Программа по английскому языку "HAPPY START" (для детей 4 – 7 лет)
Программа по английскому языку "HAPPY START" (для детей 4 – 7 лет)
Авторская образовательная программа “Happy Start” по английскому языку для детей дошкольного возраста (4–7 лет) направлена на формирование элементарной англоязычной коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. Программа содержит пояснительную записку, уровни владения английским языком, распределение материала по годам обучения, критерии оценивания. Программа может использоваться в группах приоритетного направления (английский язык) и в группах общеобразовательного типа.
Для преподавателей английского языка в дошкольных учреждениях, студентов и преподавателей педагогических учебных учреждений, которые ведут подготовку педагогов к раннему обучению английскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Протокол заседания Ученого совета Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования
__ _______ 20___ №_____
УТВЕРДЖЕНО
Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
__ _______ 20___ №_____
Программа по английскому языку
HAPPYSTART
(для детей 4 – 7 лет)
ДОНЕЦК – 2016
«Одобрено к использованию
в образовательных организациях»
комиссией _________________________
______________________________________
Министерства образования и науки ДНР
Протокол № _____________________
Рецензенты:
Дихтярюк Нина Алексеевна,методист методического центра управления образования администрации города Макеевки
Соловцева Анна Эдуардовна,заведующий Макеевским дошкольным образовательным учреждением № 7
Составители:
Цветова Марина Валериевна, преподаватель английского языка Макеевского дошкольного образовательного учреждения № 7, специалист I категории
Фомина Елена Георгиевна, воспитатель-методист Макеевского дошкольного образовательного учреждения № 7, специалист высшей категории, звание «Старший воспитатель»
Авторская образовательная программа “Happy Start” по английскому языку для детей дошкольного возраста (4–7 лет) направлена на формирование элементарной англоязычной коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. Программа содержит пояснительную записку, уровни владения английским языком, распределение материала по годам обучения, критерии оценивания. Программа может использоваться в группах приоритетного направления (английский язык) и в группах общеобразовательного типа.
Для преподавателей английского языка в дошкольных учреждениях, студентов и преподавателей педагогических учебных учреждений, которые ведут подготовку педагогов к раннему обучению английскому языку.
Авторы (составители)
Цветова Марина Валериевна, преподаватель английского языка Макеевского дошкольного образовательного учреждения № 7, специалист I категории
Фомина Елена Георгиевна, воспитатель-методист Макеевского дошкольного образовательного учреждения № 7, специалист высшей категории, звание «Старший воспитатель»
Рецензенты:
Дихтярюк Нина Алексеевна,методист методического центра управления образования администрации города Макеевки
Соловцева Анна Эдуардовна,заведующий Макеевским дошкольным образовательным учреждением № 7
Утверждено педагогическим советом учреждения
(протокол № 2 от “01” декабря 2015 г.)
Заведующий МДОУ № 7 _______________ А.Э. Соловцева
Авторская образовательная программа по английскому языку для детей дошкольного возраста «Happy Start» разработана на основании Республиканского образовательного стандарта дошкольного образования, с учётом «Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. и предназначена для использования в дошкольных образовательных учреждениях.
Данная программа базируется на принципах коммуникативного обучения и направлена на формирование положительной познавательной мотивации, воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне. Программа может использоваться в группах приоритетного направления (английский язык) и в группах общеобразовательного типа.
Образовательная область: познавательно-речевая.
Концепция программы– развитие у детей дошкольного возраста языковых, интеллектуальных, познавательных и креативных способностей.
Сроки реализации программы: 3 года.
Контингент детей: 4-7 лет.
Программа обучения иностранному языку не ограничивает автономности и творчества педагога, предполагает наличие у него права на вариативный подбор и распределение учебного материала, на использование коммуникативных технологий, различных форм работы, средств организации деятельности с детьми разного возраста и индивидуального опыта, ориентирована на выполнение личностно-ориентированной модели обучения, совместной работе взрослого с ребенком в условиях дошкольного образовательного учреждения и на начальном звене образования.
Большие социальные изменения, которые произошли в мире в последние десятилетия, привели к значительному расширению международных контактов, и, как следствие, возросла необходимость владения иностранными языками.
Образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации этой задачи поистине уникальны. Возраст от рождения до шести (семи) лет традиционно считается наиболее благоприятным периодом для речевого развития (гибкость речевого аппарата, чувствительность к произношению, восприимчивость к фонетике и интонации речи, восприятие речевых образов отдельно от звуковых комплексов родного языка, непроизвольное запоминание, способность к имитации). Ещё Л.С. Выготский говорил, что «эффективность овладения иностранным языком повышается по мере того, как мы сдвигаем изучение к раннему возрасту. Ребёнок в раннем возрасте в отношении овладения языками имеет преимущество по сравнению с ребёнком более зрелого возраста».
Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте не только развивает индивидуальные речевые способности ребенка, но и создает предпосылки для овладения ими в дальнейшем на других языках, упрощает жизнь в многонациональном государстве и мире, воспитывает толерантное отношение к носителям другой культуры и языку, развивает психические процессы (мышление, память, внимание, волю, чувства), формирует кругозор (через знакомство с языком и культурой другого народа), выполняет связь со школой.
Актуальность программы:знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети смогут применить полученные знания в школе: у них будет накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе и при дальнейшем обучении языку.
Новизна данной программы заключается в создании особых условий для развития коммуникативных способностей дошкольников средствами инновационных технологий (использование проектной технологии, элементов Mind maps, песочной терапии, LEGO-конструирование). Программа основана на современном подходе к организации дошкольного обучения: подачи информации (формирование знаний), совместной деятельности с взрослыми и сверстниками (зона ближайшего развития), самостоятельной деятельности (проявление творчества).
Цели обучения
Программой предусмотрена комплексная реализация практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения. Цели тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, что помогает создать у детей определённые навыки владения английским языком, интегрированные в их общую и игровую деятельность (см. схему 1).
Основные задачи обучения следующие:
вызвать у детей интерес к изучению английского языка и поддерживать этот интерес на протяжении всего периода обучения;
целенаправленно обучать общению на английском языке в рамках коммуникативного минимума, который связан с миром детства;
приобщать ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики;
привлекать речевой опыт общения дошкольников на родным языке для переноса на общение на иностранном и наоборот;
способствовать приобретению детьми элементарных лингвистических знаний с учетом возрастных особенностей;
развивать речевые способности;
стимулировать развитие навыков социальной коммуникации;
формировать опыт практической, познавательной, творческой деятельности;
развивать интеллектуальные, креативные способности с учетом развития эмоциональной сферы;
воспитывать интерес дошкольников к культуре, традициям, обычаям людей, говорящих на другом языке;
воспитывать положительные черты характера, моральные качества, элементарную культуру общения;
формировать ценностное отношение к иноязычной окружающей среде, открытость для контактов, толерантность к непохожей культуре, уважение к ее носителям;
создавать условия для овладения ребенком первичной коммуникацией на иностранном языке;
подготовить детей к дальнейшему изучению английского языка на начальном звене школьного образования.
Принципы обучения
Поставленная цель и задачи определяют построение образовательного процесса по определённым принципам, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей.
Общедидактические принципы направлены на достижение эффективного и воспитывающего обучения, на овладение основами знаний, на формирование умений и навыков:
принцип развивающего обучения, который подразумевает целостное развитие личности ребёнка;
принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребёнка;
принцип целостности содержания образовательного процесса – создание у ребёнка целостного представления о мире;
принцип систематичности, то есть наличие единых линий развития и воспитания;
принцип доступности и соответствия учебного материала анатомо-физиологическому, психическому и интеллектуальному развитию детей;
принцип активности (развитие самостоятельности, творческого отношения к изучению английского языка);
принцип наглядности (на первом плане должна быть языковая наглядность, в качестве же вспомогательных средств могут использоваться сюжетные картинки и их серии, предметы и действия с ними, макеты, видеоматериалы);
принцип прочности (вводимые в память дошкольников слова, структуры должны в ней сохраняться, чтобы они могли извлекать из нее нужные единицы всякий раз, когда возникает необходимость);
принцип дифференциации и интеграции видов речевой деятельности (аудирование и говорение) и языковой подготовки (фонетика, лексика, грамматика) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников;
принцип креативности (создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка);
принцип культуросоответствия.
Программа также учитывает методические принципы построения образовательного процесса при обучении английскому языку детей дошкольного возраста:
принцип коммуникативной направленности (создание условий для речемыслительной активности дошкольников в каждый момент обучения английскому языку);
принцип индивидуализации (личностная ориентация);
принцип учета лексического уровня знаний родного языка и речевого развития детей дошкольного возраста;
принцип обеспечения игрового характера учебной деятельности детей (структура занятий строится на игровой форме, которая способствует произвольному запоминанию и пониманию англоязычного материала);
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса (основывается на структурно-дидактическом комплексе);
принцип поэтапно-концентрированной организации образовательного процесса;
принцип обеспечения воспитательного характера обучения (воспитание у детей уважения и интереса к культуре, традициям и обычаям людей, говорящих на другом языке);
принцип подготовительного характера изучения иностранного языка в дошкольном учреждении для дальнейшего использования и совершенствования на начальном звене школьного образования.
Структура содержания программы
Основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Программой предусмотрена структура формирования англоязычной коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста, представленная в виде схемы (см. схему 2).
Языковая компетенция реализуется через овладение дошкольниками фонетических, лексических и грамматических умений в процессе усвоения ими речевых структур. Активно используется в языке дошкольников лексический материал, фонетический материал же аккумулируется постепенно, совершенствуясь со временем. Грамматический материал формируется в пассиве, то есть на уровне понимания, постепенно переходя на активный уровень применения грамматических конструкций в речевой деятельности.
Речевая компетенция базируется на двух видах компетенции - аудировании и говорении, которые определяются:
перечнем основных речевых функций (поздороваться, попрощаться; представиться, рассказать о себе; расспросить о возрасте, месте жительства; рассказать о семье; назвать предмет, дать команду, выполнить команду другого; попросить что-то дать или выполнить; выразить благодарность; описать кого-то, что-то; выразить свое отношение, спросить об отношении к чему-то; предоставить информацию в рамках темы общения), которые требуют отработки;
структурами речи (моделями), которые отбираются на основе потребностей общения детей в игре;
умением понимать на слух основное содержание аутентичных текстов.
Формирование социокультурной компетенции реализуется через ознакомление дошкольников с культурой англоязычных стран, с национальными особенностями быта и образа жизни их народов; через изучение игр, песен, других форм детского фольклора страны изучаемого языка.
Социальная компетенция предполагает способность детей дошкольного возраста вступать в коммуникативные отношения со сверстниками и взрослыми на уровне своих возрастных возможностей.
Стратегическая компетенция определяется умением выбирать стратегии для решения коммуникативных задач, преодолевать затруднения и барьеры коммуникативного характера, а также умение самостоятельно приобретать и использовать знания, давать оценку своих знаний.
Неотъемлемой частью программы является творческая деятельность дошкольников, которая вводится в занятие с целью выявления и развития творческих способностей детей, мелкой моторики рук, воображения. В ходе творческой деятельности наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребёнка. Каждый вид творческой деятельности эффективен для усвоения специфических групп слов и закрепления в непринуждённой форме изученного в ходе занятия лексического и грамматического материала.
Распределение содержания программного материала на составляющие компоненты достаточно условный, имеет ориентировочный характер.
Формы, методы и приёмы обучения
Программа предусматривает основные формы обучения дошкольников английскому языку, направленные на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков с учётом интересов и возможностей детей дошкольного возраста:
Фронтальная форма обучения даёт возможность работать со всей возрастной группой в одном темпе, с общими задачами. Данная форма используется при проведении занятий в общеобразовательных группах, а также для проведения праздников и развлечений (Новый год и Рождество, Пасха, День рождения и т.д.).
Подгрупповая форма обучения является приоритетной и используется в повседневной учебно-игровой деятельности в группах с приоритетным направлением в обучении (английский язык). Обучение осуществляется в подгруппе, состоящей из 8-12 детей. Распределение детей по подгруппам осуществляется с учётом желаний и интересов детей, по законам психологической совместимости, но не по уровню развития. Такое распределение даёт возможность детям с начальным уровнем усвоения программы стремиться к детям с достаточным уровнем, при этом дети самоутверждаются в своих способностях. Повышается уровень «Я - концепции» у всех детей.
Индивидуально-подгрупповая форма обучения ориентирована на небольшую подгруппу детей (до 5 человек). Эта форма даёт возможность раскрыть запланированную тему, учитывая степень заинтересованности каждого ребёнка, который готов к конкретному виду деятельности. Данная форма может осуществляться в виде совместной деятельности.
Индивидуальная форма обучения предусматривает взаимодействие педагога с одним ребёнком, позволяя реализовывать принцип индивидуального подхода; может иметь опережающий характер или использоваться для коррекции речевых или языковых умений ребёнка. Данная форма используется в группах приоритетного направления (английский язык).
Программа «Happy Start» даёт возможность организовывать обучение английскому языку в группах общеобразовательного типа и в группах с приоритетным направлением в обучении (английский язык). Предложенная система организации обучения ориентировочная и зависит от возможностей дошкольного учреждения.
