Просмотр содержимого документа
«Доклад "Креативный подход в обучении фонетике английского языка"»
Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение
Нижне-Чуглинская средняя общеобразовательная школа
ДОКЛАД
на тему:
«Способы повышения мотивации учащихся на уроках английского языка»
Учитель английского языка
Лабазанова Халимат Д.
2019г
Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства.
На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока.
Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивах их деятельности.
Мотивация — это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения. При этом особое внимание обращается на такие психологические факторы как способность воспринимать учебную информацию, слушать осмысливать, запоминать и т. д. Учение, как утверждает Н. Ф. Талызина (1983), может иметь для ученика разный психологический смысл: может отвечать познавательным потребностям или служить средством достижения других целей. Ученик должен осознавать для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении надо идти от мотивов — к целевым задачам, а от них — к содержанию.
Мотивы — это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. В учебной деятельности — это желание, стремление школьников учиться, решать познавательные задачи, проблемы, желание не отставать от сверстников. Для того чтобы сформировать у каждого ученика личные учебно-познавательные мотивы, учитель ставит перед классом учебную задачу, проблему. При этом перед школьниками ставится вопрос — не «что», а «для чего необходимо» изучать тот или иной материал, т.е. практическая значимость. В традиционном обучении мотивация формируется извне на основе убеждений в необходимости учиться. Поэтому мотивы в этом случае занимают внешнюю позицию по отношению к учению. Для реализации целей современной школы в условиях перехода на ФГОС необходимо формировать внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы, направленные непосредственно на содержание учебного материала и деятельности для решения проблемы урока.
Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, исследовательскую деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они задают учителю. Именно на основе интереса развиваются мотивы учения, которые тесно связаны с реализацией принципа положительного эмоционального фона обучения. Факторы, влияющие на формирование учебной мотивации, отражены в схеме № 1.
Схема №1
Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться, должно быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой ребенок увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость, что и является одним из условий перехода на ФГОС.
Итак, в начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на:
1. обеспечение понимания ценности поставленной проблемы и приобретаемого опыта деятельности;
2. сознательное отношение к усвоению материала;
3. эмоциональный подъем;
4. формирование познавательных интересов.
Способов мотивации познавательной деятельности много. Задаются мотивационные установки, как правило, в начале урока. Прежде чем действовать, школьники должны быть внутренне подготовлены к восприятию информации, к учебной деятельности как физически, так и психологически.\
В своем докладе я остановлюсь на некоторых факторах, способствующих повышению учебной мотивации.
Что касается содержания учебников по английскому языку, то разделы, изучаемые в 5 - 11 классах касаются всех сфер человеческой жизни, а по сему есть необходимость и возможность вести системную работу, направленную на формирование мировоззрения, в основе которого лежат общечеловеческие идеалы и моральные принципы, такие как ответственность, уважение, терпимость, любовь к своей Родине, членам семьи, к Отечеству, то есть темы близкие каждомуобучающемуся, а значит, есть возможность достучаться до каждого, привлечь, заинтересовать, мотивировать.
Несомненно, мотивированность учителя влияет на мотивацию учащихся. Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также эксплицидно моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат сам по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.
Педагогическое общение- это всегда в той или иной мере противоречивое, а зачастую и конфликтное общение. Для того чтобы стать продуктивным, оно должно строиться на отношениях доверия, открытости и понимания между учителем и учениками, предлагающих творческие поиски новых форм общения и исключающих штампы в поведении учителя.
Но вряд ли оно станет возможным, если основные усилия учитель по-прежнему будет направлять на поддержание жесткой дисциплины на уроке. Вероятно, ключ к решению этой проблемы нужно искать в области продуктивного общения, основанного на интересе школьника.
Деятельность педагога строится по законам общения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика состоит в обмене между ними информацией познавательного и аффективно- оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путём, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации: мимика, пантомимика, жесты и т.п. Таким образом, осуществляется информационная функция общения.
Общение как диалог разворачивается в условиях адекватного отражения людьми друг друга. Психологически грамотное восприятие учителем ученика помогает установить на этой основе взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Речь идет о социально - перцептивной функции общения. Существует два взаимосвязанных вида социальной перцепции:
собственно перцептивный (восприятие ребёнка или другого человека);
эмпатийный (особая чувствительность к ребёнку - сочувствие ему, сопереживание с ним и т. п.).
Функция социальной перцепции в педагогическом общении состоит в том, что учитель внимателен к поведению ребёнка, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем облике и поведении. Но главное - за внешними проявлениями поведения и состояния ребёнка учитель "видит" его мысли и чувства, предугадывает намерения и поступки.
Особенно я бы хотела остановиться на увлекательных формах и приемах организации обучения, способствующих повышению мотивации учащихся.
