открытиям.
А. И. Маркушевич.
Урок по алгебре и началам математического анализа в 11 классе.
Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям учебной программы, стандарту образования и возрастным особенностям учащихся.
На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная поисковая деятельность, которые способствуют приобретению и расширению знаний по изучаемому материалу. Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес учащихся, сотрудничества учителя и учащихся.
| Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Планируемые результаты УУД |
Предметные умения | УУД |
Организационный момент | - Объединяются в гетерогенные группы (теоретиков, практиков, физиков, экономистов). - Находят источники информации и самостоятельно используют их соответственно поставленным целям. - Находят «смайлик», соответствующий настроению | Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Обратите внимание на высказывание, записанное на доске. Сегодня каждый из вас, готовясь к уроку, сделал для себя открытие: кто –о выводе формулы для вычисления объемов тел вращения, кто – о применении интеграла. Какие, мы увидим на уроке. А от меня вам совет не только на сегодняшний урок, а и на будущее известного шведского писателя Иоганна Гаспара Лафатера: «Хочешь быть умным, научись разумно ставить вопросы, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать.» Перед началом работы Предлагаю вам выбрать «смайлик», который соответствует вашему настроению в данный момент. Я вам желаю хорошего настроения и успехов в работе на уроке | Приветствие учителя, гостей Подготовка рабочих мест Включение в деловой ритм урока Формулируют цели урока | Личностные: самоопределение, доброжелательное отношение к сверстникам. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Включаемость в коллективное обсуждение вопросов. Выделение и формулирование познавательной цели. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
Актуализация опорных знаний | -Вписывают слова, затем осуществляют взаимопроверку между группами с дальнейшим зачитыванием ответов | -Раздает текст каждой группе, необходимый для проверки степени усвоения обязательного теоретического материала. В нем пропущены слова. | - Зная уравнение окружности, уметь находить координаты центра окружности и ее радиус. - Уметь написать уравнение прямой, проходящей через начало координат; уравнение прямой, параллельной оси Ох. - Уметь написать формулу пути, пройденного телом за промежуток времени ; работу переменной силы F(х) во время перемещения тела из точки а в точку в через интеграл. | | |
Планирование действий по достижению цели | - Каждая группа мотивирует необходимость умения вычислять интегралы для решения прикладных задач (задания подготовить такой материал группы получили ранее) | - Акцентирует внимание на значение определенного интеграла для решения прикладных задач | Каждой группе предоставляется возможность на подготовленных примерах показать применение интеграла при решении прикладных задач Теоретический тест. 1.Формула Ньютона – Лейбница: 2.Задачи, в которых используются математические понятия, называют … 3.Уравнение х2+ у2= R2 задает … с центром …, где R - … 4. Прямая, которая проходит через начало координат, задается уравнением у = … 5. Прямая, параллельная оси Ох, задается уравнением у = … 6. Путь, пройденный телом за промежуток времени выражается через интеграл так: S=… 7. Работу переменной силы F(x) во время перемещения тела из точки а в точку в можно найти по формуле А=… 8. Электрический заряд, который проходит через поперечное сечение проводника за промежуток времени от до можно найти по формуле q =… | | Познавательные действия: Уметь ориентироваться в системе полученных ранее знаний |
