Дифференцированная работа с младшими школьниками испытывающими трудности в обучении и выполнении домашней работы по английскому языку
Дифференцированная работа с младшими школьниками испытывающими трудности в обучении и выполнении домашней работы по английскому языку
Данная статья направлена на то, чтобы педагоги с большим вниманием подходили к обучению иностранным языкам, к методикам и никогда не забывали о детях которые могут испытывать трудности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференцированная работа с младшими школьниками испытывающими трудности в обучении и выполнении домашней работы по английскому языку»
Дифференцированная работа с младшими
школьниками испытывающими трудности в обучении и
выполнении домашней работы по английскому языку.
Одним из путей совершенствования процесса обучения является выполнение учащимися домашнего задания, но не все младшие школьники могут равнозначно и успешно справиться с ним. Я, как учитель английского языка столкнулась с данной проблемой в ходе своей работы. Я считаю, что своевременное выполнение домашнего задания – одно из необходимых условий успешного освоения учащимися программного материала и соответственно использовании его в дальнейшем в практике, вместе с тем, не все обучающиеся в силу своих психофизиологических особенностей развития не всегда успешны в этом. В связи с тем, что на современном этапе развития начальной школы особенно остро встал вопрос о реализации дифференцированного подхода, я решила воспользоваться наработками известных методологов и педагогов о дифференцированном принципе работы. Цель дифференцированного подхода в обучении - приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся. Индивидуальный подход в обучении - подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Задача учителя - увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Основная цель обучения научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки, самостоятельно выполнять практические задания. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроке при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий, задач при объяснении новой темы.
Одно из главных условий для выполнения домашней работы - это доступность. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребёнка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес. Чаще мы даём общее задание классу. Для одних он может быть лёгким, а для других - трудным. Следует ли из этого, что домашние задания обязательно должны быть одинаковыми для всех учащихся? Во многих случаях - да. Если домашнее задание используется для предъявления нового материала, для применения полученных знаний, при написании домашних сочинений, во всех случаях, когда требуется участие каждого школьника, имеет смысл единое домашнее задание. Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Домашнее задание, рассчитанное на сильного ученика, толкает слабого к безнравственности, к невыполнению недоступного. В другой ситуации уместным будет дифференцированное домашнее задание. Именно дифференцированное домашнее задание позволяет успешно использовать индивидуальные особенности и учитывать склонности учащихся.
С учётом индивидуальных способностей учащихся использовала различные формы работы с этими учениками:
а) индивидуальные карточки - задания и занятия;
б) тщательный контроль за каждой работой учащихся;
в) систематическая работа над ошибками под моим руководством;
г) повторное объяснение заданий.
И так в чем же заключается мой личный опыт использования дифференцированного подхода при выполнении домашнего задания младшими школьниками.
Прежде всего я выявила обучающихся испытывающих трудности при выполнении домашнего задания путем анкетирования. Анализ анкетирования показал:
3. Бывает, что не выполняю задание вообще - 1 ученик.
4. Помогают дома делать домашние задания - 12 учеников.
5. Нужна помощь учителя в выполнении домашних заданий- 2 ученика.
Для таких обучающихся, я решила создать специальные карточки при помощи которых дети не только смогут закрепить полученные знания на уроке но и почувствовать себя действительно успешными (Приложение 1).
Данные карточки я использовала систематически на протяжении четверти. Таким образом, проверочные и контрольные работы, проведённые после каждой темы показали, что учащиеся, испытывающие трудности в обучении усвоили все пройденные темы.
Резюмирую все вышесказанное, следует отметить, что деление учащихся на « слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определённых успехов на своём уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы. Разделение учителем своих учеников на «слабых» и «сильных» чревато предвзятым отношением к детям. Кто - то часто незаслуженно может оказаться на всю свою школьную жизнь с клеймом «неудачник» (причём, что самое страшное, и сам поверив в это). Кто - то будет переоценивать свои возможности. Только по одной причине отсутствия индивидуального подхода к ребёнку в процессе обучения и воспитания, следовательно, отсутствия своевременного развития его возможностей. Дифференцированный подход в данном случае является средством поддержания у ребёнка веры в свои возможности, а оценка должна отражать истинный уровень знаний учащихся.
Учитывая условную принадлежность учащихся к разным группам, учитель осознаёт необходимость составления разно уровневых заданий, в том числе и для выполнения домашней работы. Суть дифференцированного подхода не в облегчении содержания материала, а в наличии более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания.
Таким образом, дифференциация учебной работы возможна только при условии, если учитель повседневно следит за результатом работы каждого ученика, его развитием, знает все его сильные и слабые стороны.
Анализ домашних работ, самостоятельных работ в классе, бесед с детьми показали, что при дифференцированном подходе к детям, испытывающим затруднения в обучении и выполнении домашней работы значительно повышает уровень усвоения знаний, достигаются определённые положительные успехи в работе. Анализ работ ещё показал, что не у всех учеников появилась уверенность в своих силах, они ещё испытывают затруднения в обучении. Значит, проблематика моей темы требует дальнейшего решения и работы над ней.