Просмотр содержимого документа
«Чередование видов деятельности на уроках английского языка при работе в классах с детьми с ОВЗ»
Планирование урока иностранного языка в начальной школе
в классах с детьми с ОВЗ
Лебедь Ю.В.
г. Санкт-Петербург, 2017 г.
Приступая к работе в классах с детьми с ОВЗ, первым делом я задумалась о том, насколько будет отличаться урок в таком классе от традиционного урока, как держать внимание детей 45 минут, какие виды деятельности им более подходят, насколько будет происходить усвоение адаптированной программы, какие корректировки необходимо будет вносить в нее в будущем.
Более того, каждый ученик в таком классе имеет свои особенности, которые надо учитывать. Одним из важнейших моментов является создание максимально комфортной обстановки для каждого, формирование позитивного, «уютного» настроя, умения на ходу корректировать текст или задания, тема которых может быть болезненна для детей (это касается ребят из неполных семей или воспитанников детского дома). Особенно это касается темы «My family”, “My bedroom” и т.д.
Как и для всех учеников начальной школы, больше всего детьми приветствуются все игровые формы подачи материала. В этом случае мы не только решали задачи усвоения новой лексики, но и давали возможность каждому побыть лидером (что важно, если в коллективе уже есть лидер, который не хочет своим лидерством делиться).
К примеру, становимся в кружок, в центре – сменный лидер, который бросает мяч участнику, а участник называет любое слово, относящееся к определенной теме. Не назвал – выбывает из игры, последний оставшийся участник, который продержался дольше всех, становится новым ведущим и т.д.
Еще вариант: Представители двух команд по очереди достают из коробки карточки с названиями предметов и помещают их под заголовками `Clothes`, `Shoes` или `Healthy and Unhealthy food`. • A chain of letters. Или: Сколько слов можно найти в этой цепочке? JUICEORANGEMYICECREAMANTUMBRELLA
Очень нравятся таким ученикам различные «договорки», когда рифма помогает проще запомнить английское слово, при том, что смысл текста ясен им, так как основной текст - на русском языке:
(У елки цвет всегда один,
Зимой и летом это – green.
Для Шарика, для друга,
Почему сосисок нет?
Утащил их рыжий cat.С
мотрю я телек – watch TV.
Ты не ленись а повтори
Семья иначе – family.
Ты мультики скорей включи,
Принес я сахар – sugar.)
Вторым важным моментом организации урока в классе с детьми с ОВЗ, безусловно, является максимальная визуализация подаваемого материала. Сегодня, благодаря современному оборудованию и наличию современных образовательных ресурсов, найти подходящий материал легко. Это и презентации, и обучающие мультфильмы, и использование ресурсов интерактивной доски. Желательно, чтобы мультфильмы были циклами, с одними и теми же героями, но попадающими в разные жизненные ситуации.
Велика роль музыкального ритмичного фона, максимально приближенного соответствия персонажей к их жизненным героям. Лучше избегать фантастических и неправдоподобных животных, нетипичных расцветок и пропорций. Мои ученики очень любят смешливого взрослого персонажа из серии WattsEnglish:
Усидеть в течение 45 минут моим «особенным детям» трудно, поэтому всегда с радостью приветствуются любые физкультминутки. Варианты – самые разные:
Hands up! Hands down! Hands on hips! Sit down! Hands up! To the sides! Bend left! Bend right! One, two, three …Hop! One, two, three ….Stop! Stand still! 2. Stand up! Clap! Clap! Arms up! Clap! Clap! Step! Step! Arms down! Clap! Clap! Please, sit down! 3. Hands up! Clap! Clap! Clap! Hands down! Shake! Shake! Shake! Hands on hips! Jump! Jump! Jump! Hop! Hop! Hop! Stop! Stand still! Good! Sit down, please!
Наша любимая (под музыку):
Head, shoulders, knees and toes ,
Knees and toes!
Head, shoulders, knees and toes,
Knees and toes!
And eyes, and ears, and mouth, and nose!
Head, shoulders, knees and toes!
Ну, а самое главное – полюбить таких разных и особенных детей, с удовольствием учиться вместе с ними, радоваться их успехам (и обязательно фиксировать и акцентировать на этом внимание!), тогда учитель с удовольствием будет находить и изобретать новые и итнересные методы обучения детей с ОВЗ с наиболее эффективным результатом.