Система организации обучения
для детей общеобразовательных групп
Формы обучения
Первый год обучения
(4 года жизни)
Второй год обучения
(5 лет жизни)
Третий год обучения
(6 лет жизни)
Периодичность занятий
Подгрупповые
-
1 раз в неделю
1 раз в неделю
Индивидуально-подгрупповые
2 раза в неделю
2 раза в неделю
2 раза в неделю
Индивидуальные
-
-
-
Фронтальные
1 раз в неделю
2 раза в год
2 раза в год
Продолжитель-
ность занятий
Подгрупповые
-
25 минут
30 минут
Индивидуально-подгрупповые
10 минут
10-15 минут
20 минут
Индивидуальные
-
-
-
Фронтальные
20 минут
25 минут
30 минут
Система организации обучения для детей групп
с приоритетным направлением в обучении: английский язык
Формы обучения
Первый год обучения
(4 года жизни)
Второй год обучения
(5 лет жизни)
Третий год обучения
(6 лет жизни)
Периодичность занятий
Подгрупповые
4 раза в неделю
4 раза в неделю
4 раза в неделю
Индивидуально-подгрупповые
-
-
-
Индивидуальные
5 раз в неделю
5 раз в неделю
5 раз в неделю
Фронтальные
1 раз в месяц
1 раз в месяц
1 раз в месяц
Продолжитель-ность занятий
Подгрупповые
20 минут
25 минут
30 минут
Индивидуально-подгрупповые
-
-
-
Индивидуальные
15 минут
15 минут
15 минут
Фронтальные
20 минут
25 минут
30 минут
Программа предусматривает использование различных инновационных методик и технологий при организации каждой формы обучения, а именно:
проектной технологии;
информационно-коммуникативной технологии;
элементов mind maps (интеллект-карт);
песочной терапии и т.д.
Формы обучения направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя.
Организация обучения дошкольников английскому языку предполагает интеграцию методов и приёмов, видов деятельности в образовательном процессе дошкольного учреждения; осуществление личностно-ориентированного подхода; соответствие возрасту детей; учет принципов дошкольного образования и воспитания.
В условиях дошкольного учреждения формой организации обучения является занятие. При обучении английскому языку детей дошкольного возраста целесообразно отказаться от системы однотипных занятий. Программой предусматривается использование структурно-дидактического комплекса для формирования англоязычной компетенции дошкольников, который предполагает чёткую систему изучения части программного содержания темы (подтемы) с помощью взаимосвязанных блоков, каждый из которых имеет свой вид доминирующей деятельности участников учебного процесса.
СДК для групп общеобразовательного типа
продолжительность: месяц
количество занятий: 4-5
Информационный блок
Информационно-репродуктивный блок
Репродуктивный блок
Практический блок
(творческий)
СДК для групп приоритетного направления в обучении
продолжительность: месяц
количество занятий: 16-20
1 неделя
Информационный
блок
Информационно-репродуктивный блок
Репродуктивный блок
Практический блок
2 неделя
Информационный
блок
Информационно-репродуктивный блок
Репродуктивный блок
Практический блок
3 неделя
Информационный
блок
Информационно-репродуктивный блок
Репродуктивный блок
Практический блок
4 неделя
Практико-
творческий блок
(итоговый)
Практико-творческий блок
(итоговый)
Практико-творческий блок
(итоговый)
Блок
контроля
Информационный блок – ознакомление с новым языковым и речевым материалом. Основная форма обучения: занятие.
Информационно-репродуктивный блок – работа над усвоением материала с незначительным введением нового. В этом блоке используются игры рецептивного характера. Форма обучения: занятие+совместная деятельность.
Репродуктивный блок – дальнейшая работа по усвоению и закреплению материала. В этом блоке используются игры рецептивно- репродуктивного характера с целью повторить и активизировать материал предыдущих блоков. Форма обучения: занятие-конкурс, развлечение, занятие с использованием ИКТ.
Практический блок(Практико-творческий блок) проходит в виде сюжетно-ролевой игры, занятия с использованием песочной терапии, LEGO-конструирования, создания интеллект-карты (на усмотрение педагога), где каждый ребёнок может проявить свои знания, умения и навыки.
Блок контроля – проведение диагностики.
По окончанию темы или полугодия проводится итоговое занятие, развлечение, праздник, театрализация с участием родителей и гостей.
Для решения задачи формирования англоязычной компетенции, программа предусматривает модель занятия, в которой взаимосвязано решаются вопросы формирования знаний, умений и навыков всех видов деятельности:
Коммуникативная деятельность. Решение задач формирования у детей навыков восприятия и правильного произношения в разных видах речевой деятельности; активизация лексики детей. Используются диалоги, языковые и речевые игры, упражнения.
Познавательная деятельность. Планирование заданий и пополнение лексического запаса детей; знакомство с новыми грамматическими формами, разучивание стихотворений, песен.
Преобразованная деятельность. Проведение игр, упражнений, нацеленных на закрепление грамматических форм, песен, стихотворений.
Оценочно-контрольная деятельность. Решение задач развития фонематического восприятия и слуха; оценивание успехов.
Развитие и обучение детей английскому языку происходит исключительно в игровой форме, поскольку игра в дошкольном возрасте выступает в качестве естественной среды, окружения ребёнка. Игра является мощным стимулятором речевой и языковой активности, помогает сформировать у детей необходимые речевые умения и навыки, избежать их физической и интеллектуальной перегрузки, способствует усвоению языкового материала. Именно через игру, благодаря игре ребёнок познаёт мир, начинает видеть целостную картину мира, безболезненно входит во взрослую жизнь и проявляет интерес к англоязычной среде.
При обучении детей дошкольного возраста применяются различные виды игр:
подвижные игры (важнейшее средство физического воспитания детей);
сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации занимают особое место в нравственном воспитании ребёнка (развитие чувства солидарности, взаимопомощи, ответственности и т.д.), носят преимущественно коллективный характер;
компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр, поскольку наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач;
дидактические игры способствуют формированию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, обогащению и активизации словаря, развитию связной речи, а также интеллектуальному развитию и развитию творческих способностей детей;
пальчиковые игры нацелены на развитие моторики, что положительно сказывается на становлении речи, необходимо при рисовании, любой игровой и бытовой деятельности детей.
Для решения учебно-воспитательных задач и взаимосвязанной деятельности педагога и детей во время изучения английского языка программой предусмотрены методы и приёмы, которые дают возможность эффективно закладывать фундамент формирования коммуникативной личности ребёнка. Данной программой определены оптимальные методы (см. схему 3), которые организуют процесс обучения таким образом, чтобы каждый ребёнок принимал в нём непосредственное участие и занятия приносили ему удовольствие, радость познания и общения со сверстниками и педагогом.
Каждый из методов используется в зависимости от цели занятия и определяется уровнем сформированности знаний, умений и навыков детей, их речевой активности или пассивности.
Коммуникативный метод обучения детей дошкольного возраста остается ведущим.
Особенности коммуникативного подхода
Язык рассматривается как средство общения. Предпочтение отдается овладению понятиями и функциями.
Основными целями являются коммуникативная компетенция, социальное соответствие и преемственность.
Занятие строится как игровое общение педагога и ребенка, ребенка со сверстниками, и не предусматривает навязывания педагогом комплекса различных языковых упражнений. Оно представляет собой систему определенным образом организованной игровой деятельности, способствующей развитию и воспитанию ребенка, реализации его личного опыта, формированию качеств, необходимых для усвоения минимизированного объема иностранных знаний и умений.
Обучение видам речевой деятельности происходит интегрировано.
Основными методами и приемами является игровая деятельность, включающая сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические (словесные, настольно-печатные, с игрушками и картинками и др.), подвижные, компьютерные, музыкальные игры; подражания, имитация.
Меняется роль педагога в процессе обучения. Педагог способствует общению, помогает детям достичь автономности в определении целей и путей изучения иностранного языка, овладеть языковыми, речевыми и невербальными средствами коммуникации.
Использование родного языка на занятиях обязательно, именно на родном языке организуется игровая деятельность, объясняются задачи, способы их выполнения.
Принципы коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам
Принцип интерактивности
Обучение строится преимущественно на задачах, которые:
моделируют интерактивный характер общения – обязательное участие двух типов коммуникантов – тех, кто производит высказывание и тех, для кого это высказывание предназначено, а также наличие признаков их взаимопонимания;
имеют важную черту коммуникативной ситуации – информационный пробел. Это означает, что коммуниканты обладают различным объемом информации или различными частями одной и той же информации, а это побуждает добывать информацию друг у друга и соответственно ценить друг друга как партнеров по общению и использовать друг друга как ресурс необходимой новой информации;
составляют логически связанные и взаимозависимые комплексы задач.
Принцип мыслительно-речевой активности
Обучение строится преимущественно на задачах, которые:
моделируют познавательно-когнитивные процессы – поиск и отбор информации, ее описание, сравнение;
формируют психолингвистические механизмы мыслительно-речевой деятельности – осмысление, запоминание.
Принцип интеграции
С учетом интегрированного и деятельностного подходов на фоне речевого общения и игровой формы обучения педагог использует элементы:
познавательной деятельности;
двигательной деятельности (физкультминутки, подвижные игры, двигательные упражнения, имитации движений животных или предметов, соревнования в движениях и т.п.);
изобразительного искусства (рисование, лепка по заданию педагога, по собственному замыслу, с последующим отгадыванием изображенного и описанием его);
трудовой деятельности (поручение по самообслуживанию, хозяйственно-бытового труда, труда в природе, дежурство на занятиях, ручной труд, работа с бумагой, ножницами, клеем, тканью, природным материалом и др.);
театрализованной деятельности (драматизации, театрализации с серией предыдущих репетиций);
музыкальной деятельности (пение, танцевальные движения к песням, подвижных игр и др.).
Средством реализации методов являются приёмы обучения (см. схему 4).
Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения обучения по программе «Happy Start»:
способность эффективно использовать иностранный язык в пределах общения со сверстниками, взрослыми;
владение речевыми умениями (аудирование, говорение) на общем базовом уровне;
знание основных простейших грамматических и фонетических закономерностей иностранного языка, которые соответствуют дошкольному возрасту;
умение решать коммуникативные задачи с учетом социокультурных и социолингвистических аспектов изучаемого языка;
способность использовать полученные знания и навыки для дальнейшего обучения в начальных классах и самостоятельной работы с целью самосовершенствования.
Системная работа в течение трёх лет формирует у детей достаточный уровень овладения английским языком. Но, несмотря на индивидуальные особенности развития каждого ребенка, педагог диагностирует знания, умения и навыки детей с целью коррекции и правильного подбора учебного материала и организации занятий.
Контроль и оценка
Методические основы
Оценка считается неотъемлемой и важной составной частью программы. Система оценивания основывается на следующих принципах:
оценивание базируется на методических принципах, определенных данной программой, и имеет коммуникативную направленность и определяет уровень сформированности у детей речевых умений;
система оценивания имеет логическую структуру, характеризуется постепенным усложнением задач на каждом последующем этапе;
система оценивания обеспечивает надежные и адекватные измерители умений и знаний дошкольников и включает текущий, тематический и итоговый контроль;
система оценивания имеет мотивирующий, а не карающий ребенка или педагога характер;
система оценивания постоянно совершенствуется.
Основными видами оценивания успехов детей по изучению английского языка является текущее, тематическое и итоговое оценивание.
В процессе текущего оценивания преобладает функция обратной связи (педагог, получая информацию, делает выводы относительно выбранных им форм, методов и приемов обучения, при необходимости изменяет или оптимизирует их). Текущая оценка осуществляется в течение повседневной учебной деятельности и выполняет поощрительную, стимулирующую и лечебно-корректирующую функции и не требует фиксации. По результатам данного оценивания организуется работа в индивидуальном режиме.
Тематическое оценивание осуществляется после изучения каждой темы программы и позволяет проанализировать и усовершенствовать уровень сформированности навыков иноязычного общения по отдельной теме. Тематическое оценивание базируется на наблюдениях педагога и на результатах диагностических карт.
Итоговое оценивание осуществляется в конце учебного года и отражает степень сформированности навыков общения на иностранном языке. Результаты данного оценивания могут отображаться в мониторинговых таблицах.
Не менее важным является самооценивание. Самооценивание является неотъемлемым умением современного человека в процессе познания и самопознания и альтернативным способом оценки достижений детей. Важнейшей целью самооценивания является повышение детской способности к саморефлексии, что способствует росту самостоятельности в организации процесса обучения (самообучения). Самооценивание фокусируется на таких аспектах: 1 – учебный процесс (ребенок способен оценить, насколько хорошо он учится вообще, на определенном этапе и насколько успешно выполняет индивидуальные задания и достигает поставленных целей); 2 – лингвистическая компетенция (ребенок учится контролировать свой лингвистический багаж и исправлять ошибки).
Одним из самых эффективных инструментов, который помогает развить у ребенка способность к самооценке в иноязычном обучении является языковой портфолио, целью которого является демонстрация результатов обучения и самооценка собственных достижений. (Программа предусматривает авторское языковое портфолио для детей 4-6 лет, изучающих английский язык. Портфолио содержит все темы, рекомендованные данной программой).
Критерии оценивания учебных достижений дошкольников
Анализ сформированности англоязычной коммуникативной компетенции заключается в определении уровня сформированности всех компетенций. При этом речевое развитие является отражением роста навыков коммуникативно-речевого взаимодействия.
Уровень образовательных достижений
Критерии оценивания образовательных достижений детей
Речевая компетенция
Аудирование
Высокий
уровень
Ребенок понимает ключевые слова в изученных лексико-грамматических структурах, узнает изученные общеупотребительные слова с каждой тематики общения, понимает и реагирует на общеупотребительные в диалогическом общении фразы, реагирует на вопросы, которые требуют коротких ответов, реагирует на реплики педагога и других детей, понимает содержание песен и стихов.
