздела, тема урока, цель темы, планируемые результаты (предметные умения и УУД), указываются этапы урока : мотивационный, ориентировочный, исполнительский, контрольный и рефлексивный.

На каждом этапе прописывается, какая деятельность обучающихся реализуется: познавательная, коммуникативная и регулятивная.




















15

Цели и задачи учебного предмета «английский язык» в свете ФГОС



За последнее время изменился и статус предмета «Иностранный язык» в российском обществе, цели, задачи, содержание и технологии практического обучения иностранному языку в школе. Для современных школьников английский язык является не просто одним из школьных предметов, а средством самореализации, условием успеха в реальной жизни.

Ведущая цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества как интегративного целого, имеющего воздействие на личность обучающегося, сводится к следующему - активизировать готовность, способности и личностные качества обучающегося, позволяющие ему самостоятельно осуществлять различные виды речемыслительной деятельности в условиях социального взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоциумов и их культурой, иного языкового образа мира.

Специфика предмета «Иностранный язык» предопределена тем, что основным компонентом его содержания являются не столько система знаний, сколько умения и навыки иноязычной коммуникативной компетенции, при формировании которых должна быть реализована следующая цепочка: «первичное умение – речевой навык + новый опыт и знания – вторичное речевое умение». Следовательно, иноязычное общение, начиная уже с первых ступеней обучения в школе, должно стать и целью, и средством иноязычного образования.

Учитывая тот факт, что иностранный язык – это деятельностный предмет, ориентированный на формирование и развитие языковой и речевой компетенции обучаемых, в современной отечественной теории и практике обучения иностранным языкам прочно утвердились деятельностный (системно-деятельностный в свете формулировки ФГОС нового поколения) и личностно-ориентированный подходы. Одними из основных положений данных подходов является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни.

В контексте данных подходов выделяется концепция автономии учащихся и автономного самоуправления (learner autonomy and autonomous/self-directed learning), получившая широкое признание в практике зарубежной системы образования, и, в силу наметившихся преобразований, актуальная на сегодняшний день для отечественного образования.

Основная идея данной концепции заключается в формировании и развитии у обучаемых готовности и способности к самостоятельной учебной деятельности по овладению языком, умений управлять данной деятельностью, быть ответственным за нее как в конкретной учебной ситуации, так и при дальнейшем непрерывном изучении языка.



7


Исходное определение автономии учащихся и автономного обучения в области иностранных языков было предложено Х. Холеком. Автономия определяется им как «умение брать на себя ответственность за свою учебную

деятельность, включая все компоненты этой деятельности, а именно: установление целей, определение содержания и последовательности, выбор используемых методов и приемов, оценка полученного результата». Процесс формирования и развития у школьников навыков автономии по иностранному языку предполагает целенаправленный процесс организации учебной деятельности при соблюдении следующих условий для его реализации:

1) психологическую готовность и желание учителя и учащихся ;

2) способность учителя создать условия для автономного учения и корректное определение своей роли в данном процессе;

3) рефлексивную деятельность учеников;

4) разноуровневое обучение,

5)ознакомление учащихся с доступными ему стратегиями самостоятельного изучения языка;

6) отбор необходимого учебно-методического материала для обеспечения полноценной самостоятельной работы;

7) разработку технологии самоконтроля и самооценки уровня владения языком;

8) способность учащихся действовать в соответствии с собственными внутренними мотивами и целями;

9) повышение ответственности учеников за результаты своей учебной деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ставят задачу ориентации системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Выделяются:

личностные результаты - это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д;

метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;

предметные - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.



8

Иностранный язык – это деятельностный предмет. Необходимые речевые умения и навыки формируются в ходе речевой практики – иноязычного общения. Именно в речевой практике формируются коммуникативные умения и навыки, вырабатывается умение вступать в контакт и взаимдействовать с партнером в ходе решения коммуникативных задач и в проектной деятельности, которая давно вошла в практику преподавания иностранного языка: будь то проект школы будущего, создание кулинарной книги с национальными рецептами, разработка наиболее интересной экскурсии по родному городу или поиск способов создания приюта для бездомных животных.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущие этим особенностям формы деятельности.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Стандарты выделяют результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ - это способность к решению учебно – практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах, умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности,обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений,умения оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций,ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально – личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.),

характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.),

индивидуально – психологические характеристики личности.



9

Реализация стандартов второго поколения в школах России: проблемы и перспективы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, обращает внимание на то, что Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития.

При этом результатом образования становятся не столько сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Другими словами, новая школа формирует у школьника целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.

