Просмотр содержимого документа
«"Понятие корня n-ой степени из действительного числа"»
Степени и корни. Степенные функции
Урок 1. Понятие корня n-й степени из действительного числа
Цель: рассмотреть корень n-й степени из числа.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Изучение нового материала
Обсуждение с учащимися понятие квадратного корня из числа а: это такое число, квадрат которого равен числу а. Другими словами, х - квадратный корень из числа а, если выполнено равенство х2 = а.
По аналогии ученики вводят понятие корня n-й степени из числа а. Обобщение совершенно очевидно: корнем n-й степени из числа а называется такое число х, n-я степень которого равна а. Другими словами, х - решение уравнения хn = а.
Пример 1
а) Число 4 является корнем уравнения х3=64, т. к. выполнено равенство 43=64.
б) Числа 2 и -2 являются корнями уравнения х4=16, т. к. выполнены равенства: 24=16 и (-2)4=16.
Вообще, при рассмотрении уравнения хn = а, как правило, получаем решения, которые являются иррациональными числами. Такое решение обозначают символом (читают: корень n-й степени из числа а). Например, решением уравнения х3=2 является иррациональное число, которое обозначают символом
При решении уравнения хn =а (где а 0, n ∈ N, n ≥ 2) получаем в случае четного n два корня: в случае нечетного n - один корень Это проиллюстрировано рисунком, на котором приведен график функции у = хn и приведено решение уравнения хn = а.
Приведем теперь строгое определение корня.
Определение 1. Корнем n-й степени (n = 2, 3, 4, 5, ...) из неотрицательного числа а называют такое неотрицательное число, при возведении которого в степень получают число а. Таким образом, если a ≥ 0 и n = 2, 3, 4, 5, то: 1) и 2) Приняты термины: - корень n-й степени из числа а, число а - подкоренное число, число n - показатель корня.
Для наиболее часто встречающихся корней приняты специальные названия: при n = 2 говорят «квадратный корень» и обозначают символом √a, при n = 3 говорят «кубический корень» и обозначают символом
Вообще, зависимости обозначают одну и ту же связь между неотрицательными числами а и b. Операцию нахождения корня называют извлечением корня. Такая операция является обратной по отношению к операции возведения в соответствующую степень, что видно из данных таблицы.(см в учебнике)
Возведение в степень
Извлечение корня
43 = 64
0,54 = 0,0625
Обратите внимание, что в таблице фигурируют только положительные числа, т.к. это оговорено в определении 1.
Пример 2
Используя определение, вычислим:
а) так как 125 ≥ 0, 5 ≥ 0 и 53 = 125;
б) так как 0,0081 ≥ 0, 0,3 ≥ 0 и 0,34 = 0,0081;
в) так как
г) так как
д) так как 0 ≥ 0 и 09 = 0.
Операцию извлечения корня можно ввести и для отрицательного числа а, но только в случае нечетного показателя n корня. Например, равенство (-4)3 = -64 можно записать в виде Для этого случая определение корня аналогично уже приведенному.
Определение 2. Корнем нечетной степени n (n = 3, 5, 7, ...) из отрицательного числа а называют такое отрицательное число, при возведении которого в степень n получают число а. Таким образом, если а и 2)
Пример 3
Используя определение, вычислим:
а) так как -32 5 = -32;
б) так как -0,125 3 = -0,125;
в) так как
Таким образом, корень четной степени имеет смысл (т. е. определен) только для неотрицательных подкоренных чисел; корень нечетной степени имеет смысл для любых подкоренных чисел.
Пример 4
Решим уравнение:
а) Корень четной степени - число неотрицательное и не может равняться числу -1. Поэтому данное уравнение решений не имеет.
б) Обе части уравнения - неотрицательные выражение и число. Поэтому обе части возведем в четвертую степень и получим линейное уравнение 5х-14=1 или 5х=15, корень которого х=3. Итак, данное иррациональное уравнение имеет единственное решение х=3.
в) Уравнение содержит корень нечетной степени. Возведем в куб обе части и получим линейное уравнение 3х+10=-8 или 3х=-18, корень которого х=-6. Таким образом, данное уравнение имеет единственное решение х=-6.
III. Контрольные вопросы
1. Определение корня n-й степени из неотрицательного числа.
2. Корень нечетной степени из отрицательного числа.
Урок 2. Нахождение корня n-й степени из действительного числа.
Цели урока: формировать навыки решения n- степени вида f(x)=g(x); отработать навыки вычисления корней n-степени; формировать навыки решения неравенств n-степени.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение и закрепление пройденного материала:
Проверка домашнего задания:С места №15(в).
III. Объяснение нового материала.
Пример 1
Левая часть уравнения - неотрицательное выражение, т. к. является квадратным корнем. Поэтому правая часть также должна быть неотрицательным выражением, т. е. х+1≥0 (откуда х≥-1). Возведем в квадрат обе части данного уравнения 11-х=(х+1)2. При этом очевидно, что подкоренное выражение 11-х≥0, т. к. (х + 1)2≥0. Получим квадратное уравнение 11-х=х2+2х+1 или 0=х2+3х-10. Его корни x1=2 и х2=-5. Однако условию х≥-1 удовлетворяет только значение х=2. Поэтому корень х=-5 посторонний. Итак, данное иррациональное уравнение имеет единственное решение х = 2.
Вывод:
Иррациональное уравнение, как правило, сводится к равносильной системе, содержащей уравнения и неравенства.
1. - из двух систем выбирают ту, которая решить проще.
2. . Тогда: Если а
Если , уравнение равносильно уравнению .