Достаточный уровень
Ребенок понимает и реагирует на адресованные приветствия, узнает изученные общеупотребительные слова с каждой тематики общения, реагирует на реплики педагога и других детей. С помощью педагога понимает и реагирует на общеупотребительные в диалогическом общении фразы.
Средний
уровень
Ребенок переспрашивает, допускает ошибки при понимании на слух речи педагога и сверстников, аудиозаписей.
Начальный
уровень
Ребёнок испытывает трудности при понимании на слух речи педагога или сверстников, связанные с тематикой общения. Требует постоянного контроля и помощи со стороны педагога.
Говорение монологическое
Высокий
уровень
Ребенок уместно употребляет речевой материал, называет и показывает предметы, называет качества, числа, самостоятельно (без помощи взрослого) рассказывает стихи, песни. Ребёнок может самостоятельно выразить свои мысли с опорой на наглядность.
Достаточный уровень
Ребенок знает большую часть речевого материала, называет и показывает предметы. Требует незначительной коррекции со стороны педагога.
Средний
уровень
Ребёнок может выразить свои мысли с помощью педагога и с опорой на наглядный материал или пример.
Начальный
уровень
Ребёнок не может связно построить свою речь. С помощью педагога может кратко отвечать на вопросы.
Говорение диалогическое
Высокий
уровень
Ребенок способен вести диалог, отвечать на вопросы, используя речевые ситуации, использовать в речи жесты, мимику, демонстрацию или показ.
Достаточный уровень
Ребенок может осуществлять очень короткие обмены информацией, обращается с вопросом, просьбой, реагирует на реплики педагога и других детей.
Средний
уровень
Ребёнок допускает ошибки во время ведения диалога, требует поддержки и коррекции со стороны педагога. Ребенок может общаться на простом уровне при условии, что собеседник готов повторить медленнее или помочь ему сформулировать то, что он пытается сказать.
Начальный
уровень
Ребёнок не может самостоятельно вести диалог, требует постоянной помощи со стороны педагога.
Языковая компетенция
Фонетика
Высокий
уровень
Ребенок четко и правильно произносит все звуки в разных видах речевой деятельности, использует логическое ударение, правильно интонирует.
Достаточный уровень
Ребенок допускает некоторые ошибки в произношении, использовании логического ударения, интонирования, требует коррекции и поддержки со стороны педагога.
Средний
уровень
Ребенок допускает ошибки в произношении, требует коррекции и проверки со стороны педагога.
Начальный
уровень
Ребенок испытывает трудности в произношении, требует постоянной проверки и коррекции со стороны педагога.
Лексика
Высокий
уровень
Ребенок полностью усвоил лексический материал по всем темам, обладает необходимым объемом лексических единиц и лексических навыков в рамках программы.
Достаточный уровень
Ребенок имеет недостатки в усвоении лексического материала, обладает необходимым объемом лексических единиц и лексических навыков, за исключением небольшого количества программного языкового материала.
Средний
уровень
Ребенок не полностью усвоил лексический материал, имеет недостатки при изучении тем, имеет трудности лексических навыков.
Начальный
уровень
Ребёнок владеет небольшим объемом лексического материала изученных тем, нуждается в постоянной помощи и коррекции со стороны педагога.
Грамматика
Высокий
уровень
Ребенок правильно употребляет в устной речи грамматические структуры, соблюдает правила употребления различных частей речи в предложении.
Достаточный уровень
Ребенок допускает некоторые ошибки при употреблении грамматических структур в речи, требует коррекции со стороны педагога.
Средний
уровень
Ребёнок испытывает трудности в использовании грамматических структур, требует постоянного контроля и коррекции со стороны педагога.
Начальный
уровень
Ребенок не может без помощи педагога правильно употреблять грамматические структуры, не соблюдает правил употребления различных частей речи в предложении, нуждается в постоянной помощи, контроля и коррекции со стороны педагога.
Социокультурная компетенция
Страноведческий аспект
Высокий
уровень
Ребенок имеет повышенный интерес к страноведению; владеет знаниями культуры страны, язык которой изучает; использует в повседневной жизни дополнительный материал различных форм детского фольклора.
Достаточный уровень
Ребенок имеет устойчивый интерес и владеет знаниями культуры, традиций, обычаев людей, говорящих на другом языке; знает и использует в повседневной жизни различные формы детского фольклора в рамках учебного материала.
Средний
уровень
Ребёнок имеет переменчивый интерес и владеет знаниями культуры, традиций, обычаев людей, но требует многократного повторения полученной информации.
Начальный
уровень
Ребенок не владеет элементарными знаниями основных фактов культуры страны, язык которой изучает; имеет не стойкий интерес к культуре, традициям, обычаям людей, говорящих на другом языке; не знает и не использует в повседневной жизни различные формы детского фольклора.
Лингвострановедческий аспект
Высокий
уровень
Ребенок обладает особенностями речевого и не речевого поведения носителей языка и умеет вести себя в соответствии с этими знаниями.
Достаточный уровень
Ребенок владеет информацией об условиях и особенностях повседневной жизни носителей языка, но делает некоторые ошибки во время общения.
Средний
уровень
Ребёнок испытывает трудности при использовании в речи речевого и неречевого поведения носителей языка, требует коррекции со стороны педагога.
Начальный
уровень
Ребенок способен только с помощью педагога оказывать элементарную информацию об обычаях.
Социальная компетенция
Высокий
уровень
Ребенок легко контактирует со сверстниками и взрослыми, инициативный в общении, умеет разрешать конфликты.
Достаточный уровень
Ребенок положительно относится к общению со сверстниками и взрослыми, воздерживается от негативных проявлений, но в новых условиях и ситуациях нуждается в поддержке взрослых.
Средний
уровень
Ребёнок отдаёт предпочтение знакомому окружению, чужой инициативе, принимает чужие идеи и принимает участие в их осуществлении.
Начальный
уровень
Ребенок включается в совместную деятельность по приглашению, но не умеет поддерживать отношения, часто конфликтует, испытывает трудности в общении.
Стратегическая компетенция
Выбор собственной стратегии общения
Высокий
уровень
Ребенок проявляет готовность строить собственную стратегию общения, ведет активный поиск решения задач.
Достаточный уровень
Ребёнок доводит до конца выполнение задач, несмотря на трудности, но требует постоянного контроля со стороны педагога.
Средний
уровень
Ребенок пробует выбирать собственные стратегии общения, но требует постоянного контроля и стимуляции со стороны педагога.
Начальный
уровень
Ребенок с возникновением трудностей обращается за помощью или отказывается от общения; дополнительная стимуляция со стороны педагога может вызвать негативную реакцию.
Самоконтроль
Высокий
уровень
Ребенок всегда сосредоточен, в состоянии самостоятельно организовывать свое внимание при восприятии материала или выполнения различных задач.
Достаточный уровень
Ребенок проявляет внимательность, достаточную для удовлетворительного усвоения учебного материала; отвлечения непродолжительные и не имеют постоянного характера.