В современной школе учащиеся начальных классов уже перешли на обучение по новым стандартам – федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО), со следующего – 2012/2013 учебного года- в 20-ти общеобразовательных учреждениях Республики Карелия с пятого класса учителя начнут обучение детей по новым стандартам – федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО). В основной школе массовый переход запланирован на 2015 год, в старшей - на 2020 год. Поэтапный переход будет осуществляться по мере готовности школ.

Так в соответствии с требованиями ФГОС ООО личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;






4

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов

России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. («Требования к результатам освоения образовательных программ»).

Именно постановка и реализация воспитательных целей вызывают наибольшие опасения и сложности. Логично возникает вопрос: почему?

Прежде всего, это обусловлено следующими актуальными противоречиями, сложившимися в системе образования:

  • между необходимостью достигать личностные результаты и отсутствием персонифицированной оценки;

  • между сущностным различием «обучения» и «образования» и фактическим игнорированием этого факта:

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, развития творческих способностей и нравственных этических взглядов.



5

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижением

гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней;

  • между острой необходимостью духовного развития учащихся и существующим перекосом в сторону учебных целей;

  • между необходимостью достигать новые образовательные результаты и приверженностью к традиционной технологии.

Основными результатами данных противоречий по статистическим данным являются следующие:

1. 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы;

2. у 70% молодых людей отсутствует чувство патриотизма;

3.90 % выпускников покидают школы с различными заболеваниями (рост заболеваемости: новообразования – на 26%, болезни крови – на 32 %, нервная система – на 12%, система кровообращения - на 10% и т.д.);

4.более 40% школьников употребляет алкоголь, 81% - табачные изделия, Россия занимает 1 место в мире по употреблению героина и большинство наркоманов - подростки;

5. низкий уровень доверия и социальной солидарности ( тотальное недоверие друг к другу в обществе;

6. 70% считают, что интересы власти и общества не совпадают;

7. 84% придерживаются мнения, что большинство политиков занимаются политикой ради личной выгоды);

8. эмоциональное стояние российского общества также вызывает опасения (по ощущению счастья Россия занимает последнее место в Европе);

9. кризис семьи.

Одним из путей решения проблем духовно-нравственного развития учащихся является уход от подхода учрежденческого (когда единственным и основным институтом образования является образовательное учреждение) к созданию социализирующего пространства, формирующего социальную инфраструктуру детства, интеграции усилий различных институтов.

Впервые ФГОС представлен как социальная конвенциальная норма, как общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Как общественный договор ФГОС основан на принципе взаимного согласия между партнерами договора в формировании и реализации политики в области образования, что в свою очередь подразумевает взятие взаимных обязательств, их солидарной ответственности за результаты образования.

Также данный статус ФГОС обеспечивает возможность его реализации в системе социально-педагогического партнерства, т.е. образовательное пространство как совокупность институтов социализации (образование, семья, конфессия, СМИ), определяющих духовно-нравственное развитие молодого поколения и динамичное развитие российского общества.



6

Оценка и контроль предметных знаний при ФГОС




Контроль уровня владения иноязычными навыками и уме­ниями является неотъемлемой частью процесса обучения ино­странным языкам в школе. От правильной организации контро­ля зависит качество урока в целом и уровень обученности учащихся иначе говоря, уровень сформированности коммуникативных компетенций).

При рассмотрении вопросов организации контроля мы должны прежде всего различать контроль, слитый с обучением, и контроль, отделённый от обучения, - контроль, как особую задачу урока. Первый вид контроля используется как при выполнении подготовительных, так и при выполнении речевых упражнений, второй вид - только для контроля речевых умений.
При обучении иностранному языку могут использоваться как устная, так и письменная формы контроля, однако предпочтение должно отдаваться устным формам.
В обучении языку и в контроле, слитом с обучением, наиболее целесообразны фронтальные формы работы, при проверке же умений в устной речи, чтении и письме необходимы индивидуальные формы . Индивидуальный контроль в этих случаях должен комбинироваться с фронтальным. Устранить недостатки индивидуального контроля при проверке устной речи помогает использование технических средств.
Контроль будет осуществляться на должном уровне только в том случае, если будут выполнены такие требования, как регулярность, всесторонность, дифференцированность, объективность и, конечно же, соблюдение воспитательного воздействия контроля .
Методика преподавания иностранных языков располагает значительным теоретическим багажом и практическим опытом в организации контроля . Современные тенденции учебных программ предполагают усиление коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам . Поэтому теперь контроль чаще рассматривается под углом зрения направленности внимания учащихся на чисто контролирующую или обучающую его функцию, на смысловую сторону речи или на её "строительный материал". Поэтому содержание и организацию контроля речевых умений рассматривают в тесном единстве с контролем их материальной основы, т. е. языкового материала .
Такой ракурс помогает учителю органично включить контроль в урок , ориентируясь на новые нормы оценок, а это в свою очередь будет способствовать повышению эффективности обучения иностранному языку в целом.





