kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-консультация

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке рассматриается вопрос, связанный с функциональной грамотностью учащихся, способствующие подготовке к ОГЭ по математике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-консультация»

Пояснительная записка

Очень часто ученики задают на уроках вопрос: «А где это мне понадобиться в жизни?»  С каждым годом им кажется, что темы, изучаемые в школе совсем далеки от жизни.

 На данном уроке-консультации рассмотрен вопрос, связанный с функциональной грамотностью учащихся, основными составляющими которой являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Задания, формирующие математическую грамотность, помогают качественной подготовке к экзамену по математике. Рассмотрены приемы, технологии, учебные задачи, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся, способствующие подготовке к ОГЭ по математике.

При подготовке заданий для урока использовался «Сборник контрольно-измерительных материалов под редакцией И.В. Ященко». На мой взгляд в данном пособии автору удалось сформулировать задания так, что они максимально приближены к жизни. А главное важный (и приятный) вывод, к которому можно прийти после решения задач сборника, состоит в том, что очень часто финансово грамотное решение в реальной жизни вырабатывается путем аккуратных расчетов.

Таким образом, задачи, отобранные для урока, нацелены на формирование адекватных представлений о практико-ориентированных задачах и развитие навыков ответственного, грамотного потребительского поведения на рынке потребительских услуг.

        



Урок-консультация


Класс: 9

Тема. Решение практико-ориентированных задач. Сюжет «задачи о теплице».


Цель: Научить учащихся использовать математические знания, приобретенные ими за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения, сдачи экзаменов и успешной социализации в обществе.


Задачи:

- На примере сюжетных задач показать, как математика может пригодиться в жизни.

- Отобрать (назвать) необходимые ресурсы (знания) для решения проблемы.

- Выбрать эффективные пути и способы решения проблемы.

- Обосновать свой выбор.


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

1.Ученик осознает смысл и понимает личную ответственность за будущий результат.

2.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

3.Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось бы заниматься.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1.Умеют составлять план действий. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

2.Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД:

1.Умеет формулировать проблемы и решать их.

2.Ученик владеет способами решения проблем.

3.Ученик может строить логическую цепь размышления. Умеет устанавливать причинно-следственную связь.

5.Ученик умеет проанализировать ход и способ действий.        

Коммуникативные УУД:

1.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

2.Ученик умеет вступать в диалог.

3.Может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации.

4.Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.  

Предметные результаты:

1.Развита мотивация к дальнейшему изучению.

2.Систематизированы базовые термины и понятия.




Ход урока:


Добрый день, ребята. Скажите, пожалуйста, какими знаниями надо обладать, чтобы успешно решать жизненные ситуации? (Ответы). Хорошо, а как на счет задач, которые непосредственно касаются бытовых ситуаций? А именно задач по математике? (Ответы).

Все ваши ответы сводятся к понятию функциональной грамотности – а именно способности человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности».

Функциональная грамотность объединяет в себе три вида грамотностей:

а) Читательская

б) Математическая

в) Естественно-научная

Все эти виды мы с Вами применяем на наших уроках, а так - же в подготовке к экзамену.

Перед вами блок заданий экзамена, а именно задачи с сюжетом «Теплица».

Для того, чтобы успешно решать эти задание, необходимо обладать читательской грамотностью, а именно уметь выделить основной смысл и ключевые слова в тексте и перенести эту информацию на чертеж, а так-же естественно-научной грамотностью (ориентироваться в пространстве теплицы.)


- Прочитайте задачу и выделите ключевые слова.


З адача: Ярослав Александрович решил построить на дачном участке теплицу длиной 5 м. Для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Ярослав Александрович заказал металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5,1 м каждая и покрытие для обтяжки.

Отдельно требуется купить плёнку для передней и задней стенок теплицы. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ВСС1В1, где точки В, О, С делят отрезок AD на четыре равные части. Внутри теплицы Ярослав Александрович планирует сделать три грядки по длине теплицы – одну центральную широкую грядку и две узкие грядки по краям. Между грядками будут дорожки шириной 50 см, для которых необходимо купить тротуарную плитку размером 25 см х 25 см.

1.Какое наименьшее количество дуг нужно купить для дорожек, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 70 см?

Ответ:

9







Важно: количество дуг на 1 больше, чем количество расстояний («шагов»), округление производится в большую сторону.

2. Сколько упаковок плитки необходимо купить для дорожек между грядками, если она продается в упаковках по 12 штук?


Ответ:

7







Это задание содержит в себе уже все виды грамотности: естественно-научная (чтобы представить дорожки, плитку, упаковки), читательская (не упустить, что плитка площадью меньшей, чем представленные ориентиры на чертеже), математическая (реальный подсчет количества упаковок плитки).

- В теплице 3 грядки, между которыми будут дорожки, т.е. всего 2 дорожки.

- Найдем площадь каждой дорожки, длина которых равна длине теплицы – 500 см, а ширина -50 см.

- Чему равна площадь двух дорожек?

- Найдите площадь одной плитки.

- Сколько плиток необходимо на дорожки?


3. Найдите ширину теплицы. Ответ дайте в метрах с точностью до сотых.


Ответ:

3

,

2

5




- Ширина теплицы отрезок AD.

- AD –диаметр окружности.

Мы знаем длину металлической дуги (длину полуокружности).

- Используя формулу длины окружности найдем диаметр.

(Повторяется правило округления до сотых)


4. Найдите ширину входа в теплицу. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.


Ответ:

1

,

6





- Ширина входа - это отрезок ВС – половина ширины теплицы, найденной в предыдущей задаче.

(Повторяется правило округления до десятых)


5. Найдите высоту входа в теплицу. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.


Ответ:

1

,

4





- Отрезок СС1 – является высотой входа в теплицу.

- Рассмотрите треугольник ОСС1.

- Какую теорему надо применить?

1,73


6. Найдите площадь участка под грядками в квадратных метрах. Результат округлите до десятых.


Ответ:

1

1

,

3




Что надо знать, чтоб решить эту задачу? (форму грядок, формулу площади прямоугольника)

- В задаче №3 мы нашли ширину теплицы.





7. Найдите ширину узкой грядки, если ширина центральной грядки относится к ширине узкой грядки как 5:2. Ответ дайте в сантиметрах.

Результат округлите до десятков.


Ответ:

5

0






- Найдите ширину всех грядок.

- Сколько частей составляет ширина?

- Сколько сантиметров в одной части?

- Чему равна ширина узкой грядки?

8. Сколько процентов составляет площадь, отведенная под грядки, от площади всего участка, отведенного под теплицу? Ответ округлите до целых.


Ответ:

6

9






Для решения данной задачи воспользуемся задачей № 6.

- Сколько процентов составляет площадь всего участка?

- Составьте пропорцию и решите задачу.

9. Сколько квадратных метров плёнки необходимо купить для передней и задней стенок, если с учетом крепежа её нужно брать с запасом 10%? Ответ округлите до целого значения.


Ответ:

9







- Какую геометрическую фигуру образуют передняя и задняя стенки?

- Как вычислить площадь круга?



Рефлексия:

Итак, какой блок задач мы с Вами учились решать сегодня?

Что нам надо было знать для решения этих задач?


Данные задачи являются практико-ориентированными. Это значит, что вы вполне себе можете столкнуться с ними в реальной жизни.


Домашнее задание:

Отработайте варианты с блоком задач «Теплица»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Алгебра

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-консультация

Автор: Кандалова Светлана Ивановна

Дата: 25.06.2024

Номер свидетельства: 653625


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства