Урок математики по теме "Пропорции".
Класс: 7.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; развивать вычислительные навыки и умения решения пропорций и задач с помощью пропорций.
Понятия: пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции.
Планируемые результаты: уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними; анализируют условия и требования задачи.
Оборудование:
Раздаточный материал: листочки, ручки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
II. Тема и цели урока. (Слайд №1).
III. Повторение и закрепление пройденного материала.
Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
Контроль усвоения материала (самостоятельная работа «Зависимости и формулы. Прямая и обратная пропорциональности»).
Математическая разминка.
IV. Работа по теме урока.
Пешеход, который идет с постоянной скоростью, за 10 мин. прошел 750м, а за 20 мин. – 1500 м. Очевидно, что отношения 750/10 и 1500/20 равны, т.к. они выражают одну и ту же величину – скорость движения пешехода в метрах в минуту, поэтому можно записать равенство 750/10=1500/20. Такие равенства называют пропорциями.
Если отношение a/b равно c/d, то равенство a/b=c/d называют пропорцией.
Читают пропорцию по-разному. Помимо дословного перевода с буквенного языка: «отношение a к b равно отношению c к d», можно говорить иначе: «a так относится к b, как c относится к d». Числа, образующие пропорцию a/b=c/d, имеют специальные названия: a и d называют крайними членами, b и c – средними членами. Происхождение этих терминов станет совершенно понятным, если записать пропорцию в строчку: a:b=c:d.
А как узнать, является ли равенство вида a/b=c/d пропорцией? Например, является ли пропорцией равенство 0,2/0,35=8/14? Это можно сделать, вычислив каждое из отношений, а можно воспользоваться известным правилом сравнения дробей. Воспользовавшись вторым способом, получим, что 0,2*14=8*0,35, т.е. наше равенство – пропорция.
Любая пропорция обладает следующим свойством:
Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.
Сформулированное утверждение называют основным свойством пропорции. С помощью букв его можно записать так:
если a/b=c/d, то ad= bc.
Убедимся в справедливости основного свойства. Для этого умножим каждое из равных отношений a/b и c/d на a/b=c/d:
a/b* bd= abd/b= ad, c/d* bd=cbd/d=bc.
Т.к. при умножении равных чисел на одно и то же число получаются равные числа, то a/b=c/d.
С помощью основного свойства пропорции любой ее член можно выразить через три других. Это позволяет по трем известным членам пропорции находить неизвестный.
Рассмотреть примеры из учебника стр. 58-59.
V. Задание на уроке.
Учебник стр. 60 задание № 177(а,в), № 178(б,г,е,з), № 179, № 180(б), № 182 .
VI. Итоги урока. Рефлексия.
Что нового я сегодня узнал?
Что мне понравилось на уроке?
О чём я ещё хочу узнать?
Что у меня получилось хорошо?
Над чем мне ещё нужно поработать?
VII. Подведение итогов урока: оцените, пожалуйста, себя, как вы занимались на уроке (звёздочка – «5», квадрат – «4», треугольник – «3», круг – «плохо»).
VIII. Задание на дом.
Учебник стр. 60 задание № 177(б,г), № 178(а,в,д,ж), № 181 .
Информационные материалы:
Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций / [Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова]. — М.: Просвещение, 2013 г.
Алгебра. Методические рекомендации. 7 класс / [С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова]. — М.: Просвещение, 2014 г.
Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л.П. Евстафьева, А.П. Карп. М.: Просвещение, 2018г.
Алгебра. Контрольные работы. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций / [Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова, С. Б. Суворова]. — М.: Просвещение, 2016 г.
3