12

Функции контроля.
1.Функция обратной связи
Функцию контроля, заключающуюся в получении информации об уровне подготовки учащихся, можно назвать функцией обратной связи .
Функция обратной связи чрезвычайно важна : она позволяет учителю управлять учебным процессом, действовать осмысленно и систематически обеспечивать учащихся подкреплением.

2.Стимулирующая функция.
Нельзя забывать и другую важную роль, которую играет контроль. Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной, к зачёту, к экзамену.

Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Сказанное позволяет говорить ещё об одной функции контроля :стимулирующей .

3.Обучающая функция.

Одной из важных функций контроля является обучающая функция. Это значит, что контроль своими средствами, и в первую очередь контрольными заданиями, должен способствовать реализации задач обучения. Задания и материал любого упражнения могут использоваться как для обучения, так и для контроля. Особенно ярко это проявляется в рецептивных видах речевой деятельности — в чтении и аудировании. Задания, используемые для проверки понимания прочитанного или прослушанного текста, способствуют также формированию коммуникативных умений извлекать информацию из текста, т. е. выполняют функцию обучения.

4.Управленческая функция.

Обучающая функция тесно связана с управленческой функцией. Эта функция позволяет не только корректировать действия учащегося, но и вносить изменения в структуру и содержание учебного процесса, корректировать образовательную программу, учебные планы. Если обучающая и управленческая функции успешно взаимодействуют, то происходит более прочное усвоение знаний, умений и навыков, а также повышается культура умственной деятельности обучаемых.

5.Диагностическая функция.

Следующей функцией контроля является диагностическая, которая позволяет определить уровень владения обучаемыми иноязычными знаниями, умениями и навыками на конкретном этапе обучения. Диагностика позволяет не только выявить пробелы в подготовке учащихся, но и установить причины пробелов, получить информацию о характере трудностей, возникших у учеников. Производя диагностику обученности, можно строить дальнейшую работу в зависимости от ее результатов, осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

6.Оценочная функция.

С одной стороны, оценивается процесс деятельности, выносится суждение о качестве ее протекания, о степени активности или неактивности обучаемых. С другой стороны, оцениваются результаты деятельности как учителя, так и обучающихся.



13

Оценивание, а именно сама оценка, может внутренне стимулировать обучаемых к их учебной деятельности.

Таким образом, мотивация учебно-познавательной деятельности определяется оценочной функцией контроля, что необходимо учитывать при его организации и проведении.

7.Воспитывающая и развивающая функции.

Одними из важнейших функций контроля являются воспитывающая и развивающая функции. Помимо установления фактического уровня усвоения материала, контроль развивает такие качества личности, как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, критическое мышление, самообладание. Контроль развивает также память, внимание, восприятие и т. д. Воспитывающая функция контроля в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.).

Самыми современными и все больше используемыми видами контроля в настоящее время является тестирование и компьютерное тестирование.

Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей и методистов, так как в нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения .























14



Заключение



Цель российского образования XXI века - не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Поэтому в основу образования положены идеи развития личности школьника.

Впервые за последние 20 лет в качестве ключевых задач выступают задачи духовно-нравственного воспитания российских школьников: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, представляющее собой систему воспитания базовых национальных ценностей. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Соответственно, образовательный процесс должен выступать в тесной взаимосвязи с воспитательным процессом, гармонично в него интегрироваться.

Обучение иностранному языку сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической). Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией, музыкой, ИЗО и т. д.).

Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.








27


Использованные источники





Литература:


1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.

4. Примерные программы по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.

5. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.,

6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного, среднего общего образования (ФГОС )

8. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения» /А.Г Асмолов, Г.В. Бурменская И.А., Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010.

9.Формирование универсальных учебных действий в основной школе (под редакцией А.Г.Асмолова). – М.: Просвещение, 2010

10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М. Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 215с. – (Стандарты второго поколения).

11. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина



Интернет-ресурсы:


http://standart.edu.ru

www.school.edu.ru

http://www.englishatschool.ru/

http://iyazyki.ru




28

Приложение

(Календарно-тематическое планирование для 5х классов по учебнику М.З.Биболетовой «Английский с удовольствием» с учётом требований федеральных стандартов)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шайдуллина Ландыш Миннафиковна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176626


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства