Учитель: сегодня на уроке нам предстоит знакомство с неравенствами второй степени с одной переменной. А находить решения неравенств мы будем, опираясь на уже известные нам понятия и свойства из темы “Квадратичная функция”.
Прежде, чем открыть новые знания, давайте проверим себя, готовы ли мы к этому, всё ли было усвоено на уроках, имеются ли слабые места. Для этого проведём разминку по изученному материалу.
II. Актуализация знаний. Работа по готовым рисункам. (Слайд 1-3)
(Ответы появляются по щелчку мыши на вопросы)
слайд 1
Что называется квадратным трехчленом?
Что надо сделать, чтобы найти корни квадратного трехчлена?
Как называется функция вида у=ах2+bх+с?
Что является графиком квадратичной функции?
От чего зависит направление ветвей параболы?
слайд 2 (Ответы появляются по щелчку мыши на кнопки с соответствующим заданием)
Что можно сказать о количестве корней уравнения и знаке коэффициента а, если график квадратичной функции расположен следующим образом ...
слайд 3 (Ответы появляются по щелчку мыши на кнопки с соответствующим заданием)
Назовите промежутки знакопостоянства функции, если её график расположен указанным способом ...
III. Новый материал. (Слайд 4 – 10)
– Мы с вами умеем строить график квадратичной функции, умеем решать квадратные уравнения, а сегодня мы должны научиться решать неравенства второй степени с одной переменной.
Запишем тему урока в тетрадь.
Учитель:
Аналогично, используя промежутки знакопостоянства функции, мы с вами будем решать неравенства второй степени с одной переменной. Сначала давайте дадим определение. Наводящие вопросы:
Какой вид имеет квадратное уравнение?
Какой вид имеет квадратный трёхчлен?
Как вы думаете, какой вид будет иметь неравенство второй степени с одной переменной? (ах2 + вх + с 0иах2 + вх + с
А теперь попробуйте сформулировать определение
(Учащиеся предлагают различные варианты, учитель корректирует и структурирует предложенное и показывает слайд 5).
Итак, запишем определение в тетрадь
Выполним в тетрадях следующее задание:
Слайд 6. Решить неравенство:
№1. х2 – 5х –50 0
Решение.
1. (устно)
– Какая квадратичная функция соответствует данному неравенству?
– Что является её графиком?
– Выясним, как расположена парабола относительно оси х.
– Как она может быть расположена? (пересекать ось х, находиться выше оси х, ниже оси х, касаться оси х)
– Как это определить? (найти нули функции, решив квадратное уравнение)
2. (один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях)
3. Покажем схематически, как расположена парабола относительно оси х (демонстрация слайдом, учащиеся работают в тетрадях).
4. y x € (–5;10)
Физкультминутка.(1')
В классе найдите карточку с правильным ответом только что решенного задания и назовите её цвет.
Продолжим.
Учитель: Что изменится, если знак неравенства поменять (рассмотреть все возможные случаи. Слайд 6(2) - 8)
№2.
y 0 при x € [–5;10] (сопровождается демонстрацией слайда 7)
Слайд 7.
№3.
y 0 при x € (сопровождается демонстрацией слайда 8)
№4.
y 0 при x € (сопровождается демонстрацией слайда 8)
Слайд 8.
№5.
y 0 при x €
№6.
Ответ:
Слайд 9. Сформулируем алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной.
Чтобы решить квадратное неравенство достаточно посмотреть на график функции y=ax2+bx+c. Какие знания о квадратичной функции нам понадобятся для составления алгоритма решения неравенств? (учащиеся предлагают различные варианты, учитель корректирует и структурирует предложенное. Затем шаги алгоритма появляются на слайде презентации).
Слайд 10. Продемонстрируем алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной (каждый шаг алгоритма сопровождается показом презентации и записывается учащимися в тетрадь как образец решения). 1. Приведите неравенство к виду
ax2+bx+c0 (ax2+bx+c
2. Рассмотрите функцию
y=ax2+bx+c
3. Определите направление ветвей
4. Найдите точки пересечения параболы с осью абсцисс (для них y=0; х1и х2 найдите, решая уравнение ax2+bx+c=0)
5. Схематически постройте график функции y=ax2+bx+c
6. Выделите часть параболы, для которой y0 (y
7. На оси абсцисс выделите те значения х, для которых y0 (y
8. Запишите ответ в виде промежутков
IV. Первичное осмысление и применение изученного материала (16')
№ 114(а, б)
Слайд 11-13. Используя схему графика функции f(x), заполните таблицу (фронтальная работа с классом)
Слайд 16. Учащиеся выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой.
V. Домашнее задание (2')
п.8, № 116 (а, б, в), 130 (а, б)
VI. Подведение итогов. Рефлексия. (3')
– Сформулируйте определение неравенств второй степени с одной переменной.