3.
Рассмотрим решение простейших иррациональных неравенств.
Пример 2
Решим неравенство:
а) Левая часть неравенства - неотрицательное выражение, правая часть - отрицательное число. Поэтому неравенство выполнено для всех значений х из ОДЗ неравенства. Решим неравенство например, методом интервалов. Получаем х∈[1,5; 4). Этот промежуток является решением данного иррационального неравенства.
б) Левая часть неравенства - неотрицательное выражение, правая часть - положительное число. Поэтому возведем обе части неравенства в квадрат: х2 + 3х ≥ 4. При этом подкоренное выражение положительно. Решим полученное квадратное неравенство х3 + 3х - 4 ≥ 0 и получим: х ∈ (-∞; -4] U [1; +∞).
в) ОДЗ неравенства задается условием х2+8х≥0. Решение этого неравенства х∈(-∞;-8]U[0;+∞). Обе неотрицательные части неравенства возведем в квадрат. Получаем квадратное неравенство х2+8х2+8х-9∈(-9;1). С учетом ОДЗ находим решение данного иррационального неравенства: х∈(-9; -8] U [0; 1).
Цель: закрепить умение решать задачи на вычисления корня степени; рассмотреть свойства функций
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
Ответы на вопросы по домашнему заданию.
Разбор задач № 19(г)
III. Контроль усвоения материала (письменный опрос).
Вариант 1
1. Определение корня n-й степени из неотрицательного числа.
2. Решите уравнение (неравенство):
3. Сравните числа и
Вариант 2
1. Определение корня нечетной степени из отрицательного числа.
2. Решите уравнение (неравенство):
3. Сравните числа 2 и
IV. Изучение нового материала
Сначала обсудим свойства функции для неотрицательных значений аргумента. Степенная функция у=хn при х∈[0; +∞) монотонна. Поэтому такая функция обратима. Найдем обратную функцию. Из равенства у=хn выразим переменную х и получим Поменяем переменные х и у местами и получим функцию , обратную для функции у=хn. Поэтому график функции симметричен графику функции у=хn относительно прямой у=х для х≥0. (рис.1)
Перечислим основные свойства функции (х ≥ 0):
1) область определения D(f) = [0; +∞).
2) функция не является ни четной, ни нечетной;
3) функция возрастает на [0; +∞);
4) функция ограничена снизу и не ограничена сверху;
5) наименьшее значение функции унаим=0 при х=0, наибольшего значения функция не имеет;
6) функция непрерывна;
7) область значений E(f) = [0; +∞);
8) функция выпукла вверх;
9) функция дифференцируема (имеет производную) в любой точке х 0 и не имеет производной в точке х = 0.
Пример 1
Построим график функции
Построим вспомогательную систему координат с началом в точке (2; 1) и осями – прямыми y = 1 и х = 2. В этой новой системе координат построим график функции
Можно было также сместить график функции на две единицы вправо и на одну единицу вверх.
Остановимся теперь на свойствах функции в случае нечетного значения n и любых значений аргумента x. Очевидно, что такая функция является нечетной. Действительно, получаем: Так как выполнено равенство у(-х) = -у(х), то функция нечетная и ее график симметричен относительно начала координат. На рисунке приведен график этой функции. (рис.2)
Перечислим основные свойства функции для нечетного значения n:
1) область определения D(f) = (-∞; +∞);
2) функция нечетная и ее график симметричен относительно начала координат;
3) функция возрастает на (-∞; +∞);
4) функция не ограничена;
5) функция наименьшего и наибольшего значения не имеет;
6) функция непрерывна;
7) область значений E(f) = (-∞; +∞);
8) функция выпукла вниз на промежутке (-∞;0] и выпукла вверх на промежутке [0; +∞);
9) функция дифференцируема (имеет производную) в любой точке х ≠ 0 и не имеет производной в точке х = 0.
IV. Контрольные вопросы
1. Приведите свойства и график функции
2. Перечислите свойства и приведите график функции для нечетных n.
Цель: закрепить свойства функции , отработка умения строить график функции , свойства функции при решении иррациональных уравнений и неравенств.
Ход урока:
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
Анализ Самостоятельной работы. Обсуждение наиболее сложных заданий.
Вариант 1:
№2 а) Решение: x1=0, x2=1
б) Решение: x
в) Решение: , т.к. 20, методом интервалов: xϵ(1;5]
№3 Решение: ,
Вариант 2:
№2 а) Решение: x1=0, x2=1
б) Решение: x
в)Решение: , т.к.20, методом интервалов: xϵ[-2,5;-1)
№3 Решение: 2 ,
Теоретический опрос: 1. Приведите свойства и график функции
2. Перечислите свойства и приведите график функции для нечетных n.
III. Объяснение нового материала:
Как можно использовать свойства функции при решении иррациональных уравнений и неравенств? Рассмотрим на конкретных примерах.
Пример 1
Решим уравнение графическим методом
В одной системе координат построим графики функций и у = х + 1. Видно, что графики функций пересекаются в единственной точке А(0; 1). Проверка показывает, что эта точка принадлежит и графику функции , и графику функции у = х + 1. Тогда данное уравнение имеет единственный корень: х = 0 - абсцисса точки А.
Графический способ решения подсказывает и аналитическое решение. Легко проверить, что x = 0 — корень данного уравнения. При этом функция у = х + 1 возрастает, а функция убывает. Тогда данное уравнение имеет только один корень.
Пример 2
Решим неравенство
В одной системе координат построим графики функций и у = 2х - 1. Графики функций пересекаются в единственной точке А(1; 1), и данное неравенство выполняется на промежутке х ∈(-∞; 1].
Пример 3
Построим и прочитаем график функции у = f(х), где
Сначала построим график функции у=-х-2 на промежутке (-∞; -1). Затем строим график функции на промежутке [-1; +∞). С учетом построенного графика перечислим основные свойства функций:
1) область определения D(f) = (-∞; +∞);
2) функция не является ни четной, ни нечетной;
3) функция убывает на (-∞; 1] и возрастает на [-1; +∞);
4) функция ограничена снизу и не ограничена сверху;
5) наименьшее значение функции унаим = -1 при х = -1, наибольшего значения функция не имеет;
6) функция непрерывна;
7) область значений E(f) = [-1; +∞);
8) функция выпукла вниз на промежутке [-1;0] и выпукла вверх на промежутке [0;+∞);
9) функция дифференцируема (имеет производную) в любой точке х, кроме х=-1 и х=0. Не имеет производной в точках х=-1 и х=0.
Пример 4
Найдем область определения и область значений функции:
а) Область определения функции задается условием 4х2 - 9 ≥ 0. Решение этого неравенства D(f) = (-∞; -1,5] U [1,5; +∞). В этих промежутках функция принимает значения E(f) = [0; +∞).
б) Функция определена при всех значениях х, т. е. D(f) = (-∞; +∞). При этом сама функция также принимает все значения, т. е. E(f) = (-∞; +∞).
в) Область определения функции задается условиями х - 2 ≥ 0 и х2 + 5 ≥ 0. Решение этой системы неравенств D(f) = [2; +∞). В этом промежутке функции х – 2 ≥ 0 и х2 + 5 возрастающие. При этом х - 2 ≥ 0 и х2 + 5 ≥ 9, тогда и Поэтому область значений данной функции E(f) = [12; +∞).
Цель: проверить знания по пройденному материалу, обсудить свойства корней по Теоремам 1 и 2, применять их к решению задач.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа).
Вариант 1
1. Найдите область определения функции:
2. Постройте график функции:
Вариант 2
1. Найдите область определения функции:
2. Постройте график функции:
III. Изучение нового материала
Для вычисления иррациональных выражений необходимо знать свойства корней n-й степени и уметь ими пользоваться.
Теорема 1. Корень n-й степени (n = 2, 3, 4, ...) из произведения двух неотрицательных чисел равен произведению корней n-й степени из этих чисел, т. е.
Докажем это утверждение. Для удобства введем обозначения: Надо доказать, что для неотрицательных чисел х, у, z выполнено равенство х = y ∙ z. При введенных обозначениях имеем: тогда или откуда х=y∙z. Это и требовалось доказать.
Пример 1
Вычислим:
Разумеется, приведенную формулу можно применять слева направо и справа налево.
Пример 2
Вычислим:
Теорема 2. Корень n-й степени из отношения неотрицательного числа а и положительного числа b равен отношению корней n-й степени из этих чисел, т. е.
Докажем такое утверждение. Пусть
Надо доказать, что для неотрицательных чисел х и у и положительного числа z выполнено равенство . При введенных обозначениях получаем: тогда или откуда . Таким образом, утверждение доказано.
Пример 3
Вычислим:
Пример 4
Найдем:
Пример 5
Вычислим
Прежде всего обратим смешанное число в неправильную дробь: Теперь, используя теорему 2, найдем:
Разумеется, теоремы 1 и 2 являются обобщениями аналогичных свойств квадратных корней (8 класс).
IV. Контрольные вопросы (фронтальный опрос)
1. Сформулируйте (и докажите) теорему о корне из произведения чисел.
2. Сформулируйте (и докажите) теорему о корне из частного двух чисел.
2. Анализ самостоятельной работы. Разбор наиболее сложных заданий:
Вариант 1
1. Найдите область определения функции:
а) Решение: (x+3)(x-1)≤0, xϵ[-3;1]
б) Решение: xϵ[-3;1.5]
2. Постройте график функции:
а) переносим начало координат в т.(2;1) и строим у=
б) преобразуем: у= , у= , х≠1⇒строим у= –это смещенный график функции у= по оси ОХ вправо на 3 единицы.
Вариант 2
Найдите область определения функции:
а) Решение: (x+5)(x-1)≤0, xϵ[-5;1]
б) Решение: xϵ[-0,5;2]
2. Постройте график функции:
а) переносим начало координат в т.(-3;-2) и строим у=
б) преобразуем: у= , у= , х≠1⇒строим у= –это смещенный график функции у= по оси ОХ вправо на 2 единицы.
III. Изучение нового материала
Рассмотрим теперь другие свойства радикалов.
Теорема 3. Чтобы возвести корень n-й степени из неотрицательного числа а в натуральную степень k, надо в эту степень возвести подкоренное выражение, т.е. Очевидно, что такое утверждение является следствием теоремы 1. Действительно, получаем:
Пример 1
Вычислим:
Теорема 5. Если показатели корня и подкоренного выражения умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то значение корня не изменится, т. е.
Обозначим (тогда по определению корня выполнено равенство xnp = akp) и (тогда имеем уn = аk). Возведем в степень р обе части последнего равенства: уnр =аkp. Сравнивая равенства хnр = аkр и уnр = аkp, получаем хnр = уnр, откуда х = у (что и требовалось доказать).
Пример 2
а) (показатели корня и подкоренного выражения разделили на 4);
б) (показатели корня и подкоренного выражения умножили на 2).
Пример 3
Упростим выражение
Каждый корень, входящий в выражение, представим в виде корня степени 12 (теорема 5) и учтем теорему 1. Получаем:
IV. Контрольные вопросы (фронтальный опрос)
1. Возведение корня из числа в натуральную степень.
Теорема 4. Чтобы извлечь корень n-й степени из корня k-й степени из неотрицательного числа а, надо извлечь корень степени nk из этого числа, т. е.
Докажем это утверждение. Обозначим Надо доказать, что для неотрицательных чисел х и у выполнено равенство х = у. Возведем в n-ю степень х и получим: Теперь такое равенство возведем в степень k. Имеем: (хn)k = а или хnk = а. Также возведем в степень nk величину у и получим: уnk = а. Очевидно, что xnk = уnk, и тогда х = у.
Утверждение доказано.
Пример 1
Упростим выражение:
Вернемся к Теореме 5. Используя ее при решении задач можно попасть в «ловушку». Рассмотрим пример:
Пример 2
Упростить выражение: .
Если бездумно применить теорему 5 и формально разделить показатели корня и подкоренного выражения на 4, получится под корнем четной степени отрицательное число: =
Еще один пример, где легко ошибиться:
Пример 3
Вычислить:
Недопустимы следующие преобразования:=, т.к. в результате перемножения отрицательного первого множителя с положительным вторым множителем получили положительное число. Правильнее будет так:
=-
Вывод: В случае умножения или деления показателей на одно и то же четное число необходимо контролировать, чтобы а было всегда положительным:
Цель: закрепить свойства корней и их использование для преобразования выражений, сравнения иррациональных чисел, проверить уровень усвоения пройденного материала.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
2. Остальные учащиеся: Анализ самостоятельной работы. Разбор наиболее сложных заданий:
Вариант 1
а) , ,
б) , ,
3. а) ; б)
4. а) 3
б)
Вариант 2
2. а) , = , 125
б) , ,
3. а) ; б)
4. а) 4
б)
3. Решение задач (у доски):
№ 1150(а)
а) = - =-25
№6.31
Докажите, что 2 , если = .
Доказательство: 2 =2 . Ч.т.д.
III. Изучение нового материала
Во многих случаях требуется выполнять операции вынесения из-под корня и внесения под корень некоторых выражений. В случае корней четной степени, как правило, допускаются ошибки.
Еще раз напомним, что , если n - четное натуральное число, т.е .
Пример 1
а) Вынесем множитель за знак корня
Учтем ОДЗ данного выражения: a - любое действительное число, b ≥ 0. Используя свойства корней, получаем: (учтем, что
б) Внесем множитель под знак корня
ОДЗ данного выражения: b ≥ 0 и a - любое действительное число. Поэтому необходимо рассмотреть два случая:
если a ≥ 0, то
если а
Итак, данное выражение
№ 6.25 (а,б)
Внесите переменные под знак корня:
а) ad2
б) –p3q=
Так как
№ 6.26 (а)
Вынесите переменные из-под знака корня:
а) .
Так как Значит,
IV. Задание на дом:
№1150(б): ,
№1152(б,г): б) ; г)
№6.25(в,г): в) –mn3
№6.26(б):
V. Подведение итогов урока
Урок 10. Иррациональные выражения.
Цели урока: ввести понятие иррационального выражения,формировать умение решать задания на преобразование выражений, содержащих радикалы; формировать умение решать задания на освобождение знаменателя дроби от иррациональности.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
Остальные учащиеся: Теоретический опрос с выписыванием свойств корня n-степени на доске:
III. Изучение нового материала
Приведенные формулы используют для преобразования выражений, содержащих корни (радикалы). Такие выражения называют иррациональными. Рассмотрим наиболее типичные примеры.
Пример 1
Упростим числовое выражение:
а) Вынесем множители за знаки корней. Получаем:
б) Используем свойство произведения корней и формул разности квадратов. Имеем:
в) Предположим, что подкоренное выражение является квадратом разности, т.е. где а и b - некоторые положительные числа. Возведем в квадрат правую часть равенства: Приравняем целую и иррациональную части. Получаем систему уравнений Решением этой системы являются числа а = 4 и b = 3. Таким образом,
Было учтено, что √2 ≈ 1,4 и
В ряде случаев полезно избавляться от корней (иррациональности) в знаменателях дробей. Для этого используют формулы сокращенного умножения.
Пример 2
Избавимся от иррациональности в знаменателе дроби
Запишем знаменатель дроби в виде Очевидно, что такое выражение является неполным квадратом разности чисел Поэтому умножим числитель и знаменатель данной дроби на сумму (сопряженную величину) и учтем формулу суммы кубов. Получаем:
Цели урока: формировать умение решать задания на преобразование выражений, содержащих радикалы; формировать умение решать задания на освобождение знаменателя дроби от иррациональности.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
Разбор домашнего задания: Учитель отвечает на вопросы по домашнему заданию.
Самостоятельная работа:
III. Изучение нового материала
На прошлом занятии мыиспользовали формулы сокращенного умножения, чтобы избавляться от корней (иррациональности) в знаменателях дробей.
Этот же прием можно использовать и для решения более сложных задач.
Пример 1
Найдем сумму дробей
Избавимся в сумме А от иррациональности в знаменателях дробей:
Так как в рассматриваемой сумме сокращаются все слагаемые, кроме первого и последнего, то она равна
Пример 2
У простим выражение
Для того чтобы A было определено, необходимо выполнить условия: 1 - х ≥ 0, 4х2 - 12х + 9 ≥ 0. Первое из них выполнено для х ≤ 1, второе - для всех х, так как 4х2 – 12x + 9 = (2х - 3)2 ≥ 0. Тогда выражение А имеет вид: Раскрывая знак абсолютной величины для х ≤ 1 (а при таких х выражение 2х - 3
Из приведенного примера видно, что в рассматриваемых выражениях успешно используются формулы сокращенного умножения. Рассмотрим еще один пример.
Остальные уч-ся: Анализ самостоятельной работы. Разбор наиболее сложных заданий:
Вариант 1
а),
б)
Вариант 2
а),
б)
III. Изучение нового материала
Иногда для решения задачи с радикалами проще использовать новую переменную
Пример 1
Упростим выражение Под каждым из радикалов, входящих в А, находится полный квадрат суммы чисел, что, однако, является неочевидным. Чтобы убедиться в этом, введем новую переменную Подставив это выражение в А, получим:
Так как арифметический корень у ≥ 0, то выражения у+1 и 2у+1 положительны. Поэтому Это выражение определено при х ≥ 5/3.
Заметим, что во многих случаях выражения, содержащие радикалы, с помощью простейших замен сводятся к алгебраическим рациональным выражениям.
Пример 2
Упростим выражение
Введем очевидные замены тогда х = у2 и а = z2. Подставив х и а в выражение А, получим:
Возвращаясь к исходным переменным х и а, найдем А = 3x. Это выражение А определено при х ≥ 0, а ≥ 0, х ≠ а.
IV. Задание на уроке
§ 36, № 29 (а); 30 (б); 24 (а, б); 27 (в, г).
V. Задание на дом
§ 36, № 24 (в, г); 27 (а, б); 29 (б); 30 (а).
VI. Подведение итогов урока
Урок 13. Обобщающее повторение по теме «Преобразование выражений, содержащих радикалы».
Цели урока: закрепить умение решать задания на преобразование выражений, содержащих радикалы различными методами.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала:
Решение задач у доски с объяснением:
Пример1:
Решите уравнение
-2х-5=-32; -2х=-27; х=13,5.
Пример 2:
Преобразуем:
Пусть t= , t . Получим: t2+t-12=0; t1=-4 – не подходит, t2=3 ⇒
Пример 3:
Т.к. х то получим: -5х-2х+6х=-х. значит исходное выражение равно 0,25.
а) строим постепенно путем преобразований графики функций: y1=
б) строим постепенно путем преобразований графики функций: y1=
.
Пример 6:
Вычислить:
а)
б) =
№ 36.23(в)
III.Задание на дом:
§ 33-36, №36.23(а), 35.11(б,г), 35.27(в),
Построить графики функций: а) y=- , б) y=-
Вычислить:
Найти значение выражения:
IV.Подведение итогов урока.
Урок 14. Контрольная работа №1 по теме «Преобразование выражений, содержащих радикалы»
Цель: проверка знаний учащихся по изученной теме.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Варианты контрольной работы
Урок 15. Обобщающее повторение по теме «Преобразование выражений, содержащих радикалы».
Цели: сообщить результаты работы; рассмотреть наиболее типичные ошибки; разобрать трудные задачи.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
II. Итоги контрольной работы
III. Ответы и решения
Вариант 1
а) 3,5; б) 108
График симметричен относительно Ох графику . Начало системы координат смещено в точку(1;3).
х2-х-131=-125 ⇒ х2-х-6=0 ⇒ х1=3, х2=-2
b +
Преобразуем уравнение: -6=0, 3 +3 .
Пусть t= ⇒
Вариант 2
а) 2,3; б) 968
График симметричен относительно Ох графику . Начало системы координат смещено в точку(-3;-5).
х2-х-44=-32 ⇒ х2-х-12=0 ⇒ х1=4, х2=-3
Преобразуем уравнение: =0, 2 2 .
Пусть t= ⇒
IV. Решение задач:
№1(17егэ).
Число равно Каждому из четырёх чисел в левом столбце соответствует отрезок, которому оно принадлежит. Установите соответствие между числами и отрезками из правого столбца.
НЕРАВЕНСТВА
РЕШЕНИЯ
А)
Б)
В)
Г)
1) [−2; −1]
2) [0; 1]
3) [2; 3]
4) [4; 5]
Впишите в приведённую в ответе таблицу под каждой буквой соответствующий отрезку номер.
А
Б
В
Г
Заметим: = 0,7. Используя данное приближение, оценим приведённые в условии выражения.
А) значит, принадлежит первому промежутку.
Б) значит, принадлежит второму промежутку.
В) Заметим: Значит, принадлежит третьему промежутку.
Г) Значит, принадлежит четвёртому промежутку.
Ответ: 1234.
№2(9егэ-п).
Найдите значение выражения при
Выполним преобразования:
При имеем Тогда
Ответ: 2.
№3(9егэ-п).
Найдите , если при
Решение: Подставим аргументы в формулу, задающую функцию:
⇒ Ответ: 1.
V. Задание на дом
№1(9егэ-п).
Найдите значение выражения при
Воспользуемся тождеством и раскроем модули на отрезке [6; 10]:
Ответ: 4.
№2(9егэ-п).
Найдите , если
Решение.
Подставим аргументы в формулу, задающую функцию:
Следовательно, Ответ: 0.
№3(17егэ).
На координатной прямой отмечены точки A, B, C, и D.
Каждой точке соответствует одно из чисел в правом столбце. Установите соответствие между указанными точками и числами.
ТОЧКИ
ЧИСЛА
А) A
Б) B
В) C
Г) D
1)
2)
3)
А
Б
В
Г
4)
В таблице под каждой буквой укажите соответствующий номер.
Решение: Чтобы определить числа на координатной оси примерно посчитаем, что представляет собой каждое из них:
1) , что соответствует точке D
2) , что соответствует точке A
3) , что соответствует точке С
4) , что соответствует точке B
VI. Подведение итогов урока
Урок 16. Показатель степени
Цели: обобщить понятие степени числа; рассмотреть свойства степеней.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
II. Повторение и закрепление пройденного материала
Разбор домашнего задания: Учитель отвечает на вопросы по домашнему заданию.
III. Изучение нового материала
В более ранних классах было определено понятие степени числа с целым показателем. Выражение аn имеет смысл при всех целых n и любых значениях а, кроме а = 0 и n ≤ 0.
Пример 1
а) Выражения и т. д. определены.
б) Выражения 0-3, 0-7, 00 не имеют смысла.
Напомним свойства таких степеней. Для любых чисел а, b и любых целых чисел m и n выполнены равенства:
7) если m n, то аm аn при а 1 и аmn при 0
Теперь необходимо понять смысл выражений и т. д. Для этого надо таким образом обобщить понятие степени, так чтобы выполнялись все или часть перечисленных свойств степеней. Рассмотрим равенство Тогда по определению корня q-й степени разумно считать, что будет корнем q-и степени из числа аp.
Итак, степенью числа а 0 с рациональным показателем (где р - целое число, q - натуральное (q 1)) называется число т. е. При этом степень числа 0 определена только для положительных показателей, т. е. 0r = 0 для любого r 0.
Пример 2
По определению степени с рациональным показателем и свойствам корней получаем:
Сделаем ряд замечаний, связанных с понятием степени с рациональным показателем.
1) Для любого а 0 и любого рационального числа r число аr 0.
2) По основному свойству дробей рациональное число можно записать в виде для любого натурального числа k. Тогда значение степени не зависит от формы записи рационального числа, т. к.
3) При а . Поясним это примером. Рассмотрим С другой стороны, и тогда Получаем противоречие.
Для приведенного определения степени с рациональным показателем выполняются все приведенные ранее основные свойства степеней, но только для положительных оснований.
И так, для любых рациональных чисел s и t и любых положительных чисел а и b справедливы равенства:
6) если 0 ssпри s 0 и as bsпри s
7) если s t, to as btпри a atи astпри 0
Перечисленные свойства доказываются исходя из определения степени с рациональным показателем, свойств корней и свойств степени с целым показателем.
Пример 3
Докажем свойство 1.
Пусть где n и l - натуральные числа, m и k - целые. Тогда получаем:
Аналогично доказывают свойства 2-5.
Пример 4
Докажем свойство 6.
Запишем число S 0 в виде где m и n - натуральные числа. Из неравенства 0 mm. По свойству корней из такого неравенства получаем: или или аss.
1. Дайте определение степени числа с рациональным показателем.
2. В каком случае определена степень числа 0?
3. Запишите на доске основные свойства степеней числа.
III. Изучение нового материала
Обсудим применение приведенных свойств.
Пример 1
Вычислим выражение
Используя свойства степени с рациональным показателем, запишем выражение в виде
Пример 2
Упростим выражение
Перейдем к рациональным показателям степени и получим:
IV. Задание на уроке
§ 37, №24 (г); 26 (б); 27 (а, б); 28 (в, г).
V. Задание на дом
§ 37, №24 (б, в); 26 (г); 27 (в, г); 29 (б).
VI. Подведение итогов урока
Урок 18. Понятие степени с любым рациональным показателем
Цели: закрепить навыки решения задач, содержащих степени с любым рациональным показателем.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
II. Повторение и закрепление пройденного материала
Разбор домашнего задания: Учитель отвечает на вопросы по домашнему заданию.
2. Решение задач:
Пример 1
- разбирает учащийся у доски
III. Изучение нового материала
Пример 1
Вычислим выражение
Используем определение рационального показателя степени и свойства степеней. Имеем: Для удобства введем новые переменные и получим:
В этом примере оказалось целесообразным использование новых переменных, т. к. это сразу позволило перейти к выражению с натуральными показателями степени, с которым удобнее проводить преобразования.
Пример 2
Сравним числа
Число запишем в виде степени с рациональным показателем Так как то по последнему свойству степеней или
Пример 3(13егэ-п)
Решите уравнение
Сделаем замену переменной: , причем . Получаем:
Раскроем первый модуль: т.к. , получаем:
Воспользуемся определением модуля. Получаем:
Ответ:
IV. Задание на уроке
§ 37, №30 (а, б); 32 (а); 33 (б).
V. Задание на дом
§ 37, № 30 (в, г); 32 (б); 33 (а),
№1(13егэ-п): Решите уравнение ,
№2
VI. Подведение итогов урока
Урок 19. Степенные функции, их свойства и графики
Цели: обобщить понятие степенной функции; рассмотреть свойства и графики таких функций.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
II. Повторение и закрепление пройденного материала
Проверка домашнего задания у доски: 2 ученика – №1 и №2
Контроль усвоения материала (Самостоятельная работа):
Вариант 1
1. Найдите значение выражения:
2. Упростите выражение:
3. Сократите дробь:
а) , б)
4. Известно, что f(x)=g(x)= . Докажите, что f(4)=g(2x).
Вариант 2
1. Найдите значение выражения:
2. Упростите выражение:
3. Сократите дробь:
а) , б)
4. Известно, что f(x)=g(x)= . Докажите, что f(8)=4g(x).
III. Изучение нового материала
Функции вида у = xr (где r - любое действительное число (в том числе и иррациональное)) называют степенными функциями. Пока будем рассматривать только рациональные показатели r. Многие такие функции изучались ранее. Если r - натуральное число (r = n), то получаем функцию у = хn. При n = 1; 2; 3 получаем графики прямой (n = 1), параболы (n = 2) и кубической параболы (n = 3). График степенной функции у = хn в случае четного n (n = 4, 6, 8) похож на параболу (у = х2), а в случае нечетного n (n = 5, 7, 9, ...) - на кубическую параболу (у = х3).
Если r = -n, то получаем степенную функцию у = х-n или Вид таких функций при четных и нечетных n представлен на рисунке.
При r = 0 имеем функцию у = х0 или у = 1 (где х ≠ 0). Графиком такой функции является горизонтальная прямая у = 1 с выколотой точкой х = 0 (х 0).
V. Задание на уроке
§ 38, № 3 (а); 7(а), 8(в).
VI. Задание на дом
§ 38, № 3 (б); 7(в), 8(а),
№1(13егэ-п)
а) Решите уравнение .
б) Укажите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку ,
VII. Подведение итогов урока
Урок 20. Свойства функции , где
Цели: рассмотреть свойства и графики таких функций , где и сравнить со свойствами и графиком функции , где
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
II. Повторение и закрепление пройденного материала
Проверка домашнего задания у доски: 2 ученика – №7(в) и 8(а); №1
Остальные учащиеся теоретический опрос:
Определение степенной функции у = xr.,
Как выглядят графики функций у = хn, n ϵ N при четном и нечетном n
Как выглядят графики функций у = х-n, n ϵ N при четном и нечетном n
III. Изучение нового материала
Рассмотрим теперь степенные функции с рациональными показатели степени. Их свойства и графики существенно зависят от показателя степени
Свойства функции для
1. Область определения D(f) = [0; +∞).
2. Определенной четности не имеет.
3. Возрастает на промежутке [0; +∞).
4. Ограничена снизу и не ограничена сверху.
5. Наименьшее значение yнаим = 0, наибольшего значения не имеет.
6. Непрерывна.
7. Область значений E(f) = [0; +∞).
8. Выпукла вниз.
Свойства функции для
1. Область определения D(f) = [0; +∞).
2. Определенной четности не имеет.
3. Возрастает на промежутке [0; +∞).
4. Ограничена снизу и не ограничена сверху.
5. Наименьшее значение унаим = 0, наибольшего значения не имеет.
6. Непрерывна.
7. Область значений E(f) = [0; +∞).
8. Выпукла вверх.
Урок 21. Свойства функции
Свойства функции для
1. Область определения D(f) = (0; +∞).
2. Определенной четности не имеет.
3. Убывает на промежутке (0; +∞).
4. Ограничена снизу и не ограничена сверху.
5. Наименьшего и наибольшего значений не имеет.
6. Непрерывна.
7. Область значений E(f) = (0; +∞).
8. Выпукла вниз.
Наконец обсудим производную степенной функции.
Теорема (без доказательств). Если х 0 и r - любое рациональное число, то производная степенной функции у = хrвычисляется по формуле y' = rxr-1.
Пример 1
Найдем производную функцию:
При этом было использовано правило дифференцирования
Пример 2
Исследуем функцию на монотонность и экстремумы и построим ее график.
1. Найдем производную данной функции:
2. Функция существует при х ≥ 0, производная существует при х 0. Поэтому критических точек у функции нет. Стационарную точку найдем из условия у' = 0 или откуда х = 1.
3. Очевидно, что при х ∈ (0; 1], значение у' ≤ 0 и функция у(х) убывает на этом промежутке. При х ∈ [1; +∞) значение у' ≥ 0 и функция у(х) возрастает. В точке х = 1 функция у(х) имеет минимум
4. График функции у(х) пересекает ось абсцисс в точке, которая является решением уравнения или откуда х = 0 или х = 3.
5. Построим график функции у(х).
Пример 3
Найдем наименьшее и наибольшее значения функции на:
2. Функция существует при х ≥ 0, производная существует при х 0. Поэтому критических точек у функции нет. Стационарную точку найдем из условия у' = 0 или откуда и х = 1.
3. При х ∈ (0; 1] значение у' ≥ 0 и функция у(х) убывает на этом промежутке. При x ∈ [1; +∞) значение у’ = 0 и функция y(х) возрастает. В точке х = 1 функция у(х) имеет минимум
а) Найдем значения функции на концах промежутка [0; 27]. у(0) = 0, Точка минимума лежит на данном промежутке, и Тогда наименьшее значение функции на отрезке наибольшее значение
б) Так как концы промежутка 0 и 27 интервалу (0; 27) не принадлежат, то функция у(х) наибольшего значения не имеет. Точка х = 1 лежит на данном интервале, и наименьшее значение функции
в) На промежутке [8; 27] функция у(х) возрастает. Поэтому наименьшее значение функции и наибольшее значение
Пример 4
Напишем уравнение касательной к графику функции в точке a = 1.
Напомним общий вид уравнения касательной:
1. Найдем значение функции:
2. Найдем производную функции: и ее значение f'(1) = 1.
3. Подставим значения f(a), f’(а) и а в уравнение касательной и получим: у = 1 + 1 ∙ (х - 1) или у = х.
Урок 22. Зачет по теме «Степени и корни. Степенные функции»
Цель: проверка знаний учащихся по вариантам одинаковой сложности.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Характеристика зачетной работы
Работа составлена в двух равноценных вариантах. По сравнению с контрольной работой увеличено количество заданий. Соответственно» У учащихся возрастает возможность выбора задач. Все задания разбиты на три блока А, В и С. Самые простые задачи находятся в части А, более сложные - в части В, еще сложнее - в части С. Каждая задача из А оценивается в 1 балл, из В - в 2 балла, из С — в 3 балла. Поэтому за правильное решение всех задач блока А можно получить 7 баллов, блока В - 8 баллов и блока С - 9 баллов (всего 24 балла). Оценка 3 ставится за 6 баллов, оценка 4 - за 10 баллов, оценка 5 - за 14 баллов.
Так как эта работа является зачетной, то в нее не включены принципиально новые задачи. Поэтому разбору заданий работы отдельного задания можно и не посвящать (решения задач могут быть вывешены на стенде). Для стендового размещения разбор вариантов приводится.
III. Варианты зачетной работы
Вариант 1
А
1. Вычислите значение числового выражения
2. Расположите числа в порядке возрастания.
3. Найдите области определения и значений функции
4. Постройте график функции
5. Определите число решений системы уравнений Найдите эти решения.
6. Упростите выражение
7. Найдите производную функции
В
8. Найдите значение выражения
9. Упростите выражение
10. Решите уравнение
11. Постройте график функции
C
12. Даны две функции: Докажите тождество f(g(x)) = g(f(x)) и найдите значение выражения f(g(2)).
13. Решите уравнение
14. Прямая касается графика функции и проходит через точку (-11/3; 0). Найдите координаты точки пересечения этой прямой с осью ординат.
Вариант 2
А
1. Вычислите значение числового выражения
2. Расположите числа в порядке возрастания.
3. Найдите области определения и значений функции
4. Постройте график функции
5. Определите число решений системы уравнений Найдите эти решения.
6. Упростите выражение
7. Найдите производную фикции
В
8. Найдите значение выражения
9. Упростите выражение
10. Решите уравнение
11. Постройте график функции
С
12. Даны две функции: Докажите тождество f(g(x)) = g(f(x)) и найдите значение выражения f(g(-2)).
13. Решите уравнение
14. Прямая касается графика функции и проходит через точку (-15/4; 0). Найдите координаты точки пересечения этой прямой с осью ординат.
Ответы
Вариант 1
4. График построен.
5. Одно решение (1; 1).
11. График построен.
Решения
12. Функции f(x) и g(x) взаимообратные. По свойству таких функций f(g(x)) = g(f(x)) = х Так как обычно такого свойства не помнят, то вычислим значения данных функций непосредственно:
Таким образом, тождество доказано и f(g(2)) = 2.
Ответ: тождество доказано, f(g(2)) = 2.
13. Введем новые переменные Получаем первое уравнение: a - b = 3. Возведем в куб переменные а и b: а3 = х + 5 и b3 = х - 4. Вычтем эти выражения и получим второе уравнение: а3 - b3 = 9, или (a - b)(a2 + ab + b2) = 9, или a2 + ab + b2 = 3. Имеем систему двух уравнений: Из первого уравнения выразим а = b + 3 и подставим во второе уравнение. Получаем квадратное уравнение: (b + 3)2 + (b + 3)b + b2 = 3 или b2 + 3b + 2 = 0, корни которого b1 = -1 и b2 = -2. Учтем, что х = b3 + 4 и найдем x1 = 3 и х2 = -4.
Ответ: x1 = 3 и х2 = -4.
14. Напишем уравнение касательной. Найдем производную функцию и получим: Предположим, что касание происходит в точке х = а. Получаем уравнение касательной: или Для нахождения величины а учтем, что касательная проходит через точку (-11/3; 0). Получаем уравнение: или откуда а = 13/3. Тогда уравнение касательной имеет вид: или Подставим значение х = 0 и найдем точку пересечения касательной с осью ординат: у = 11/12. Таким образом, координаты этой точки (0; 11/12).
Ответ: (0; 11/12).
Ответы
Вариант 2
4. График построен.
5. Одно решение (1; 1).
11. График построен.
Решения
12. Функции f(x) и g(x) взаимообратные. По свойству таких функций f(g(x)) = g(f(x)) = х. Так как обычно такого свойства не помнят, то вычислим значения данных функций непосредственно:
Таким образом, тождество доказано и f(g(-2)) = -2.
Ответ: тождество доказано, f(g(-2)) = -2.
13. Введем новые переменные Получаем первое уравнение: a - b = 1. Возведем в куб переменные а и b: а2 = х - 3 и b2 = х - 10. Вычтем эти выражения и получим второе уравнение: а3 - b3 = 7, или или a2 + ab + b2= 7. Имеем систему двух уравнений: Из первого уравнения выразим а = b + 1 и подставим во второе уравнение. Получаем квадратное уравнение: или b2 + b - 2 = 0, корни которого b1 = -2 и b2 = 1. Учтем, что х = b3 + 10, и найдем x1 = 2 и х2 = 11.
Ответ: x1 = 2 и х2 = 11.
14. Напишем уравнение касательной. Найдем производную функцию и получим: Предположим, что касание происходит в точке х = а. Получаем уравнение касательной: или Для нахождения величины а учтем, что касательная проходит через точку (-19/4; 0). Получаем уравнение: или 0 = -19 + 8а + 9, откуда а = 5/4. Тогда уравнение касательной имеет вид: или Подставим значение х = 0 и найдем точку пересечения касательной с осью ординат: у = 3/4. Таким образом, координаты этой точки (0; 3/4).