Усовершенствование умений и навыков | Группа «теоретиков» подготовила теоретическую базу для вычисления объемов тел вращения. Три группы «практиков» работают над решением задач на вычисление объема шара, объема цилиндра, объема конуса с дальнейшим объяснением у доски. | Условия задач проектируются на мультимедийную доску Корректирует ответы учащихся у доски. | Группа «теоретиков». Пусть дано тело, ограниченное замкнутой поверхностью и двумя плоскостями х=а, х=в, перпендикулярными к оси Ох. Известно, что S- площадь сечения. Разобьем отрезок на n равных частей, через каждую проведем плоскость, перпендикулярную к оси Ох. S (xo), S(x1), .Эти плоскости делят тело на n равных тел. (Рис.1) Объем тела, которое находится между плоскостями и , при условии достаточно больших n приблизительно равен площади S ( 1) сечения, умноженной на высоту ∆х. Поэтому V= S(xo)∆x + S(x)∆x +…+S(xn-1)∆x = Vn. Таким образом, Vт.в.= Если тело образовано вращением криволинейной трапеции с основанием , ограниченной кривой у=f(x), вокруг оси Ох, то площадь сечения(круга) равна πf2(x). Таким образом, Vт.в.=π (x)dx Группа «практиков». 1.Объем шара. х2+ у2= R2, у= R2-х2. Если у 0, то у= . (Рис. 2) V=π )dx = π(R2x- ) =π(R3- +R3- ) = =π (2R3- R3) = πR3. Таким образом, Vш= πR3. 2.Объем цилиндра. Цилиндр – тело, образованное вращением прямоугольника ОАВС вокруг оси Ох. (Рис. 3) | Уметь применять интеграл для вычисления объемов тел вращения Уметь вычислять интеграл при помощи первообразной и ее свойств. | Познавательные действия: -Уметь переносить добытые знания в новую ситуацию. - Уметь развивать навыки использования каждой рабочей минуты. Коммуникативные действия: -Уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. - Уметь формулировать и аргументировать свое мнение |
| Группа «физиков» работает над решением задачи по физике с дальнейшим объяснением у доски. Группа «экономистов» | | Составим уравнение образующей цилиндра АВ: у= R. Vц = π dx = π x = π Таким образом, Vц = π 3.Объем конуса. Треугольник ОАВ вращается вокруг оси Ох. Составим уравнение образующей конуса (Рис. 4) ОА: у = к х, где к = tg α = . Vk= π dx = ∙ = = π H. Таким образом, Vk= π H. Группа «физиков». Задача. Работа силы F(x) во время перемещения тела из точки а в точку в равна А= Вычислите работу, которую надо выполнить для откачивания воды из ямы глубиной 10м, которая имеет квадратное сечение со стороной 4м. Плотность воды ρ=103кг/м3. Решение. Направим ось Ох вдоль действующей силы F(x). (Рис. 5) Сила F(x), которая действует на сечение прямоугольного параллелепипеда площадью 16ρ q (10 – х), где х∈ ; g=9,8м/с2. А= = =16p g (10 –x) dx = = 16p g (10x - ) =16∙103∙9,8∙50= 7,84∙106(Дж). Ответ: 7,84∙106Дж. Группа «экономистов». Задача. Продуктивность труда рабочего приблизительно выражается формулой f(x)= | Уметь использовать интеграл в физике, используя некоторые практические ситуации Уметь применять Уметь использовать | Личностные действия: -Уметь осознавать собственные достижения при освоении темы. Познавательные действия: -Развивать представление о математике как прикладной науке. |
| Работает над решением задачи экономического содержания с дальнейшим объяснением у доски. | | = - 0,0033 – 0,089t +20,96, где t-рабочее время (в часах). Вычислить объем продукции, выпущенной в течение месяца, считая, что рабочий день 8 часов, а на месяц приходится 22 рабочих дня. Решение. Объем выпуска продукции в течение дня является первообразной от функции, которая выражает продуктивность труда. Таким образом, V = 22 - 0,089t + 20,96)dt = 22(-0,0033∙ -0,089∙ +20,96t) = =22(-0,001∙512 – 2,848 +167,68) =22∙164, 27 ≈ 3614(ед). Ответ: 3614ед. | интеграл в экономике. Уметь применять формулу Ньютона – Лейбница. | -Уметь понимать связь интеграла с реальными процессами жизни. |
Рефлексия | Рецензируют выступления групп | - Предлагает учащимся оценить выступления групп. - Организует учащихся на самооценку | - Довольны ли вы своей работой на уроке? - Какие задания были для вас сложными? Легкими? - Как изменилось ваше настроение в конце урока (воспользуйтесь «смайликами»)? | | Регулятивные действия: Уметь владеть навыками самоконтро ля и самооценки своей деятельно сти. |
Итоги урока | | Учитель подводит итоги урока, оценивает выступления учащихся, акцентирует внимание на важность полученных знаний для успешного выполнения контрольной работы | | | |
- Подготовиться к контрольной работе по теме «Производная и интеграл».
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5