Вступительное слово учителя. Умение решать текстовые задачи практически совпадает с основами математической грамотности. Однако, в алгебре нет области, вызывающей больше затруднений, чем решение текстовых задач. Для текстовых задач не существует единого алгоритма решения — в этом вся их сложность. Фактически, каждую задачу приходится решать «с нуля». Зубрить их тоже бесполезно, потому что текстовых задач слишком много. Тем не менее, существуют типовые задачи, которые вполне стандартно решаются и постоянно встречаются в суммативных и аттестационных работах. Ими мы и займемся. Для начала приготовим теоритический материал. Актуализация опорных знаний. На каждом столе формулы (приложение 3). Группам нужно выполнить соответствующее задание: Группы 1,3 - Закрасьте лишнее. Группы 2,5 - Впишите недостающие элементы. Группы 4,6 - Найдите ошибку. Самопроверка по эталону Деление на группы. Ученики выбирают задачу. Группу составляют ученики, выбравшие задачи одной темы Учитель предлагает на обсуждение универсальные дескрипторы для всех задач: Задача/ Дескриптор | д/з | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Составляет ряд чисел по условию задачи | * | | | | | | | | | | Определяет ариф или геом прогрессией он является | * | | | | | | | | | | Выбирает соот формулу | * | | | | | | | | | | Вычисляет и записывает ответ | * | | | | | | | | | | Всего дескрипторов___. 24-20 отличная работа! 19-16 хорошая работа! 15-12 не спать! (подчеркни) (таблица находится в тетради ученика). Решение задач. 1. Решение задачи по выбору. Каждый ученик решает выбранную задачу в тетради. По завершении, поднимает руку. Одноклассник, который приготовил эту задачу, подходит и проверят (взаимопроверка по дескрипторам), отмечает в соответствующей графе. Кроме этого результаты формативного оценивания учитель вносит в сводную таблицу (приложение 4) 2. Создание задачи с изюминкой. После проверки ученики размещают решение своей задачи на листе А4 с «изюминкой» (приложение 5): закрасьте лишнее, впишите недостающие элементы, найдите ошибку. Как это сделать практически, ученики поняли при актуализации опорных знаний. Далее. Прием «Вращающаяся станция». 3. Решение задачи с «изюминкой». Задачу с «изюминкой» ученики передают по часовой стрелке внутри группы. Решают и передают далее по часовой стрелке. 4. Проверка задачи с изюминкой. Проверка (взаимопроверка по дескрипторам) и отметка в соответствующей графе. 5. Решение задачи «лотерея». Из задач, которые не выбрали ребята в начале урока, каждая группа берет задачу не глядя. В этом этапе обычно участвуют дети с высоким темпом работы. Все задачи с решениями и иллюстрациями находятся в приложении 6. Пропедевтика. Всем ученикам предложена задача: Бизнесмен Бакубаев получил в 2019 году прибыль в размере 5000000 тенге. Каждый следующий год его прибыль увеличивалась на 20% по сравнению с предыдущим годом. Сколько тенге заработал бизнесмен Бакубаев за 2022 год? Ученики составляют математическую модель задачи: прибыль за 2019 год – 5млн тенге; прибыль за 2020 год – 5млн тенге + 20% (1 млн тенге) = 6млн тенге; прибыль за 2021 год – 6млн тенге + 20% (1,2 млн тенге) = 7,2 млн тенге; прибыль за 2020 год – 7,2млн тенге + 20% (1,44 млн тенге) = 8,44млн тенге. Делают вывод: ряд чисел не является ни арифметической, ни геометрической прогрессией. Комментарий учителя: для решения подобных задач есть специальные формулы. С ними познакомимся на следующем уроке. |