Средний
уровень
Ребёнок отвлекается, копирует поведение других, требует контроля; задания выполняет при дополнительном стимулировании.
Начальный
уровень
Ребенок невнимателен на уроке, без специальных побуждений начинает действовать, задачи выполняет при дополнительном стимулировании, требует контроля со стороны педагога.
Творческая активность
Высокий
уровень
Ребёнок вносит элементы новизны и оригинальности в отображении знаний в предметно-практической деятельности и стратегической линии общения.
Достаточный уровень
Ребёнок вносит элементы творчества во время решения предложенных заданий и собственной стратегии общения без существенных изменений.
Средний
уровень
В предметно-практической деятельности ребёнок работает по предложенному образцу.
Начальный
уровень
Ребёнок не проявляет творчества при решении элементарных заданий; не проявляет инициативы при выборе собственной стратегии общения.
Для дошкольного этапа обучения подобрана тематика общения, лексические единицы (понятия), коммуникативные функции, описывающие категории поведения, характерные для детей дошкольного возраста, которые будут повторно отрабатываться на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы. Последовательность отработки ситуаций общения (тем) определена логикой усложнения коммуникативных функций – сначала формируются навыки знакомства, приветствия, просьбы, а далее – использование предметного словаря, выполнение действий, сообщение и тому подобное.
Минимизация содержания дошкольного англоязычного образования определяется подготовительным характером обучения и направленностью на развитие и формирование личности.
Тематика сфер и ситуаций общения соответствует мотивам общения детей, учитывает преемственность между дошкольным учреждением и начальным звеном общеобразовательной школы:
«Великобритания», «Рождество и Новый год», «Пасха», «День Благодарения», «День Святого Валентина», «Мамин день»
Отбор содержания тематики учебного материала проведен с учетом:
обеспечения преемственности дошкольного и раннего школьного англоязычного обучения;
мотивации содержания и характера общения детей дошкольного возраста;
обеспечения повторяемости оперирования мелкими для изучения лексическими единицами и речевыми функциями;
постепенного нарастания сложностей материала и речевых функций;
дифференцированного подхода (программный материал ориентирован на зону ближайшего развития ребенка и включает усложнения для дальнейшего развития);
соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Учебно-тематический план
Предложенный учебно-тематический план не ограничивает автономности педагога, предполагает наличие у него права на вариативный подбор и распределение учебного материала.
Общеобразовательные группы:
Наименование тем
Количество занятий
Первый год обучения
Знакомство
4-51
Игрушки
Счёт 1-12
4-5
4-5
Семья
4-5
В мире животных
8-10
Цвета
4-5
Дом. Мебель
4-5
Транспорт
4-5
Резервная тема:
Действия
Всего:
36-45
Второй год обучения
Повторение
4-5
В мире животных. Цвета
(пополнение словаря)
4-5
Овощи и фрукты
8-10
Еда. Продукты
8-10
Части тела
8-10
Времена года. Погода.
4-5
Резервная тема:
Цветы
Всего:
36-45
Третий год обучения
Повторение
4-5
Времена года. Погода
(пополнение словаря)
4-5
Природа
8-10
Одежда
8-10
Профессии
4-5
Школа
4-5
Повторение
4-5
Всего:
36-45
Группы приоритетного направления (английский язык):
Наименование тем
Количество занятий
Первый год обучения
Знакомство
8-92
Игрушки. Счёт 1-12
8-9
В мире животных
24-27
Рождество
16-18
Семья
16-18
Цвета. Цветы.
Мамин день
24-27
Дом. Мебель
16-18
Транспорт
16-18
Действия
16-18
Всего:
144-162
Второй год обучения
Повторение
16-18
Овощи и фрукты.
День Благодарения
16-18
Еда. Продукты
16-18
Рождество
16-18
Части тела
24-27
Времена года. Погода. Природа
24-27
Одежда
16-18
Повторение
16-18
Всего:
144-162
Третий год обучения
Повторение
(пополнение словаря по выученным темам)
32-36
Природа Земли
16-18
Мой город
16-18
Профессии
16-18
День Святого Валентина
8-9
Школа. Афавит
32-36
Пасха
16-18
Повторение (обобщение)
8-9
Всего:
144-162
Планируя систему занятий на учебный год, педагог может самостоятельно определять последовательность изучения тем, дополнять или изменять систему функций общения, образов речи, использовать дидактические материалы, которые есть в его распоряжении.
Для полной реализации целей и задач программы во время обучения детей дошкольного возраста используются:
авторская рабочая тетрадь «Happy English»3;
авторское портфолио «My Portfolio»4.
Данные пособия содержат весь учебный материал программы и дают возможность закрепить материал, развивать познавательные процессы, наглядное мышление, мелкую моторику, а также формируют механизмы саморазвития.
Распределение учебного материала
Первый год обучения: LevelStarter
(продолжительность 9 месяцев)
Цель: привить малышам желание изучать иностранный язык, проявить себя в новой языковой средой, пройти первую ступень постановки правильного произношения, накопить базовый запас слов.
На данном уровне обучения малыши знакомятся с основами иностранного языка, приобретают элементарные навыки разговорной речи, регулярно делают фонетические упражнения и накапливают базовый запас слов по различным темам, предусмотренным программой обучения.
Аудирование. Учить понимать речь педагога и детей по определённой тематике; реагировать на реплики, команды и предложения педагога; понимать на слух аудиозаписи небольших песен, стихов, записанных носителями английского языка.
Говорение.
Монологическая речь. Учить выражать свои мысли в соответствии с ситуацией общения (с опорой на наглядность). Объём высказывания: 2-3 грамматически правильные фразы.
Диалогическая речь. Учить формулировать вопросы и давать на них ответы по рисунку или предложенной ситуации (Педагог – Ребёнок; Ребёнок – Ребёнок). Высказывания каждого собеседника должно содержать не менее двух грамматически правильных реплик.
Фонетика. Знакомить с понятием «звук»; научить правильно произносить звуки английского языка; распознавать интонацию повествовательных, вопросительных, отрицательных и побуждающих предложений; развивать артикуляционных аппарат, фонематический слух.
Лексика. На протяжении первого года обучения дети должны усвоить лексический материал тем: «Знакомство», «Игрушки. Счёт 1-12», «Семья», «В мире животных», «Цвета. Цветы», «Дом. Мебель», «Транспорт», «Действия».
Лексический минимум для детей общеобразовательных групп: 40-50 лексических единиц.
Лексический максимум для детей групп с приоритетным направлением в обучении: 90-100 лексических единиц (слов, словосочетаний, грамматических структур).
Грамматика. Учить употреблять в устной речи грамматические структуры с глаголами в Present Simple Tense; определённый артикль; правильно употреблять имя прилагательное с именем существительным; ознакомить с союзом and, указательным местоимением this, личными местоимениями I, he, she, притяжательным местоимением my; ознакомить с множественным числом имён существительных; количественными именами числительными 1-12.
Результат.
