Просмотр содержимого документа
«Урок-консультация»
Пояснительная записка
Очень часто ученики задают на уроках вопрос: «А где это мне понадобиться в жизни?» С каждым годом им кажется, что темы, изучаемые в школе совсем далеки от жизни.
На данном уроке-консультации рассмотрен вопрос, связанный с функциональной грамотностью учащихся, основными составляющими которой являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Задания, формирующие математическую грамотность, помогают качественной подготовке к экзамену по математике. Рассмотрены приемы, технологии, учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся, способствующие подготовке к ОГЭ по математике.
При подготовке заданий для урока использовался «Сборник контрольно-измерительных материалов под редакцией И.В. Ященко». На мой взгляд в данном пособии автору удалось сформулировать задания так, что они максимально приближены к жизни. А главное важный (и приятный) вывод, к которому можно прийти после решения задач сборника, состоит в том, что очень часто финансово грамотное решение в реальной жизни вырабатывается путем аккуратных расчетов.
Таким образом, задачи, отобранные для урока, нацелены на формирование адекватных представлений о практико-ориентированных задачах и развитие навыков ответственного, грамотного потребительского поведения на рынке потребительских услуг.
Урок-консультация
Класс: 9
Тема. Решение практико-ориентированных задач. Сюжет «задачи о теплице».
Цель: Научить учащихся использовать математические знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения, сдачи экзаменов и успешной социализации в обществе.
Задачи:
- На примере сюжетных задач показать, как математика может пригодиться в жизни.
- Отобрать (назвать) необходимые ресурсы (знания) для решения проблемы.
- Выбрать эффективные пути и способы решения проблемы.
- Обосновать свой выбор.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
1.Ученик осознает смысл и понимает личную ответственность за будущий результат.
2.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.
3.Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось бы заниматься.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1.Умеют составлять план действий. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
2.Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные УУД:
1.Умеет формулировать проблемы и решать их.
2.Ученик владеет способами решения проблем.
3.Ученик может строить логическую цепь размышления. Умеет устанавливать причинно-следственную связь.
5.Ученик умеет проанализировать ход и способ действий.
Коммуникативные УУД:
1.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.
2.Ученик умеет вступать в диалог.
3.Может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации.
4.Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
Предметные результаты:
1.Развита мотивация к дальнейшему изучению.
2.Систематизированы базовые термины и понятия.
Ход урока:
Добрый день, ребята. Скажите, пожалуйста, какими знаниями надо обладать, чтобы успешно решать жизненные ситуации? (Ответы). Хорошо, а как на счет задач, которые непосредственно касаются бытовых ситуаций? А именно задач по математике? (Ответы).
Все ваши ответы сводятся к понятию функциональной грамотности – а именно способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности».
Функциональная грамотность объединяет в себе три вида грамотностей:
а) Читательская
б) Математическая
в) Естественно-научная
Все эти виды мы с Вами применяем на наших уроках, а так - же в подготовке к экзамену.
Перед вами блок заданий экзамена, а именно задачи с сюжетом «Теплица».
Для того, чтобы успешно решать эти задание, необходимо обладать читательской грамотностью, а именно уметь выделить основной смысл и ключевые слова в тексте и перенести эту информацию на чертеж, а так-же естественно-научной грамотностью (ориентироваться в пространстве теплицы.)
- Прочитайте задачу и выделите ключевые слова.
З адача:Ярослав Александрович решил построить на дачном участке теплицу длиной 5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Ярослав Александрович заказал металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,1 м каждая и покрытие для обтяжки.
Отдельно требуется купить плёнку для передней и задней стенок теплицы. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ВСС1В1, где точки В, О, С делят отрезок AD на четыре равные части. Внутри теплицы Ярослав Александрович планирует сделать три грядки по длине теплицы – одну центральную широкую грядку и две узкие грядки по краям. Между грядками будут дорожки шириной 50 см, для которых необходимо купить тротуарную плиткуразмером 25 см х 25 см.
1.Какое наименьшее количество дуг нужно купить для дорожек, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 70 см?
Ответ:
9
Важно: количество дуг на 1 больше, чем количество расстояний («шагов»), округление производится в большую сторону.
2. Сколько упаковок плитки необходимо купить для дорожек между грядками, если она продается в упаковках по 12 штук?
Ответ:
7
Это задание содержит в себе уже все виды грамотности: естественно-научная (чтобы представить дорожки, плитку, упаковки), читательская (не упустить, что плитка площадью меньшей, чем представленные ориентиры на чертеже), математическая (реальный подсчет количества упаковок плитки).
- В теплице 3 грядки, между которыми будут дорожки, т.е. всего 2 дорожки.
- Найдем площадь каждой дорожки, длина которых равна длине теплицы – 500 см, а ширина -50 см.
- Чему равна площадь двух дорожек?
- Найдите площадь одной плитки.
- Сколько плиток необходимо на дорожки?
3. Найдите ширину теплицы. Ответ дайте в метрах с точностью до сотых.
Ответ:
3
,
2
5
- Ширина теплицы отрезок AD.
- AD –диаметр окружности.
Мы знаем длину металлической дуги (длину полуокружности).
- Используя формулу длины окружности найдем диаметр.
(Повторяется правило округления до сотых)
4. Найдите ширину входа в теплицу. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.
Ответ:
1
,
6
- Ширина входа - это отрезок ВС – половина ширины теплицы, найденной в предыдущей задаче.
(Повторяется правило округления до десятых)
5. Найдите высоту входа в теплицу. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.
Ответ:
1
,
4
- Отрезок СС1 – является высотой входа в теплицу.
- Рассмотрите треугольник ОСС1.
- Какую теорему надо применить?
1,73
6. Найдите площадь участка под грядками в квадратных метрах. Результат округлите до десятых.
Ответ:
1
1
,
3
Что надо знать, чтоб решить эту задачу? (форму грядок, формулу площади прямоугольника)
- В задаче №3 мы нашли ширину теплицы.
7. Найдите ширину узкой грядки, если ширина центральной грядки относится к ширине узкой грядки как 5:2. Ответ дайте в сантиметрах.
Результат округлите до десятков.
Ответ:
5
0
- Найдите ширину всех грядок.
- Сколько частей составляет ширина?
- Сколько сантиметров в одной части?
- Чему равна ширина узкой грядки?
8. Сколько процентов составляет площадь, отведенная под грядки, от площади всего участка, отведенного под теплицу? Ответ округлите до целых.
Ответ:
6
9
Для решения данной задачи воспользуемся задачей № 6.
- Сколько процентов составляет площадь всего участка?
- Составьте пропорцию и решите задачу.
9. Сколько квадратных метров плёнки необходимо купить для передней и задней стенок, если с учетом крепежа её нужно брать с запасом 10%? Ответ округлите до целого значения.
Ответ:
9
- Какую геометрическую фигуру образуют передняя и задняя стенки?
- Как вычислить площадь круга?
Рефлексия:
Итак, какой блок задач мы с Вами учились решать сегодня?
Что нам надо было знать для решения этих задач?
Данные задачи являются практико-ориентированными. Это значит, что вы вполне себе можете столкнуться с ними в реальной жизни.