Не секрет, что работа с изучением лексического материала представляет большие трудности. Дети с трудом учат новые слова. Подчас учебники изобилуют большими сложными текстами с огромным количеством незнакомых слов, которые впоследствии никак не отрабатываются. Поэтому я делю работу над лексическим материалом на несколько этапов, в связи с этим, не происходит большой перегрузки и поэтому нет сильного сопротивления со стороны детей. Впервые работая с текстом, мы параллельно выписываем фразы из него, на следующем уроке мы отрабатываем эти фразы устно с опорой на текст. Затем, на последующем уроке дети пишут предложения с использованием активной лексики урока и с использованием грамматических правил, которые в активной отработке на данном этапе, опять же с опорой на текст. Причем, составляя предложения, я стараюсь вкладывать в них нравственный смысл, приближать высказывания к типичным суждениям по изучаемой теме, или заготавливать материал для монологических умозаключений по теме. Работая таким образом, учащиеся развивают навык работы с текстом, умение быстро формировать предложения из слов-кирпичиков, это развивает навык быстрой работы с текстом, что может пригодиться на экзамене. Дети работают в паре, помогая друг-другу, повторяя и грамматику и лексику. На следующем уроке мы снова повторяем лексику устно, меняя сочетаемость слов и анализируем допущенные ошибки в написанных ранее предложениях. На следующем уроке дети пишут работу по типу соотнесения слова с переводом. Здесь можно экспериментировать, например, учащимся посильнее предлагать дефиниции на английском языке вместо перевода слова. Время этой работы ограничено, а слов предлагается большое количество 20-25. Самым интересным является этап «5 на пять». Дети сдают так называемый устный зачет без подсказок, опоры на словарь или текст и в скором темпе. В случае подсказки слово снимается. В этом зачете есть элемент игры, в которую включаются и учащиеся среднего звена и старшеклассники. Даже слабые учащиеся, которые опрашиваются последними, имеют возможность выучить слова путем многократного повторения другими детьми на уроке. Дети с удовольствием участвуют в таком зачете. И на последнем этапе учащиеся пишут лексический диктант. Учащиеся привыкли к такому многократному поэтапному повторению лексики, поэтому многие дети начинают работать с лексикой уже на первых уроках. Лексические разминки занимают от 2 до 5 минут на каждом уроке.
Следующим приемом, способствующим мотивации, является провокация. В начале урока я выбираю или формирую некое сомнительное суждение, которое не может остаться без внимания со стороны учащихся. Учащиеся стараются аргументированно поспорить с «моим» суждением. Поиск истины в старшем школьном возрасте происходит обычно в спорах, обсуждениях, которые являются не только средством познания, но и средством самовыражения. Как показывают наблюдения, в процессе обсуждения принимают участие все школьники, в том числе и те, которые обычно пассивны на уроках. Например, в 10 классе при изучении темы «Что происходит с молодежью?» яиспользуювысказывание «I am sure that adolescence is a preparation for real life»
Одним из самых сильных общих мотивов, на мой взгляд, является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на уроках можно создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них. При таком подходе, ученик порой даже не знает, как переводится та или иная фраза, но он точно знает, что именно она уместна в данной ситуации. Подобный способ изучения языка распространен во многих русскоязычных диаспорах в различных городах Соединённых Штатов Америки. Им, конечно на интуитивном уровне, пользуются новоиспечённые иммигранты. Погруженные в языковую среду, они достаточно быстро овладевают необходимым им уровнем. Создать в наших условиях среду невозможно, но ситуативный метод работает и здесь. Конечно же, ситуации, применяемые на уроках, должны быть вариативны, и учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы. Диапазон ситуаций огромен, например, обсуждение фильма, интересной жизненной ситуации, беседа в магазине и т.д.
Еще одной интересной, на мой взгляд формой работы является игра “Crossesandnoughts”, которая проводится, как правило на этапе обобщения. Класс делится на 2 команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задания, которые направлены на повторение грамматики. Если член команды выполняет задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: напиши или назови три формы глагола, назови предлог к глаголам, переведи предложения, найди ошибку в предложении и тд. Данный вид задания не только дает возможность повторения материала, но и создает непринуждённую атмосферу на уроке.
При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом, иностранным гостем. Королевой или волшебником. Побывать на уроке в качестве учителя и продемонстрировать свои знания английского языка звучит заманчиво, не так ли? Причем данный вид работы мотивирует и тех и других.
Приём "CheckYourself" хорошо использовать при подготовке к контрольной работе и повторении изученного материала. Каждый ребёнок индивидуально выполняет ряд заданий, по структуре похожих на задания предстоящей контрольной работы. Можно использовать помощь друга и помощь учителя, т.е. уточнить правило, переспросить слово. Нужно заглянуть в учебник или тетрадь? Пожалуйста. Когда ребёнок готов, он подходит к учителю и все упражнения проверяются при нём. Ошибки разбираются сразу же. Самое главное - это отсутствие плохих оценок.