К окончанию первого года обучения дети дошкольного возраста научатся:
понимать элементарные изученные английские слова и выражения;
приветствовать, представлять себя, прощаться, благодарить;
односложно отвечать на вопросы;
рассказывать рифмовки на английском языке, строить краткие диалоги;
владеть лексическим и грамматическим материалом данного уровня.
Второй год обучения: Level А
(продолжительность 9 месяцев)
Цель: углубление знаний о культуре англоязычных стран, знакомство с их праздниками, традициями, расширение и совершенствование полученных за первый год обучения знаний.
На данном этапе обучения происходит углубление знаний английского языка, расширение предполагаемого лексического и грамматического материала, используются различные формы обучения.
Аудирование. Учить понимать речь педагога, высказывания сверстников, небольшие тексты, рассказы в медленном темпе, а также аудиозаписи коротких песенок и стишков.
Говорение.
Монологическая речь. Учить высказываться с опорой на наглядный материал и ситуацию; строить короткое сообщение по теме. Объём сообщения или высказывания – 2-3 правильно оформленные фразы.
Диалогическая речь. Учить вести диалог в соответствии с ситуацией в пределах программного речевого материала (Педагог – Ребёнок, Ребёнок - Ребёнок). Объём высказывания каждого собеседника – не менее двух грамматически правильных реплик.
Фонетика. Продолжить формировать понятие о звуках; закрепить умение правильно выговаривать звуки, использовать логическое ударение в предложении; развивать фонематический слух.
Лексика. На протяжении второго года обучения дети должны усвоить лексический материал тем: «Овощи. Фрукты», «Еда. Продукты», «Части тела», «Времена года. Погода», «Части тела», «Одежда».
Лексический минимум для детей общеобразовательных групп: 80-100 лексических единиц.
Лексический максимум для детей групп с приоритетным направлением в обучении: 150-170 лексических единиц (слов, словосочетаний, грамматических структур).
Грамматика. Продолжить формировать умение употреблять в устной речи грамматические структуры с глаголами в Present Simple Tense; упражнять в составлении простых предложений; продолжить формировать представление о множественном числе имён существительных; учить правильно употреблять имя прилагательное (между артиклем и именем существительным), определённый и неопределённый артикли; союзы «and», «or»; продолжить формировать умение употреблять указательное местоимение «this», личные местоимения «I», «we», «you», «they»; продолжить знакомство с количественными именами числительными 1-12.
Результат.
К окончанию второго года обучения дети дошкольного возраста научатся:
невербально и вербально реагировать на английскую речь педагога;
владеть лексическим и грамматическим материалом данного уровня;
использовать знакомые речевые образцы на практике;
задавать простейшие вопросы;
строить мини-диалоги;
понимать на слух короткие тексты, диалоги;
формировать просьбы и предложения.
Третий год обучения: Level В
(продолжительность 9 месяцев)
Цель: проникновение в языковую среду английского языка, установление контакта, умение общаться на бытовые темы на английском языке.
На данном этапе изучения происходит расширение и углубление лексического о грамматического материала, развиваются социальные и культурные навыки посредством дидактических игр, принятия мнения других детей, умения представлять себя в той или иной роли, активном использовании сюжетно-ролевых игр, изучения культуры других стран.
Аудирование. Продолжить формировать умения понимать на слух речь педагога, сверстников, а также аудиозаписи небольших текстов, песен, стихов, осуществляемые носителями языка.
Говорение.
Монологическая речь. Учить высказываться с опорой на наглядность и предложенную ситуацию; описывать игрушки, животных, рисунки. Объём высказывания – 3-4 правильно оформленные фразы.
Диалогическая речь. Учить самостоятельно, без помощи педагога, вести диалог (Ребёнок – Ребёнок). Объём высказывания каждого собеседника – не менее 3-4 грамматически правильных реплик.
Фонетика. Продолжить работу над звукопроизношением; развивать интонационные особенности голоса (передавать голосом грусть, сочувствие, удивление, восторг); учить правильно интонировать различные типы предложений (утвердительные, вопросительные, отрицательные); учить делить слово на звуки, определять первый звук в слове.
Лексика. На протяжении третьего года обучения дети должны усвоить лексический материал тем: «Природа Земли», «Профессии», «Школа», «Алфавит», «Мой город».
Лексический минимум для детей общеобразовательных групп: 120-150 лексических единиц.
Лексический максимум для детей групп с приоритетным направлением в обучении: 200-210 лексических единиц (слов, словосочетаний, грамматических структур).
Грамматика. Продолжить формировать умение употреблять в устной речи грамматические структуры с глаголами в Present Simple Tense; упражнять в составлении простых предложений; учить употреблять «in», «on», «under»; продолжить формировать представление о множественном числе имён существительных; учить правильно употреблять имя прилагательное (между артиклем и именем существительным), определённый и неопределённый артикли; союзы «and», «or»; продолжить формировать умение употреблять указательное местоимение «this», личные местоимения «I», «we», «you», «they»; продолжить знакомство с количественными именами числительными 1-20; ознакомить и учить употреблять в речи модальный глагол «can».
Результат.
К концу третьего года обучения дети дошкольного возраста научатся:
использовать лексику, соответствующую заданной ситуации;
навыкам аудирования – восприятия на слух элементарных текстов и диалогов;
буквам английского алфавита;
участвовать в сюжетно-ролевых играх;
ассоциировать слова и словосочетания с соответствующими им действиями, картинками и описаниями;
выражать согласие или несогласие, высказывать, принимать или отвергать предположения.
Введение в страноведение
Элементарные географические знания:
работа с картой: знакомство со странами: Великобритания, США, их главными городами-столицами.
Элементарные культурные и исторические знания:
знакомство с традициями англоязычных стран, их праздниками и т.д.
Курс «Мир сказки»:
знакомство с традиционными национальными сказочными героями и сказками англоязычных стран.
Введение текстов сказок происходит на первом и втором годах обучения на родном русском языке с использованием отдельных слов и выражений на английском языке. На третьем году обучения происходит минимизация использования родного языка при воспроизведении сказок.
Творческая деятельность
Творческая деятельность направлена в первую очередь на развитие творческой самостоятельности и активности детей. В данной деятельности происходит обучение навыкам рисования, лепки, созданию аппликаций, поделок, что нацелено на развитие детского воображения, выдумки, творческой мысли.
Программой предусматривается чередование и комбинирование видов творческой деятельности.
Тема «В мире животных»: лепка предметная (рыбка, птичка).
Праздники: изготовление валентинок, рождественских носочков, пасхальных кроликов и т.д.
ЛИТЕРАТУРА,
использованная при подготовке программы
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015 – 2017 гг. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой народной республики от 17.07.2015 года № 326).
Комплексная программа обучения английскому языку детей 4-7 лет: планирование, занятия, игры, творческие мероприятия / авт.-сост. М.Л. Филина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 197 с.
От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.
Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика: учеб. пособие / А.Н. Утехина. – 3-е узд., испр. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 192 с.
Happy Start. Англійська мова для дітей дошкільного віку (4-6 років): навч. програма / уклад. М.В. Цвєтова, О.Г. Фоміна. – Запоріжжя: ТОВ «ЛІПС» ЛТД, 2014. – 32 с.
ЛИТЕРАТУРА,
рекомендованная для педагогов
Безгина Е. Н. Театральная деятельность дошкольников на английском языке: Методическое пособие. – М..: ТЦ Сфера, 2008.
Гомза С.Х. Английский язык для дошкольников (с электронным приложением): пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / С.Х. Гомза. – Минск. Выш. шк., 2011. – 104 с.
Шабельникова Е. Ю. Обучение детей 5 – 6 лет английскому языку: занятия, игры, мероприятия, лингвострановедческий материал. –Волгоград: Учитель, 2009.
ЛИТЕРАТУРА,
рекомендованная для детей
Жабцев А. В., Степанов Г. В. Мой первый англо-русский словарь. – М.: АСТ: Минск: Харвест, 2009.
Happy English: робочий зошит для дітей 4-6 років, які вивчають англійську мову / уклад. М.В. Цвєтова. – Запоріжжя: ТОВ «ЛІПС» ЛТД, 2014. – 60 с.
My Portfolio. Дітям 4-6 років, які вивчають англійську мову / уклад. М.В. Цвєтова, 2014. – 41 с.
Приложение 1
Диагностика формирования
англоязычной коммуникативной компетенции
Контроль уровня знаний, умений и навыков детей по английскому языку не имеет ярко выраженной формы, он завуалирован. Контроль может быть текущим, промежуточным и итоговым. Учитывая возрастные особенности детей, контроль рекомендуется проводить в игровой форме.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Педагог оценивает знания ребенка, опираясь на многие критерии. Среди них следует выделить как наиболее важные следующие: высокую мотивацию, активность, правильность произношения, внимательность, лексико-грамматическую правильность высказывания. Данный вид контроля осуществляется с целью коррекции.
Промежуточный и итоговый контроль проводится после прохождения каждой темы и в конце года. Они проводятся в виде разнообразных игр, конкурсов и состязаний: "Кто знает больше слов?", "Лучший оратор", "Угадай мелодию".
Иногда случается так, что нужны точно измеренные показатели освоения языка детьми. Тогда целесообразно провести тестирование5. Эта процедура несложная, но требует времени, так как работа проводится преимущественно индивидуально. К тестированию готовятся заранее, заготавливается необходимое количество карточек, готовится ведомость с фамилиями детей для отображения результатов, подбирается материал соответственно пройденной программе. Поскольку в детском саду дети осваивают устный курс иностранного языка, то проверке подлежат такие виды речевой деятельности, как говорение и аудирование. Также проверяется уровень овладения лексическим материалом и навыки произношения.
Приложение 2
Инновационные технологии
при обучении дошкольников английскому языку
Современное образование и приоритетные направления в обучении английскому языку мотивируют педагога на формирование у детей компетентностей, которые могут быть использованы ими в дальнейшем. Это возможно при использовании различных инновационных технологий.
Особое место в контексте новых образовательных технологий занимает проектный метод обучения дошкольников английскому языку. Метод эффективный и актуальный, поскольку даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет успешно адаптироваться к будущему обучению в школе.
В процессе изучения английского языка в дошкольном учреждении наиболее успешно и эффективно поддаются проектной методике следующие темы общения:
«Игрушки»;
«В мире животных»;
«Овощи и фрукты»;
«Природа. Погода»;
«Мой город»6.
Рекомендуется использовать мини-проекты, приуроченные к английским праздникам. Например:
«Весёлое Рождество»;
«День Святого Валентина»;
«День Благодарения»;
«Мамин день».
Интеллект-карты – инструмент для наглядного структурирования информации и развития креативного мышления, оптимальный способ визуализации практически любой информации, основанный на ассоциативных связях между объектами.
Изготовление интеллект-карты – творческий проект, который может продолжаться 2-3 недели (например, на протяжении изучения всей темы). Каждый ребёнок, независимо от уровня способностей и успешности, имеет возможность реализовать себя или в составлении речевых структур и коротких сообщений, или в иллюстрировании, выполнении интеллектуальных заданий, или же в окончательном оформлении материалов интеллект-карты.
Элементы методики интеллект-карт могут быть частью любой формы работы с детьми7.
Технология Sand play (песочная игра) – одна из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребёнок создаёт собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Песочная среда создаёт благоприятные условия для развития познавательной и речевой сферы детей, развивает творческий потенциал, актуализирует пространственное мышление, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук.
Данная технология проводится на индивидуальных или индивидуально-подгрупповых занятиях8.
Информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением детей в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у дошкольников. Элементы данной технологии могут быть частью любой формы работы с детьми9.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
4
Актуальность программы
6
Практическая значимость программы
6
Новизна программы
6
Цели обучения
6
Задачи обучения
6
Принципы обучения
8
Структура содержания программы
10
Формы, методы и приёмы обучения
13
Формы обучения
13
Структурно-дидактический комплекс
16
Модель занятия
18
Игра, как стимулятор речевой и языковой деятельности
18
Методы и приёмы обучения
19
Коммуникативный метод обучения
20
Планируемые результаты освоения программы
22
Контроль и оценка
24
Критерии оценивания учебных достижений дошкольников
26
Тематика общения
33
Учебно-тематический план
34
Распределение учебного материала
38
Первый год обучения
38
Второй год обучения
40
Третий год обучения
42
Введение в страноведение
44
Творческая деятельность
44
Литература, использованная при подготовке программы
46
Литература, рекомендованная для педагогов
47
Литература, рекомендованная для детей
47
Приложение 1. Диагностика формирования англоязычной коммуникативной компетенции
48
Приложение 2. Инновационные технологии при обучении дошкольников английскому языку
49
1 Количество занятий зависит от количества недель в месяце: 4 недели – 4 занятия, 5 недель – 5 занятий.
2 Количество занятий зависит от календарных дат
3 Happy English: робочий зошит для дітей 4-6 років, які вивчають англійську мову / уклад. М.В. Цвєтова. – Запоріжжя: ТОВ «ЛІПС» ЛТД, 2014. – 60 с. (см. электронный носитель).
4 См. электронный носитель.
5 Пример тестирования см. электронный носитель
6 К программе прилагается проект учебно-воспитательной работы «Мой город» с ориентировочным планом-конспектом занятия по английскому языку (см. электронный носитель).
7 К программе прилагается авторская разработка совместной деятельности с использованием интеллект-карт на тему «Времена года. Погода» (см. электронный носитель).
8 Пример занятия с использованием технологии Sand Play см. на электронном носители.
9 К программе прилагается авторская разработка занятия с использованием ИКТ на тему «День рождение Белоснежки» (см. электронный носитель).