Урок по теме: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена»
Урок по теме: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена»
Расширить знания о числовых последовательнастях, расмотрев последовательность особого вида - арифметическую.Вывести формулу n-го члена последовательности и научить по ней вычислять любой член последовательности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена»»
Урок по теме: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена»
Цель: Расширить знания учащихся о числовых последовательностях, рассмотрев числовую последовательность особого вида – арифметическую прогрессию, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии; вырабатывать умения применять формулы n-го члена арифметической прогрессии; развитие памяти, внимания, интуиции, аналогии, логического мышления; умений преодолевать трудности при решении математических задач; развитие познавательного интереса учащихся; способствовать совершенствованию навыков индивидуальной, фронтальной работы.
Ход урока
1.Организационный этап
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В путешествие отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
2. Мотивация урока.Притча.
Эта история произошла давным – давно. В древнем городе жил добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал между сомкнутыми ладонями и подумал: « Спрошу – ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт». Так завистник и сделал. Поймал бабочку, посадил между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка живая или мертвая»? Мудрец ответил: «Всё в твоих руках!»
Как часто, ребята, нам кажется, что ничего не понимаю, ничего не знаю, ничего не решу! Но я хочу повторить слова мудреца «все в твоих руках». Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
3.Проверка д/з. Актуализация опорных знаний.
С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке?
Наши познания в курсе алгебры похожи на подъём по лестнице. «Последовательность» - это только одна ступенька. Сегодня мы поднимемся еще на одну. Какую – узнаете чуть позже. А сейчас проверим, как вы усвоили материал по теме «последовательность»
Выполним тестовые задания с последующей самопроверкой.
Тест
№1 Является ли конечной последовательность делителей числа 1500?
а) да б) нет
№2 Является ли бесконечной последовательность кратных числа 8?
а) да б) нет
№3 Запишите последний член последовательности всех трёхзначных чисел
а)78 б)100 в)7424 г)999
№4 Выпишите пять первых членов последовательности двузначных чисел взятых в порядке возрастания
а)7,8,9,10,11
б)11,14,19,21,45
в)10,11,12,13,14
г)99,98,97,96,95
№5 Последовательность (аn) задана формулой аn = 5 n – 2. Найти а10. а) 48 б)21 в)7 г)342
№6 Последовательность (аn) задана формулой аn = 55 - 4 n . Найти номер члена последовательности, равного 15.
а)19 б)2 в)10 г)3
№7 Последовательность (аn) задана формулой аn = n2 -2 n + 3. Является ли число 66 членом последовательности.
а) да б) нет
1
2
3
4
5
6
7
а
а
г
в
а
в
б
Объясните, как вы понимаете, что такое последовательность? Приведите примеры последовательности.
а) последовательность четных положительных чисел 2,4,6,8…
б) последовательность нечетных положительных чисел 3,5,7…
в) дроби с числителем 1 в порядке убывания ½,1/3, ¼,1/5….
Какими могут быть последовательности? Последовательности могут быть конечными и бесконечными.
Как называются числа образующие последовательность? Числа, образующие последовательность называются членами последовательности.
4. Изучение нового материала.
Куда стремится человек?
Изучены космос и море,
Строенье звезд и вся земля.
Но математиков
зовет известный лозунг:
«Прогрессио – движение вперёд!»
Эти слова, ребята, написаны не случайно. Мы начинаем изучать одну из интереснейших тем алгебры «Арифметическая прогрессия». Сегодня на уроке мы познакомимся с определением арифметической прогрессии, формулой n-го члена арифметической прогрессии.
Назовите номера последовательностей, которые можно объединить в одну группу.(1,3,4)
1) 1; 3; 5; 7; 9…
2) 6; 12; 24; 48; …
3) 2; 7; 12; 17…
4) -16; -13; -10; -7…
5) 50; 25; 5; 1…
По какому признаку вы их объединили? Каждый следующий член последовательности больше предыдущего на одно и то же число.
Такие последовательности называются арифметической прогрессией.
Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.
Значит, в арифметической прогрессии выполняется условие: аn + 1 = аn + d
Посмотрим на арифметические прогрессии, чему равно d? d = 2
Как вы его нашли? Из следующего члена отняли предыдущий (аналогично с 3 и 4)
Это правило можно записать в виде формулы d = аn+1 - аn, d – называют разностью арифметической прогрессии.
Проверим, какие из следующих конечных последовательностей являются арифметическими прогрессиями. В арифметической прогрессии указать а1и d.
Какое условие должно выполняться? Разность арифметической прогрессии должна быть постоянна.
Можно сказать, что если разность арифметической прогрессии положительна, то прогрессия возрастает, отрицательна – убывает, разность равна нулю – постоянна.
Ребята, как вы думаете, что необходимо знать, чтобы найти любой член арифметической прогрессии. Необходимо знать а1 и d.
В арифметической прогрессии известны а1 и d.. Найти а2, а3, а4, а5, а100.
Дано: (аn) - арифметическая прогрессия, а1 и d.
Найти: а2, а3, а4, а5, а100.
Решение: а2 = а1 + d;
а3 = а2 + d = а1 + d + d = а1 + 2d;
а4 = а3 + d = а1 + 2d + d = а1 + 3d;
а5 = а4 + d = а1 + 3d + d = а1 + 4d;
Какую закономерность вы увидели? Число перед d на 1 меньше номера.
а100 = а1 + 99 d
Как бы вы записали формулу для нахождения n – го члена арифметической прогрессии?
аn = а1 + d(n – 1)
Как найти из этой формулы , , d , n?
,
,
, .
Для обозначения арифметической прогрессии словосочетание «арифметическая прогрессия» заменяют значком и пишут:
№2 Найдите первый член арифметической прогрессии, двенадцатый член которой равен 5, а разность арифметической прогрессии -3. а)16 б) 46 в) 52 г)38
№3 Найти разность арифметической прогрессии, если а1 =16, а8 = 37. а) 5 б)3 в)7 г)14
№4 В арифметической прогрессии (bn) b1 = -0,8 и d = 4. Найти b17. а)63,2 б)36,2 в)17,5 г) 23,4
№5 В арифметической прогрессии (хn) х1 = 14 и d = 0,5. Найти номер члена прогрессии равного 19. а)6 б) 12 в)9 г)64
8. Подведение итогов урока
Итак, наш урок подходит к концу. Достигли ли мы поставленных целей?
Да достигли, но научились находить не все компоненты, входящие в формулу n-го члена арифметической прогрессии. Какую задачу поставим на последующие уроки?
- Научиться находить номер члена арифметической прогрессии, доказывать, что последовательность, заданная формулу n-го члена является арифметической прогрессии, выяснять является ли число членом арифметической прогрессии.
Выучить п. 21, вопросы с.222, решить № 666, 668, 671, 673, 676.
Подготовить презентацию «Числа Фибоначчи».
9. Рефлексия.
Поговорки – зеркало настроения
1. Смелость города берет
2. Если я хочу осушить болото, то мне не стоит спрашивать лягушек о их согласии на это;
3. Старая песня на новый лад;
4. Тому, кто хочет вверх, не следует забывать о теплых вещах для спуска вниз;
5. Через тернии к звездам;
6. Человек предполагает, а бог располагает;
7. Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага