kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить знания о числовых последовательнастях, расмотрев последовательность особого вида - арифметическую.Вывести формулу n-го члена последовательности и научить по ней вычислять любой член последовательности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена»»

Урок по теме: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена»

Цель: Расширить знания учащихся о числовых последовательностях, рассмотрев числовую последовательность особого вида – арифметическую прогрессию, вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии; вырабатывать умения применять формулы n-го члена арифметической прогрессии; развитие памяти, внимания, интуиции, аналогии, логического мышления; умений преодолевать трудности при решении математических задач; развитие познавательного интереса учащихся; способствовать совершенствованию навыков индивидуальной, фронтальной работы.

Ход урока

1.Организационный этап

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В путешествие отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

2. Мотивация урока. Притча.

Эта история произошла давным – давно. В древнем городе жил добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал между сомкнутыми ладонями и подумал: « Спрошу – ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт». Так завистник и сделал. Поймал бабочку, посадил между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка живая или мертвая»? Мудрец ответил: «Всё в твоих руках!»

Как часто, ребята, нам кажется, что ничего не понимаю, ничего не знаю, ничего не решу! Но я хочу повторить слова мудреца «все в твоих руках». Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

3.Проверка д/з. Актуализация опорных знаний.

С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке?

Наши познания в курсе алгебры похожи на подъём по лестнице. «Последовательность» - это только одна ступенька. Сегодня мы поднимемся еще на одну. Какую – узнаете чуть позже. А сейчас проверим, как вы усвоили материал по теме «последовательность»

Выполним тестовые задания с последующей самопроверкой.


Тест

№1 Является ли конечной последовательность делителей числа 1500?

а) да б) нет

№2 Является ли бесконечной последовательность кратных числа 8?

а) да б) нет

№3 Запишите последний член последовательности всех трёхзначных чисел

а)78 б)100 в)7424 г)999

№4 Выпишите пять первых членов последовательности двузначных чисел взятых в порядке возрастания

а)7,8,9,10,11

б)11,14,19,21,45

в)10,11,12,13,14

г)99,98,97,96,95

№5 Последовательность (аn) задана формулой аn = 5 n – 2. Найти а10. а) 48 б)21 в)7 г)342

№6 Последовательность (аn) задана формулой аn = 55 - 4 n . Найти номер члена последовательности, равного 15.

а)19 б)2 в)10 г)3

№7 Последовательность (аn) задана формулой аn = n2 -2 n + 3. Является ли число 66 членом последовательности.

а) да б) нет

1

2

3

4

5

6

7

а

а

г

в

а

в

б


Объясните, как вы понимаете, что такое последовательность? Приведите примеры последовательности.

а) последовательность четных положительных чисел 2,4,6,8…

б) последовательность нечетных положительных чисел 3,5,7…

в) дроби с числителем 1 в порядке убывания ½,1/3, ¼,1/5….

Какими могут быть последовательности? Последовательности могут быть конечными и бесконечными.

Как называются числа образующие последовательность? Числа, образующие последовательность называются членами последовательности.

4. Изучение нового материала.

Куда стремится человек?

Изучены космос и море,

Строенье звезд и вся земля.

Но математиков

зовет известный лозунг:

«Прогрессио – движение вперёд!»

Эти слова, ребята, написаны не случайно. Мы начинаем изучать одну из интереснейших тем алгебры «Арифметическая прогрессия». Сегодня на уроке мы познакомимся с определением арифметической прогрессии, формулой n-го члена арифметической прогрессии.

Назовите номера последовательностей, которые можно объединить в одну группу.(1,3,4)

1) 1; 3; 5; 7; 9…

2) 6; 12; 24; 48; …

3) 2; 7; 12; 17…

4) -16; -13; -10; -7…

5) 50; 25; 5; 1…

По какому признаку вы их объединили? Каждый следующий член последовательности больше предыдущего на одно и то же число.

Такие последовательности называются арифметической прогрессией.

Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом.

Значит, в арифметической прогрессии выполняется условие: аn + 1 = аn + d

Посмотрим на арифметические прогрессии, чему равно d? d = 2

Как вы его нашли? Из следующего члена отняли предыдущий (аналогично с 3 и 4)

Это правило можно записать в виде формулы d = аn+1 - аn, d – называют разностью арифметической прогрессии.

Проверим, какие из следующих конечных последовательностей являются арифметическими прогрессиями. В арифметической прогрессии указать а1 и d.

Какое условие должно выполняться? Разность арифметической прогрессии должна быть постоянна.

а) 1;4;7;10; а2 – а1 = 3 разность постоянна, значит последовательность

а3 а2 = 3 является арифметической прогрессией.

а4 – а3 = 3 а1 = 1, d = 3

б) 1;-1;-3;-5; а2 – а1 = -2 разность постоянна, значит последовательность

а3 а2 = -2 является арифметической прогрессией.

а4 – а3 = -2 а1 = 1, d = -2

в) 4;4;4;4; а2 – а1 = 0 разность постоянна, значит последовательность

а3 а2 = 0 является арифметической прогрессией.

а4 – а3 = 0 а1 = 4, d = 0

Какой вывод из этих прогрессий можно сделать?

Можно сказать, что если разность арифметической прогрессии положительна, то прогрессия возрастает, отрицательна – убывает, разность равна нулю – постоянна.

Ребята, как вы думаете, что необходимо знать, чтобы найти любой член арифметической прогрессии. Необходимо знать а1 и d.

В арифметической прогрессии известны а1 и d.. Найти а2, а3, а4, а5, а100.

Дано: (аn) - арифметическая прогрессия, а1 и d.

Найти: а2, а3, а4, а5, а100.

Решение: а2 = а1 + d;

а3 = а2 + d = а1 + d + d = а1 + 2d;

а4 = а3 + d = а1 + 2d + d = а1 + 3d;

а5 = а4 + d = а1 + 3d + d = а1 + 4d;

Какую закономерность вы увидели? Число перед d на 1 меньше номера.

а100 = а1 + 99 d

Как бы вы записали формулу для нахождения n – го члена арифметической прогрессии?

аn = а1 + d(n – 1)

Как найти из этой формулы , , d , n?

,

,

, .

Для обозначения арифметической прогрессии словосочетание «арифметическая прогрессия» заменяют значком и пишут:

.

Значок заменяет словосочетание «арифметическая прогрессия».

Найти первые пять членов арифметической прогрессии 4; -12…

а) 4;-12; -26; 41; 18; б) 4;-12;-28;-44;-60;

в) 4;-12; -22;-38;-49; г) 4;-12;4;-12;4

5. Динамическая пауза. ( Направлена на профилактику остеохондроза.)

Сесть на краешек стула.

Поднять руки, потянуться, напрячь мышцы.

Вытянуть руки перед грудью, потянуться.

Руки в стороны, потянуться, напрячь мышцы.

Обхватить себя руками, выгнуть спину.

Принять рабочее положение.

6. Закрепление нового материала.

Решить № 663(устно), 665, 667, 669, 670, 672, 674, 675.

7. Самостоятельная работа

№2 Найдите первый член арифметической прогрессии, двенадцатый член которой равен 5, а разность арифметической прогрессии -3. а)16 б) 46 в) 52 г)38

№3 Найти разность арифметической прогрессии, если а1 =16, а8 = 37. а) 5 б)3 в)7 г)14

№4 В арифметической прогрессии (b n) b1 = -0,8 и d = 4. Найти b17. а)63,2 б)36,2 в)17,5 г) 23,4

№5 В арифметической прогрессии (хn) х1 = 14 и d = 0,5. Найти номер члена прогрессии равного 19. а)6 б) 12 в)9 г)64

8. Подведение итогов урока

Итак, наш урок подходит к концу. Достигли ли мы поставленных целей?

Да достигли, но научились находить не все компоненты, входящие в формулу n-го члена арифметической прогрессии. Какую задачу поставим на последующие уроки?

- Научиться находить номер члена арифметической прогрессии, доказывать, что последовательность, заданная формулу n-го члена является арифметической прогрессии, выяснять является ли число членом арифметической прогрессии.

Выучить п. 21, вопросы с.222, решить № 666, 668, 671, 673, 676.

Подготовить презентацию «Числа Фибоначчи».

9. Рефлексия.

Поговорки – зеркало настроения

1. Смелость города берет

2. Если я хочу осушить болото, то мне не стоит спрашивать лягушек о их согласии на это;

3. Старая песня на новый лад;

4. Тому, кто хочет вверх, не следует забывать о теплых вещах для спуска вниз;

5. Через тернии к звездам;

6. Человек предполагает, а бог располагает;

7. Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага

8. Ах, как я устал от этой суеты:

9. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по теме: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена»

Автор: Лысова Валентина Семеновна

Дата: 19.12.2018

Номер свидетельства: 491635


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства