Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность на уроках математики в 9 классе в рамках темы "Статистика"»
УМК: Муравин
Тема: Понятие о статистике
Цель урока: знакомство с понятиями средних характеристик рядов данных и определение, какую из них выбрать для лучшей характеристики рассматриваемых рядов.
Тип урока: открытие нового знания
Методы и приёмы обучения: беседа, решение проектной задачи.
Формы организации: групповая (работает 5 групп).
Предметные результаты обучения: находить среднее арифметическое, размах, дисперсию числовых рядов; приводить содержательные примеры использования средних и дисперсии для описания данных.
Метапредметные результаты обучения: представлять информацию в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ; приводить примеры числовых данных.
Основные понятия:генеральная совокупность, выборка, репрезентативные и нерепрезентативные выборки, статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, мода, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, математическое ожидание.
Фрагмент урока:
К этому уроку ученики должны были прочитать текст учебника и приготовить данные по следующим вопросам:
Размер обуви одноклассников
Рост одноклассников
Вес одноклассников
Количество проданных в столовой булочек за 1 месяц
Результаты бега на 100 м.
Начать урок можно с беседы о статистике.
Вопросы для беседы:
Как вы понимаете, что такое статистика.
Зачем нужна статистика
Приведите примеры использования статистической информации в торговле, производстве, медицине, на транспорте, в армии, в школе и т.п.
Затем рассматриваются задачи, разобранные в тексте учебника. На их основе уточняются значения понятий: средний балл (среднее арифметическое отметок), ранжированный ряд, мода ряда, медиана ряда, размах ряда, дисперсия ряда. Еще раз проговаривается, как находить их значения.
Далее группы приступают к работе со своими данными.
Каждая группа должна:
Представить данные в виде таблицы. Упорядочить по возрастанию.
Вычислить среднее арифметическое данных.
Вычислить размах ряда.
Найти медиану и моду ряда.
Постройте столбчатую или круговую диаграмму.
Подумать, как можно использовать полученную вами статистическую информацию.
Определить, какая из характеристик, лучше характеризует рассматриваемый ряд.