Повышению мотивации способствуют разнообразные формы проведения уроков. Уроки-экскурсии, уроки-конференции, уроки-диспуты, уроки –телемосты, уроки-путешествия повышают интерес к языку у учащихся. Работа с газетными материалами
Одной из целей преподавания английского языка является приближение образовательного уровня учащихся к европейскому стандарту. Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же являясь частью культуры страны изучаемого языка. Обращение к газетному материалу обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, газетная лексика является актуальной и современной. Через ее призму учащиеся понимают особенности стилистики и новые явления в языке. Во-вторых, информация, содержащаяся в газетных публикациях, помогает школьникам понять современные тенденции в обществе, повысить их культурологическую компетенцию. В-третьих, газетные материалы содержат дискуссионные вопросы, которые помогают организовать обсуждение и тем самым развивают навыки успешного общения с использованием лексических единиц по заданной теме.
В процессе работы над статьей я стараюсь развить у учащихся навыки комплексного подхода: овладеть различными видами работы с текстом (поисковое, просмотровое, ознакомительное), тренировать умение работать с контекстом для правильного использования лексических единиц, для использования корректного перевода. Кроме того, газетная лексика и тематика статей является прекрасным материалом для подготовки дискуссий и выражения своего собственного мнения, что полезно для развития навыка говорения.
Применение новых информационных технологий
Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.
Например:
а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний. с) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Музыка
Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Каковы же методические преимущества песен в обучении английскому языку?
• Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.
• В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции
• Песни способствуют совершенствованию навыков произношения
• Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.
Художественный перевод стихотворений
Художественный перевод стихотворений формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. В результате работы с рифмованными текстами у школьников активизируется познавательная деятельность, что способствует их самореализации. Бесспорно, что при такой работе расширяется филологический кругозор учащихся и соответственно запас лексических единиц.
В результате обучения в классах, где регулярно соблюдаются условия повышения мотивации, по окончании изучения тем проводились контрольные работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения материала. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры, специальные упражнения.
Показатели по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно ниже:
Учащиеся составляют кроссворды, и класс их разгадывает на уроках, либо проводятся конкурсы любителей кроссвордов по темам.
Учащиеся пишут интересные сочинения, в которых используются приобретенные знания, делают рисунки к своим ответам.
Овладевают умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические темы.
Умеют слушать и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.
Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса.
Ребята четче формулируют вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.
Учатся объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.
Умение вести диалог.
Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает сам учитель. Самое главное - помнить, что изучение языка должно быть удовольствием
Работая учителем иностранного языка, я пришла к выводу, что для более эффективной реализации целей обучения иностранному языку необходимо как можно активнее вовлекать учащихся в различные виды внеклассной работы. Современный уровень развития методики предлагает широчайший арсенал всевозможных форм и методов внеклассной работы. Внеклассная работа по иностранному языку помогает учащимся не только увидеть истинные возможности изучаемого языка, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, что чрезвычайно важно для формирования и укрепления положительной мотивации к изучению иностранного языка. На мой взгляд это очень актуально, так как в седьмом-восьмом классах наблюдается падение интереса к изучению иностранного языка. Следовательно, работу по формированию устойчивого интереса к иностранному языку нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно. Мой педагогический опыт и результаты работы показывают, что соблюдение вышеперечисленных условий позволяет избежать падения мотивации на среднем этапе изучения иностранного языка. Кроме того, я привлекаю учащихся и к участию в общешкольных мероприятиях, где они также выступают с литературно-музыкальными композициями, сценками и стихотворениями на английском языке. Хотелось бы отметить, что такая постоянная вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному мероприятию детям отнюдь не в тягость. Ситуация успеха, осознание того, что они могут выступить на концерте с номером на иностранном языке формирует положительную самооценку, ребенок растет не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников. Для меня первостепенное значение имеет развитие инициативы учащихся, творческих способностей, создание условий для самовыражения.
Все это без сомнения способствует расширению языковой и коммуникативной компетенции учащихся и укрепляет положительную мотивацию к изучению английского языка.
Дистанционные олимпиады
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах. Участники дистанционных олимпиад становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе.
Музыка
Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры. Каковы же методические преимущества песен в обучении английскому языку?
Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.
В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции
Песни способствуют совершенствованию навыков произношения
Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.
Художественный перевод стихотворений
Художественный перевод стихотворений формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. В результате работы с рифмованными текстами у школьников активизируется познавательная деятельность, что способствует их самореализации. Бесспорно, что при такой работе расширяется филологический кругозор учащихся и соответственно запас лексических единиц.
В результате обучения в классах, где регулярно соблюдаются условия повышения мотивации, по окончании изучения тем проводились контрольные работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения материала. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры, специальные упражнения.
Показатели по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно ниже:
Учащиеся составляют кроссворды, и класс их разгадывает на уроках, либо проводятся конкурсы любителей кроссвордов по темам.
Учащиеся пишут интересные сочинения, в которых используются приобретенные знания, делают рисунки к своим ответам.
Овладевают умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические темы.
Умеют слушать и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.
Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса.
Ребята четче формулируют вопросы для выяснения существенных признаков предмета, или явления.
Учатся объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.
Умение вести диалог.
Умение слушать оппонента.
Давать рецензию на ответ.
Список литературы:
Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004
Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н.Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ, № 6 2010
Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство "Вышейшая школа", 2008
Филатов В. М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 2012. № 5
Соломатина О.А. Приемы повышения мотивации на уроках иностранного языкаhttp://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604673/